Сценарий проведения лицейского урока

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: Царскосельский Лицей, Выпускники Лицея.


Урок проводится 19 октября. Ведущие – ученики 11 класса. Зрители – 9, 10 классы.

Заранее в Интернете находятся фотографии Царского села и Лицея, портреты людей, упоминаемых в рассказе,  подбирается музыкальное сопровождение, на фоне которого читаются стихи.

В качестве сигнала к началу звучит музыка «Гадеамус Игитур»

- Это звучит гимн студентов лицеистов, школяров, написанный в XIV веке в Гейдельбергском университете. (Пауза.) На экране появляется надпись 19 октября – День Лицея.

- 19 октября 1811 года. Эта дата связывает воедино всех, кто учился и учится в Лицеях. (Пауза.)

- По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея. (Фото на экране)

- 19 октября1811 года царь, вся царская семья, высшее духовенство, члены Государственного совета и министры напутствовали три десятка мальчишек на учение и служение государству.

 - Новое учебное заведение заняло весь четырехэтажный флигель Екатерининского дворца (фото), построенный еще в конце XVIII века архитектором И. В. Нееловым. Строгое по архитектурному решению, соразмерное по пропорциям, здание превосходно вписалось в общий ансамбль. Монументальная трехпролетная арка соединяла его с дворцом.

- Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый,
И вижу вновь семью друзей.

- Особенно запомнилась лицеистам речь профессора А. П. Куницына (фото), обращенная к будущим воспитанникам и не регламентированная свыше. Оратор не читал, а говорил. Он говорил "об обязанностях гражданина " и призывал своих будущих воспитанников действовать, как "думали и действовали древние россы: любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем!"

- Пройдет время, и в 1836 году в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» Пушкин скажет об этом дне:

Вы помните: когда возник  лицей,
Как царь открыл для нас чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

- После речей стали называть воспитанников по списку. И вот впервые прозвучало (фото лицеистов):… Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Федор Матюшкин, Владимир Вольховский, Александр Горчаков, Александр Пушкин…

- Их лицейское детство – это детство всей молодой России. Нам надо знать это и беречь память о тех временах…

- Что же собой представлял Лицей, чему там учили, кого и как воспитывали?

- (Фото расписания Лицея) «Вставали мы по звонку в шесть часов, — рассказывал И. И. Пущин. — Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов — класс. В 9 — чай; прогулка — до 10. От 10 до 12 — класс. От 12 до часу — прогулка. В час — обед. От 2 до 3 — или чистописание, или рисование. От 3 до 5 — класс. В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам — танцеванье или фехтованье. Каждую субботу — баня. В половине 9-го часа — звонок к ужину. После ужина до 10 часов — рекреация. В 10 — вечерняя молитва, сон».

-Царскосельский педагог  конца XIX века, Иннокентий Анненский (фото), писал: «В Лицее были уставом запрещены телесные наказания — черта в высокой степени замечательная; в интернате не было обычного в наше время казарменного устройства; всем питомцам полагались отдельные комнаты — «кельи», как их называл Пушкин; (Фото комнаты Пушкина)

- В комнате располагались классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.

(Пейзажи Царского Села)

 - Пансионский день распределялся гигиенично: на ученье 7 часов, остальное время прогулки, игры, гимнастика. Курс был общеобразовательный и рассчитан только на шесть лет. Прекрасная библиотека выписывала всю периодическую печать, и лицеисты читали много и свободно. Профессора аттестовали питомцев не цифрами, а отзывами, и еще теперь, благодаря этому можно видеть индивидуальные черты Пушкина и его товарищей в школьном возрасте».

- Много внимания в Лицее уделяли спорту. Пушкин  всегда держал себя, как теперь сказали бы, в хорошей спортивной форме: много ходил, плавал, скакал на лошади, стрелял.

- (Фото табеля Пушкина) Лет обучения оказалось шесть, но, говоря нынешним языком, интенсивность обучения была чрезвычайной. Существенное воспитательное значение имела Табель об успехах, прилежании и дарованиях воспитанников Лицея, которая составлялась на основании ведомостей, подававшихся профессорами, адъюнктами и учителями каждые полгода. В Табели подробно отмечались успехи и недостатки каждого лицеиста в учебе, что становилось предметом всеобщего обсуждения.

- Но не все  может быть измерено табельными оценками: первый лицейский выпуск назван именем Пушкина, который занимал по успеваемости 26-е место (из 29). А ведь, кроме того, нам известно, как много, почти фанатически самоотверженно предавалось большинство лицеистов «самостоятельной» работе.

- (Фото Устава Лицея) В Уставе Лицея было строго прописано,  «чтобы не отступить ни малейше от своих правил и не дозволить вначале никакого нарушения порядка... Чистоту, опрятность, освежать воздух, теплоту по градусам наблюдать строжайше. ... Никого, кроме имеющих право, ни под каким видом не впускать в классы во время учения и принимать родителей только в праздничные дни — о сем строжайший приказ.» Иные дети «чувствительно приняли», что их никогда ни в какие каникулы домой не пустят.

- Действительно, родители и родственники воспитанников, жившие в Петербурге и других городах, могли иметь свидания со своими детьми только в определенные дни и только в Лицее. Некоторые воспитанники за шесть лет обучения ни разу не повидали своих родителей, так как и каникулы ученики должны были проводить в его стенах.

- Каникулы же в Лицее были раз в году. «Июль месяц есть время роздыха», — было записано в Уставе Лицея. Занятия шли с 1 августа по 1 июля.

