Статья "Зачетно-балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся на третьей ступени обучения"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Процесс обучения сегодня характеризуется, как известно, разнообразием образовательных маршрутов, широким спектром программ и учебников. Для его эффективной организации от учителя требуется способность к самостоятельному конструктированию системы предметного обучения в своей школе, умение гибкой дифференцированной разработки методики преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников. Поэтому необходим иной уровень методической подготовки педагога, ориентированный на овладение им общими подходами к самостоятельному проектированию и осуществлению процесса обучения.

В условиях возрастания объема информации и знаний, преподаватели школы понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащегося, развивающим, мотивированным и т.д.

Если в младших и средних классах стоит задача учить учиться, то в старших классах эта задача усложняется, т.к. необходимо учить учиться самостоятельно, т.е. очень важно учить старших школьников планировать свою работу, рационально использовать свое и чужое время, работать со справочной, дополнительной литературой, писать конспекты, тезисы, рефераты.

Творчество преподавателя начинается с построения модели образования в своей школе. Отправным моментом проектирования процесса обучения является диагностика уровня образовательного потенциала учащегося и класса и разработка процесса обучения в соответствии с этим фактором. На основании анализа учебно-методической литературы, наблюдений, анкетирования был сделан вывод о необходимости включения педагогического и ученического коллективов в эксперимент по внедрению зачетной системы в классах III ступени, как системы промежуточной аттестации учащихся.

В школе была создана творческая группа по проблеме “Зачетная система оценивания знаний учащихся в классах III ступени”, в которую вошли учителя математики (предмет – алгебра и начала анализа), биологии, физики, химии, истории, литературы.

Курирует работу группы заместитель директора по УВР (методическая работа).

Творческая группа по данной проблеме успешно работает в течение уже десяти лет. Состав учителей практически неизменен (меняются учителя математики, русского языка и литературы), но неизменным остаются предметы, выведенные на зачетно-балльно-рейтинговую систему оценивания. Есть трудности у заместителя директора, ему приходится заново запускать механизм системы с вновь прибывшими учителями, учениками, родителями, но здесь ему на помощь приходят руководители методических объединений, учителя, которые работают по данной проблеме с первых дней.

Цели и задачи введения зачетно-балльно-рейтинговой системы

  • повысить ответственность учеников за результаты своего обучения;
  • развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
  • уменьшить число “необучаемых” учеников;
  • обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся, для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.

Сущность зачетно-балльно-рейтинговой системы

  • по каждому предмету определяется число зачетных работ, которые ученик должен сдать, несмотря на болезнь или отсутствие на уроках по другим причинам;
  • по каждому предмету разрабатывается балльная шкала оценивания учебной деятельности учащихся;
  • положительная оценка за полугодие выставляется, если ученик сдал все зачетные работы. Положительная оценка за год может быть выставлена ученику, имеющими две положительные оценки за полугодие.

Начиная с 1 сентября и до окончания учебного года полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет полугодовые и годовые оценки.

Для получения оценки за полугодие необходимо набрать баллы (баллы выставляются во вкладыш в журнале):

 

оценка % выполнения работы 2 часа по предмету (100 баллов) 3 часа по предмету (150 баллов) 4 часа по предмету (200 баллов)
“3” 50% - 75% 50- 75 75 – 112,5 100 – 150
“4” 76% - 90% 76 – 90 112,6 – 136,5 152 – 180
“5” 91% - 100% 91 – 100 136,6 – 150 182 – 200

Оценки выставляются только за полугодие и за год в журнал на соответствующих страницах по предмету, там же ведется учет посещаемости уроков учащимися.

Родителям для контроля предоставляется перевод баллов в оценки:

оценка % 5-балльная работа 10-балльная работа 20-балльная работа
“3” 50 – 75 2 – 3,75 5 – 7,5 10 – 15
“4” 76 – 90 3,8 – 4,5 7,6 – 9 15,2 – 18
“5” 91 – 100 4,6 – 5 9,1 – 10 18,2 – 20

Механизм балльной системы контроля качества знаний учащихся

  1. Каждый учитель определяет число зачетных работ за полугодие.
  2. Дата проведения зачетных работ сообщается ученикам и вносится в зачетные книжки <Приложение № 1>
  3. Учитель планирует на полугодие дни консультаций для пересдачи зачетных работ.
  4. Баллы за зачетные работы выставляются во вкладыш журнала и в зачетные книжки учеников. <Приложение № 1>
  5. Если ученик не сдал зачетную работу, то учитель делает соответствующую запись в зачетную книжку.
  6. Основные виды учебной деятельности учащихся делятся на четыре группы:
    – зачетные работы;
    – “срезовые” работы;
    – практикумы;
    – текущие ответы на уроке.

Каждый вид деятельности имеет определенное “балльное” выражение:

Вид учебной деятельности Баллы
1. Зачетные работы (семинары, коллоквиумы, тестирование, контрольная работа)

 

2. “Срезовые” работы (сочинение, практическая работа, собеседование, проверочная работа), сообщения.

3. Практикумы (ОК, лабораторные работы, решение задач, диктанты, заполнение таблиц, составление тезисного плана, развитие речи, характеристика личности, работа с документами, текстом)

4. Текущие ответы (устные ответы на уроке, индивидуальная работа)

20 баллов

10 баллов

5 баллов

3 балла

7. В конце полугодия проводится зачетная неделя (консультации, досдача, пересдача зачетов для задолжников вместо уроков класса по расписанию).

8. Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает “ноль” баллов. Однако, зачетные работы он может сдать в специально отведенное время.

9. Если учение набирает не удовлетворяющее его количество баллов за зачетные работы, он имеет право “добрать” недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях, т.е. досдать, а не пересдать), но только один раз, в специально отведенное время.

