Открытый урок в 6-м классе "Космическое путешествие"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: «Космическое путешествие».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Жанр урока: урок-путешествие.

Форма урока: урок-диалог.

Виды деятельности: читатели, исследователи.

Цели и задачи:

  • реализация технологии деятельностного метода на уроке; расширение кругозора учащихся; развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии;  
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, знакомство с новым видом пейзажа – космическим пейзажем;
  • знакомство с художником-космонавтом Леоновым А. и художником Соколовым А.;
  • сравнение линейной и воздушной перспективы на Земле и в Космосе;
  • знакомство с новой для учащихся наукой – астрономией, с достижениями в  космонавтике;
  • воспитание патриотизма, гордости за своего знаменитого земляка В.Быковского, за нашу Россию.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Основная часть

1) Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цели:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством загадки, поговорки;
  • определить содержательные рамки урока.

– Я хочу начать наш  урок с загадок: У пастуха множество овец, ночью пасутся, а днем отдыхают. (Луна и звезды). Друг за другом бегают, а догнать не могут. (Солнце и луна).
Сегодня мы проводим необычный урок – урок-путешествие. Мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство. Ребята, вы готовы к путешествию? Вперед!
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
Раньше, когда люди только начинали изучать Землю, и сейчас, в наше время, люди интересовались погодой, переменами климата и Солнцем. Астрономические знания необходимы были людям и в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, где они занимались охотой, рыболовством, скотоводством, совершали путешествия через пустыни и моря. Всем им необходимо было ориентироваться во времени и в пространстве. В то время не было еще хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае. Небо же было почти всегда ясным, и звезды могли всегда направлять путешественника к его местоназначению.
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Для нас, живущих в 21 веке, зрелище звездного неба особенно величественно, потому что мы знаем природу звезд; ведь каждая из них – это солнце, т.е. гигантский раскаленный газовый шар. Люди не сразу узнали истинную природу небесных тел. Проходили века, и люди, тщательно наблюдая за различными небесными явлениями, пришли к современному научному пониманию мира.
Звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.

Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…

(Ломоносов М.В.)

2) Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цели:

  • актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их  вербальная (в речи) и знаковая (правило) фиксация и обобщение;
  • актуализация мыслительных операций (сравнение).

– Мы с вами говорим о великой книге Природы.
– А что такое пейзаж?
– Изображение природы.
– Конечно, изображение природы (от французского слова «пэи», что означает «страна»).
– А какие разновидности пейзажа вы уже знаете?
– Сельский пейзаж (деревенский).
– Городской пейзаж.
– Индустриальный пейзаж.
– Морской пейзаж.
– А в Космосе?
– Космический пейзаж.
– Верно. Новый вид пейзажа – космический. (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3).
При изображении природы на Земле мы используем линейную и воздушную перспективу. А в Космосе?

3) Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

– У нас еще нет необходимых знаний о Космосе!

Далее, короткие сообщения учащихся:

– Российский теоретик космонавтики. (Приложение 1)
– Генеральный конструктор космических  кораблей. (Приложение 2, Рисунок 4)
– Из  истории развития космонавтики. (Приложение 3)  
– Первый космонавт Земли. (Приложение 4, Рисунок 5)       
Просмотр документального видео файла. (Приложение 5)
– Наш знаменитый земляк. (Приложение 6, Рисунок 6)

4) Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать построение детьми нового способа действия.

– Ребята! Алексей Леонов, побывав в космосе, вспоминает: «Особенно красиво выглядит горизонт Земли. Он контрастно делится на несколько ярких слоев. У самой Земли ярко- красная линия. Потом идет теплых тонов палевая линия с желтизной. Следующая – голубая лента, которая переходит в темно-фиолетовую и затем в черное, бархатное небо».
Художник-космонавт Алексей Леонов изображает на своих картинах космос во всем великолепии увиденных им красок. Художник А.Соколов никогда не был в космосе, но его картины удивительно точно отображают Мир Космоса.
– Первый выход в открытый космос. (Приложение 7, Рисунок 7)
– Художник А.Соколов. (Приложение 8)
– А сейчас мы посмотрим картины этих художников. (Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12)

5) Первичное закрепление во внешней речи.

– Что же мы с вами увидели? Какие можем сделать выводы?
– В Космосе мы видим нарушение привычной для нас линейной перспективы.
– Необычный колорит.
– Незнакомая воздушная перспектива.
– Странные ракурсы.

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание: изображение космических летательных аппаратов на картонных цветных заготовках округлой формы.

Самостоятельная работа учащихся. (Рисунок 13, Рисунок 14).

7) Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

  • выявить границы применимости нового знания.
  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной  

            непрерывности.
– Отгадываем кроссворд на доске (коллективная работа, Приложение 9)
– Выставка детских работ на доске (Рисунок 13, Рисунок 14).

8) Рефлексия учебной деятельности

Цели:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
  • провести рефлексивный анализ учебной деятельности.
  • оценить собственную деятельность на уроке.
  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности.
  • обсудить и записать домашнее задание.

3. Итог урока

– Наше космическое путешествие подходит к концу. Мы узнали:

  •  что такое Космос,
  • астрономия,
  • космический пейзаж,
  • краски космоса,
  • перспектива в космосе,
  • космический корабль,
  • самая яркая звезда,
  • спутник Земли,
  • познакомились с жизнью и творчеством великих людей.

4. Домашнее задание

1) Чтение литературных произведений о Космосе.
2) Продумать композицию своего видения космической реальности.

От автора: на уроке планировался просмотр документального видео файла о полете Юрия Гагарина в космос (Приложение 5), по техническим требованиям к материалам представленным участникам фестиваля этот материал не смог войти, а также не смог войти Рисунок 14.