(Фото «Осенние пейзажи»)

- Семья воспитанников Лицея оказалась интернациональной. Броглио был итальянцем. У Горчакова и Матюшкина матери имели немецкое происхождение. Отцы Данзаса, Дельвига и Корфа — прибалтийские немцы. Кюхельбекер был немцем со стороны обоих родителей. Но Лицей воспитывал учеников в духе высокого патриотизма, любви к России, да и, насколько известно, все лицеисты первого выпуска считали и проявили себя в дальнейшем истинно русскими. Правда, они были различных вероисповеданий (например, Данзас — католического, Матюшкин— лютеранского), но в Лицее не придавалось особого значения религиозным убеждениям и обрядам.

- В 1817 г. состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса - 8 человек, 6 человек стали офицерами гвардии и 5 - офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился. Достаточно сказать, что за 33 года деятельности Царскосельского лицея офицерами были выпущены 52 человека из 286 окончивших полный курс. Офицерам, окончившим Лицей, предоставлялись права выпускников Пажеского корпуса, что давало реальную возможность быстрого продвижения по военной службе.

- Иван Пущин рассказывает о лицеистах 1817 года: «Мы, шестеро, назначенные в гвардию, были в лицейских мундирах на параде гвардейского корпуса. Подъезжает к нам граф Милорадович, тогдашний корпусный командир, с вопросом: что мы за люди и какой это мундир? Услышав наш ответ, он несколько задумался и потом очень важно сказал окружающим его: «Да, это не то, что университет, не то, что кадетский корпус, не гимназия, не семинария — это... Лицей!» Поклонился, повернул лошадь и ускакал».

- По окончанию Лицея молодые люди решили каждый год 19 октября праздновать этот день. (Надпись: 19 октября – День Лицея)

…Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда   ни повело
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село...

- Пушкин и его товарищи были воспитаны под девизом – жить «Для Общей Пользы». Они оценивали свою жизнь с точки зрения её полезности для России.

- Лицей воспитывал « в правилах, которые научили нас любить Отечество и добродетель более жизни, более крови своей», -  вспоминал Вильгельм Кюхельбекер.

- Восшествие на престол императора Николая I имело серьезные последствия для российской системы народного образования. По указу от 23 февраля 1829 г. Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.

- По положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, только крещеные и с хорошим здоровьем. Предусматривались следующие вступительные экзамены: закон Божий, российский язык, латинский язык, немецкий или французский язык, математика, география и история. В последующие годы внимание императора и высших сановников к Лицею не ослабевало.

- Преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах превратили Лицей в элитный вуз мирового класса, каким он и оставался вплоть до 1917 года.

- Все выпускники Лицея трудились на государственной службе, приносили пользу Отечеству и стремились содействовать прогрессу.

- Среди них было:

12 членов Государственного совета,

9 сенаторов

5 дипломатов

6 губернаторов

7 директоров департаментов.

- И это не всё. Среди выпускников Лицея революционеры, художники, историки, публицисты, биологи, мореплаватели, военачальники, композиторы.

- Вот имена некоторых из них: (ведущие читают по одному имени, на экране появляются портреты)

Александр Пушкин – Поэт, реформатор русского литературного языка.

Иван Пущин – декабрист, человек высоких духовных качеств, первый историк Лицея и биограф Пушкина.

Антон Дельвиг – поэт-лирик, журналист, человек большого сердца.

Вильгельм Кюхельбекер – декабрист, поэт-романтик.

Федор Матюшкин – Знаменитый мореплаватель.

Михаил Яковлев – композитор, поэт, человек, преданный дружбе и чести.

Владимир Вольховский – известный военачальник.

Александр Горчаков – дипломат, министр иностранных дел.

Николай Корсаков – композитор.

Яков Грот – академик, пушкинист, установил нормы русского правописания, которыми мы пользуемся до сих пор.

Буташевич-Петрашевский – революционер, теоретик утопического социализма в России.

Михаил Салтыков-Щедрин – писатель

- Этот список можно продолжать долго. Этих людей сближает заповедь – быть общественно полезным человеком. Она проверена их жизнью и деятельностью.

-  Лицей создавался, когда устанавливалась, как надеялись, новая Россия, когда призывались к историческому служению Отечеству новые люди. Их нужно было найти, вырастить и воспитать. Требовались деятели общенационального масштаба и государственного образа мыслей. На Лицей возложены были великие надежды, и потому было вложено почти все лучшее, что имела культурная Россия.

- В России «новой», конца XX века, не случайно вспомнили о таком учебном заведении, как Лицей. После развала огромной империи надо было решить труднейшую задачу: как сохранить собственные ценности, не растерять достижений и подтвердить жизнеспособность нашего государства. Наш народ должен был найти собственную дорогу к строительству нового, свободного и справедливого общества и государства. И опять молодому российскому государству понадобились новые люди. Но их нужно вырастить и воспитать. И в российской образовательной системе появляются Лицеи.

-  Видный правозащитник начала XX века Витте писал: «Государство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателями являются все граждане…». Мы с вами должны помнить, что судьба нашей Родины в наших руках, что её благополучие зависит от нашей с вами работы. Но, я думаю, мы никогда не забудем, что первые шаги в этой жизни мы сделали в этих стенах.

- Мы скоро покинем нашу школу, поэтому хотим, чтобы вы запомнили:

Лицеист – это любовь! Любовь к жизни, к знаниям, к наукам!

Лицеист – это интеллект!

Лицеист – это целеустремленность в жизни!

Лицеист – это уважение к старшим, к отцу, матери, к учителям.

Лицеист – это интерес ко всему новому, это интеллигентность.

Лицеист – это стремление быть первым.

Лицеист – это талант!

Литература

1. Руденская М., Руденская С. «Наставникам… за благо воздадим». Очерки. Лениздат.1986

2. Пушкин А.С. Собрание сочинений в10тт. М., Издательство «Правда», 1981.

3. Томашевский Б. Пушкин. Т.1. М, «Художественная литература», 1990