10. Оценивается также работа ученика и во время урока. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

11. В конце полугодия и года составляется рейтинг учащихся по каждому предмету и общий (суммируются результаты учеников по всем “зачетным” предметам).

Методическое сопровождение работы творческой группы

Каждым учителем было разработано положение по зачетной системе контроля знаний учащихся <Приложение № 2>. Определили число зачетный работ за полугодие, приступили к формированию банка заданий обязательного уровня, системы специальных дидактических материалов, выделения обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

В августе месяце прошел педсовет, на котором было рассмотрено положение о зачетно-балльно-рейтинговой системе оценивания знаний учащих в классах III ступени, утвержден план мероприятий на учебный год.

Сентябрь.

  1. Индивидуальное собеседование с учителями.
  2. Заседание творческой группы учителей “Коррекция деятельности учителя-предметника в условиях зачетно-балльно-рейтинговой системы”.
  3. Диагностика ОУУН.
  4. Общешкольное родительное собрание.

На заседании творческой группы утверждается тематический учебный план 10-х и 11-х классов по каждому предмету <Приложение № 3>.

Данный тематический учебный план класса необходим, т.к. он позволяет:

  • скоординировать действия учителей, работающих на зачетно-балльно-рейтинговой системе в данном классе;
  • ликвидировать перегрузку учеников;
  • информировать родителей о прохождении программ и контроле за знаниями учеников (для этого в учительской первый год вывешивали тематический учебный план класса и открытый лист учета контроля, в последующие года использовали индивидуальные листы, которые готовили для каждого ученика классные руководители);
  • научить учеников распределять время на подготовку к занятиям.

Тематический учебный план класса – рабочий документ классного руководителя, позволяющий ему создавать оптимальные условия для обучения в классе.

Октябрь. 1. Классно-обобщающий контроль в 11 классе.

Цель:

  1. Формирование познавательных интересов учащихся, уровень сформированности ОУУН.
  2. Педагогическое совещание. Подведение итогов классно-обобщающего контроля и результатов диагностики.

Ноябрь.

  1. Собеседование с учителями по самоанализу деятельности.
  2. Классно-обобщающий контроль в 10 классе.
  3. Заседание творческой группы с участием преподавателя АГПУ.

Декабрь.

  1. Педагогическое совещание. Подведение итогов классно-обобщающего контроля и результатов диагностики по 10 классу.
  2. Работа с учащимися, не справляющимися с графиков зачетных работ. Беседы с родителями.
  3. Организация и проведение зачетной недели.

Январь.

  1. Совещание творческой группы: подготовка к педагогическому совету. Результаты зачетной недели: положительный опыт, трудности, анализ и коррекция.
  2. Малый педагогический совет с приглашением родителей и учеников, не сдавшие зачеты.
  3. Анкетирование учащихся 10 – 11 классов (цель: мотивация учения школьников III ступени. Выявить отношение к зачетной системе оценивания. Проследить какое место в расписании учащихся занимают предметы, работающие на зачетной системе) <Приложение № 4>.
  4. Собеседование с учителями по самоанализу деятельности.
  5. Заседание творческой группы учителей “Коррекция деятельности учителя-предметника в условиях зачетно-балльно-рейтинговой системы”.
  6. Родительские собрания.

Февраль.

  1. Педагогическое совещание. Положительный опыт, трудности, анализ. Влияние зачетной системы обучения на качество ЗУН, результаты анкетирования учащихся.
  2. Посещение уроков в 10 – 11 классах (цель: выявление уровня сформированности ОУУН; выявление достижения стандарта образования каждым учеником).
  3. Общеклассное ученическое собрание.

Март.

  1. Посещение уроков в 10 – 11 классах (цель: выявление уровня сформированности ОУУН; выявление достижения стандарта образования каждым учеником).
  2. Собеседование с учителями, учащимися.
  3. Заседание творческой группы. Подготовка к “круглому” столу. Подведение итогов посещения уроков и промежуточных результатов по зачетным работам.

Апрель.

  1. Контроль за учениками, попавшими в группу, несправляющихся с зачетными работами.
  2. Анкетирование и диагностирование учащихся, учителей и родителей.

Май.

  1. Собеседование с учителями по самоанализу деятельности.
  2. Беседы с учениками, родителями.
  3. Подведение итогов анкетирования.
  4. Организация и проведение зачетной недели.
  5. “Круглый” стол. Подведение итогов по зачетно-балльно-рейтинговой системе оценивания знаний учащихся в классах III ступени.

На заседаниях творческой группы на второй год работы по данной проблеме были рассмотрены такие вопросы, как:

  • урок в условиях зачетно-балльно-рейтинговой системы обучения.
  • зачет. Форма зачета. Методика проведения зачетов.
  • организация и методика групповой и индивидуальной консультаций.

На третий год работы были рассмотрены такие вопросы, как:

  • балльно-рейтинговая система оценивания на уроках истории и биологии, с последующим выступлением учителей на районной научно-практической конференции;
  • “круглый” стол. Формы зачетов (“вертушка” и др.). Отбор материала по способностям учащихся (обмен опытом).
  • виды дифференцированной помощи учащимся (из опыта работы учителей).

В последующие года участники творческой группы активное участие принимают в методической работе школы, района, города по данной проблеме.

В течение всех этих лет ведется мониторинг результативности работы по предметам, по классам <Приложение № 5>, создан банк дидактического материала зачетных работ, учителями осваивается проектная деятельность, учащиеся, выходя на семинары по предметам, оформляют свои работы в форме презентации, используя эффекты анимации.

Учителя работают, находятся в творческом поиске, помогают учащимся в развитии креативности и в формировании определенных личностных качеств, так необходимых в этом сложном, быстро меняющемся мире.