Правила дорожного движения

Разделы: Начальная школа


Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Действующие лица: Светофорчик, Незнайка, Растяпа, Инспектор движения, Корреспондент, Зайчиха с зайчатами, ученики.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Встреча с героями.

Светофорчик читает стихотворение Я. Пишумова «Азбука города»

Светофорчик:

Город, в котором
С тобой мы живем,
Можем по праву
Сравнить с букварем.

Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город дает нам
Все время урок.

Вот она, - азбука, -
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.

Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.

Незнайка (читает).

ПДД! Что это значит? (Поворачивается к ребятам.)

А, здравствуйте, ребята! Помогите мне расшифровать эту надпись. Что такое ПДД?

Ученики. Правила дорожного движения!

Незнайка. Что, опять про дорогу?! Я и так все про нее знаю.

Инспектор движения. Хорошо, давай проверим! Можно ли играть на дороге?

Незнайка. Например, в шахматы – нельзя.

Инспектор движения. Почему?

Незнайка. Машины все фигуры посбивают, а в футбол – можно.

Инспектор движения. А вы, ребята, согласны с Незнайкой? (Нет.) Вот посмотри и послушай, что произошло с зайчатами, которые не слушали маму.

III. Инсценировка «Приключения озорных зайчат»

В одном городе жила зайчиха Люся. Было у нее много маленьких детишек. Их звали так: Ляля, Мася, Ушастик, Звонок, Прыгунок. Так как их мама Люся была очень добрая и души не чаяла в своих детях, она их никогда не ругала, поэтому зайчата часто попадали в разные истории.

Очень любили наши маленькие проказники путешествовать по городу.

Однажды Ушастик, Прыгунок и Мася стали играть в догонялки. Они носились по тротуару, сбивая с ног прохожих. Ляля так увлеклась, пытаясь поймать бабочку, что оказалась на проезжей части. А самый маленький Звонок пополз по тротуару за кузнечиком, и его чуть не сбил велосипедист. Еле-еле мама-зайчиха собрала своих детей. Пришлось маме объяснять своим непоседам правила поведения.

Инспектор движения. Незнайка, теперь ты понял, почему важно знать ПДД?

Растяпа. Не слушай ты их, не слушай! Здорово, да еще как здорово играть на мостовой. Сколько мы с тобой аварий наделаем! А почему они все тебе вопросы задают? Сами-то они знают что-нибудь?

Инспектор движения. Я бы тебе посоветовал с нами поиграть, повторить правила дорожного движения.

IV. Игры

1. «Доскажи словечко»

Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Где есть надпись…(переход).

Если ты спешишь домой.
Не беги по мостовой.
Не цепляйся за трамвай
И другим … (не разрешай).

Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти.
Помни, Петя, Толя, Сева,
Что смотреть надо … (налево).

Как дойдешь до середины,
То отсюда с половины,
Помни, Таня, Юра, Клава,
Что смотреть надо … (направо).

2. «Запрещается – разрешается»

И дороги, и проезды,
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.

Тут шалить, мешать народу -
Запрещается! (Хором.)
Быть примерным пешеходом -
Разрешается! (Хором.)

Переход при красном свете -
Запрещается! (Хором.)
При зеленом, даже детям -
Разрешается! (Хором.

V. Музыкальная пауза

Песня на мотив из мультфильма «Бременские музыканты»

Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто знает правила дороги,
Не грозят ни травмы, ни тревоги – 2раза.

Выучив таблицу умножения,
Не забудь про правила движения.
Если ж знаки нас предупреждают,
Значит – нас они оберегают – 2раза.

VI. Встреча с корреспондентом.

Корреспондент. Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам по заданию газеты. Мне нужно выяснить, почему у нас в городе происходят ДТП, участниками которых становятся дети?

Вот послушайте:

Ученик 2 класса катался на самокате по дороге. Его сбила машина. В тяжелом состоянии мальчик был доставлен в больницу.

