Бинарный урок на тему "Краски и звуки зимы"в 5-м классе

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель: дать учащимся возможность почувствовать, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины.

План урока.

I. Пагрец Л.С.

  1. (учитель музыки) Эпиграф: стихотворение Н.Рыленкова.
  2. Беседа о зиме (вопросы).
  3. Слушание музыки А.Вивальди и П.Чайковского.
  4. Вопросы, сравнение с жив.полотн.

II. Прохоренко А.И.

  1. (учитель ИЗО) Беседа с учащимися о зиме.
  2. Исполнение песни.
  3. Разбор живописных полотен и сравнение настроений с музыкой о зиме.

III. Практическая работа в парах (художественная техника «Монотипия» по методике Н.Н.Носаревой «Коллективное творчество на уроках ИЗО в малочисленном классе»).

IV. Итог урока-обобщение.

Оборудование:

  1. На доске - репродукции картин И.Грабаря, Б.Кустодиева, Ф.Васильева, К.Юон.
  2. Написаны фамилии композиторов А.Вивальди, П.Чайковского.
  3. В центре доски- тема урока, которая записывается учителями по очереди.
  4. Магнитофон с дисками, кассетой фонограммы.
  5. У учащихся: листы бумаги, клей, краски.

Ход урока

I.

*Звучит «У камелька» П.Чайковского (Стихотворение- на фоне музыки)- фрагмент 2’21

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно. (выключ.)

- Догадались, о чем сегодня наш урок? (На доске пишу- Зима в музыке)

- Какие композиторы сочиняли музыку зимы? (ответы детей)

- Послушайте музыку Чайковского «Декабрь»- «Святки».

*Звучит фрагмент пьесы П.Чайковского из цикла «Времена года»- «Декабрь» 3’50

- Какое настроение музыки?

- С какой картиной перекликается это настроение? (ответы детей) (И.Грабарь «Февральская лазурь» )

- А теперь- зима Антонио Вивальди из его 4ого концерта «Времена года»- «Зима».

*Звучит I часть Allegro molto «Сильный ветер- от холода бегут и топают ногами» 3’50

- Понравилось?

- Кто исполняет музыку? (струнные инструменты и клавесин)

- Назовите струнно-смычковые инструменты. (скрипка, виолончель, альт, контрабас)

- Какая зима в концерте Вивальди? (ответы детей)

- Послушайте, какой эпиграф к этой части взял композитор:

Морозной гладью стелется дорога,
И человек, иззябшими ногами
Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.

- Какой темп? (быстрый)

- Динамика? (громко, усиливается и затихает)

- С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения? (К.Юон «Вид Троицкой Лавры»)

II.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них- осень, зима, весна и лето- неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы.

- Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)

- А художники, которые изображают природу? (пейзажисты)

Это замечательные выдающиеся мастера пейзажа Константин Юон, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Василий Поленов и многие другие. Сегодня на уроке мы будем говорить только о зиме. Перед вами репродукции (на доске названия) известных мастеров живописи:

  1. И.Грабарь «Февральская лазурь»,
  2. Б.Кустодиев «Масленница»,
  3. Ф.Васильев «Оттепель»,
  4. К.Юон «Вид Троицкой Лавры».

- Что объединяет эти репродукции?

- Поднимите руки те, кто любит зиму. Почему? (ответы детей)

*Исполните песню «Новогодний карнавал»

Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем сказочным узором раскрасят они деревья и дома.

- Рассмотрите эти картины.

- Какие краски преобладают на них?

- Какая из картин вам больше нравится? Почему?

- Какие чувства у вас вызывает та или иная картина?

  1. Игорь Эмануилович Грабарь «Февральская лазурь».
    Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Вот тогда и почувствуем мы: весна приближается.
  2. Борис Михайлович Кустодиев «Масленница».
    Масленичное катанье. Картина захватывает своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками, купола церквей одеты в снежные шубы и шапки…
  3. Федор Александрович Васильев «Оттепель».
    Художник мастерски изобразил переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели.
  4. Константин Федорович Юон «Вид Троицкой Лавры» (современный город Загорск).
    Художник показал архитектуру Троице-Сергиевой Лавры (1916г.): маленькие домики, покосившиеся заборчики, спокойно идущих женщин- все это на фоне зимних красок, зимы.

- Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Через картину он передает свое внутреннее состояние. Он не просто слепо копирует увиденное.

- Какая музыка, а ваш взгляд, подходит к той или иной картине? Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года- зиму- и выразили свои чувства через музыку.

Давайте вместе с вами попробуем изобразить зиму, попробуем почувствовать ее.

III.

Практическая работа

IV. Итог урока, обобщение.

Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины и образы зимы очень разной, а художники- свои картины зимы, но они очень близки порой по настроению друг к другу. Можно услышать живопись и увидеть музыку.