Чтение стихотворения Ю. Могутина «Случай на мостовой»

Гудят грузовики вокруг,
Стремглав машины катят,
И вдруг мальчишка
Во весь дух
Летит на самокате.
То вынырнет из-за угла
Наперерез машине,
То вдруг помчится, как стрела,
По самой середине.
На светофоре красный свет:
Езда опасна – хода нет!
Но мчится дальше озорник.
И с видом победителя
Чуть не попал под грузовик,
Перепугав водителя.
И снова мальчик услыхал
Мотор, ревущий грозно,
Успел заметить самосвал,
Но было слишком поздно.
Закрыты в ужасе глаза –
Визжат надсадно тормоза.
По присмиревшей мостовой –
Спешит к бедняге постовой.
Так на проезжей части
Произошло несчастье.

- А вы, ребята, тоже так делаете? (Нет.) Вы соблюдаете ПДД? (Да.)

«Да» или «Нет»

- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет?

- Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой?

- Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите?

- Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход?

- Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора?

- Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»?

- Ребята из школы светофорных наук передали вам …

Очень к вам хотело,
Ехало, летело,
По морю плыло,
Наконец … пришло. (Письмо.)

- Расшифруйте его.

Текст.

Кто знает правила движения,
Тому почёт и уважение!

VII. Музыкальная пауза

Частушки.

1. Мы частушки пропоём
Всем для настроения
И, конечно, повторим
Правила движения.

2. К перекрёстку подошел –
Жуткое движение.
Как дорогу перейти?
Вот так приключение!

3. Светофор нам друг, ребята,
Он всегда нас бережет,
Жмите кнопку у дороги,
Он нам глазом подмигнет.

4. Мчат машины по дорогам –
Перейти опасно.
На дороге ищи «зебру»:
Переход здесь – ясно!

5. Я пришел на перекресток,
Мне сказали, зебра тут.
Чудо-зверя не нашел,
Весь, расстроившись, ушел.

6. Твой веселый, звонкий мяч
Может быстро мчаться вскачь.
Не играйте у дороги,
Берегите мяч и ноги!

7. Тот, кто к правилам движенья
Не имеет уваженья,
На дороге, мостовой,
Тот рискует головой.

8. Мы частушки вам пропели
По правилам движения.
Помнить все мы их должны,
Все без исключения.

VIII. Конкурсы

1. «Составь слово»

га до ро ли у ца ход ше пе
ар тро ту  бо о на чи фор то све

2. «Знатоки нот»

Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки. (Ноты.)

…рога … лиционер пе … езд … гнал
… гулировщик … ры вело … пед пе … ход

3. «Рифма»

дорога - пешеход - обочина –
улица - кювет - тротуар -

IX. Загадки.

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
( Автобус.)

В два ряда дома стоят -
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица.)

Стою я с краю улицы
В длинном сапоге –
Чучело трехглазое
На одной ноге.
(Светофор.)

Не живая, а идет;
Неподвижна, а ведет.
(Дорога.)

Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус.)

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
(Машина.)

У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.
(Велосипед.)

Кто сумеет догадаться?
Вот идут четыре братца
По наезженной дороге,
Но они совсем не ноги.
Никогда не расстаются,
Два следа за ними вьются.
(Колеса.)

X. Итог.

Памятка юного пешехода

  1. Не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом, не разрешай этого делать другим.
  2. Не устраивай игры на проезжей части улицы. Не цепляйся за проходящий транспорт.
  3. Ходи только по тротуару или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны.
  4. Прежде чем пересечь улицу или дорогу, убедись в полной безопасности перехода.
  5. Строго подчиняйся сигналам светофора.
  6. Пользуясь общественным транспортом, соблюдай порядок посадки и выхода.
  7. Будь внимателен к окружающим: если человек упал, помоги ему подняться, пожилым людям помоги перейти улицу.