Занятие по математике с детьми в возрасте 5—6 лет. Тема: "Случай в зоопарке"

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: детский сад, дошкольники, математика, логическое мышление, блоки Дьенеша, старший дошкольный возраст


Программное содержание:

  • формировать умения строить разнообразные дома, используя схемы, фотографии;
  • закрепить знание геометрических фигур, основных цветов (раскладывать фигуры в определенном порядке, ориентируясь на образец.);
  • развивать логическое мышление;
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • формировать умение работать в компаниях (умение договариваться, распределять обязанности, достигать общего результата);
  • воспитывать дружелюбие, взаимопомощь.

Предварительная работа:

  • рассматривание схем, иллюстраций домов различной конфигурации;
  • постройка домов по схемам и по замыслу;
  • дидактические игры с блоками Дьенеша “Автотрасса”, “Купи квартиру”, “Лото”, “Засели домики”;
  • рассматривание иллюстраций про зоопарк;
  • экскурсия совместно с родителями в зоопарк;
  • дидактические игры “Разложи по порядку” (на величину), “Спортсмены строятся”.

Материал:

  • схема-карта “Путь в зоопарк”;
  • схемы построения дорожек через реку;
  • крупный и мелкий строительный материал;
  • фишки 3-х цветов на каждого ребёнка;
  • конверт с письмом;
  • аудиозапись ритмичной музыки;
  • иллюстрации зверей: заяц, лиса, медведь;
  • игрушки (заяц, лиса, медведь):
  • крупные детали блоков Дьенеша, ( , , , , - разных цветов и размеров);
  • сундучок с сюрпризом;
  • аудиозапись голоса “директора зоопарка”;
  • бейджики для посыльных;
  • песочные часы (на 10 минут).

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в круг.

- Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко уже проснулось и заглядывает к нам в окошки. Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? (Веселое, радостное, смешливое).

- Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми? (Конечно).

- Тогда давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся солнышку и всем - всем на свете! Замечательно! (Дети посылают улыбки друг другу и солнышку).

- А у меня для вас есть вот такой конверт. (Показывает конверт).

- Как вы думаете, что в нем? (Варианты ответов).

- Да, конечно, в нем письмо. Утром мне этот конверт передал почтальон. Давайте откроем конверт и прочтём письмо. Воспитатель открывает конверт, читает письмо:

“Здравствуйте, ребята! В нашем зоопарке случилась беда: сильным ветром были сломаны дома для зверей, а на улице стало уже холодно. Наши строители заболели и не могут нам помочь. Может быть, вы сможете? Помогите, пожалуйста! С уважением, директор зоопарка”

- Какое несчастье, бедные звери! Что же мы сможем сделать для них? (Построить зверям новые крепкие, теплые дома)

- Да, действительно, мы же с вами уже умеем строить дома. Но вот из чего будем строить? (Из строительного материала).

- Верно, но сначала нам нужно добраться в зоопарк к зверям. А как будем добираться в зоопарк? (Дети предлагают варианты)

- Ваши предложения очень интересны. Но посмотрите, в конверте еще что-то лежит. Воспитатель достает схему-карту, дети рассматривают её (приложение №1)

- Чтобы дойти до зоопарка (показ), нужно через что перейти? (Нужно перейти через реку). А как же мы перейдем через реку? (по мосту, по дороге). Хорошо, но посмотрите, вот наша речка, а где же мост? (Нет). Что же делать? (Надо мост построить). А из чего будем строить? (Варианты ответов).

Воспитатель в это время осматривает все вокруг, обращает внимание детей на сложенные блоки Дьенеша (увеличенный вариант).

- Ой, смотрите, здесь что-то есть! Это, наверное, строители оставили материал для постройки моста.

Под материалом дети находят три схемы-постройки (приложение № 2).

- Итак, интересно, а это что? (варианты ответов). Да, это схемы постройки мостов, их всего три, а нас много. Как же быть? (варианты ответов). Чтобы все смогли участвовать в строительстве мостов, мы разделимся на три компании, а помогут нам в этом разноцветные фишки.

Воспитатель предлагает детям встать в круг, сделать ладошки “лодочкой” и закрыть глаза. Затем каждому ребенку кладется фишка.

- Теперь открывайте глазки, посмотрите какого цвета у вас фишки. Пока звучит музыка, найдите себе друзей, ориентируясь на цвет фишки (дети ищут друзей, объединяются в компании).

- Великолепно! Посмотрите друг на друга, запомните своих друзей. А сейчас ответственное задание: каждая компания выбирает посыльного, который получит задание для своей компании.

Дети совещаются, выбирают посыльного. Посыльные подходят к воспитателю за заданием.

- Здесь, на столе три схемы для постройки мостов. Выбирайте любую и внимательно рассмотрите ее вместе со своими друзьями.

Посыльные выбирают схемы, возвращаются к своим компаниям. Каждая компания рассматривает свою схему постройки. При необходимости воспитатель уточняет у детей последовательность постройки.

- Ну, что ж, пора приступать. Вот весь необходимый материал, выбирайте то, что вам нужно и стройте мосты через речку.

Дети подбирают материал, в ходе строительства воспитатель задает вопросы “Сколько на схеме треугольников? Какого они цвета? Почему положил сюда именно эту фигуру?”

- Очень хорошо, давайте посмотрим, какие у нас получились мостики.

Воспитатель обобщает, соответствует ли мост схеме, дети активно участвуют в обсуждении.

- Ну, а теперь, пусть каждая компания перейдет через свой мостик. Дети проходят через “мост”, подходят к воспитателю.

- Посмотрите по карте, куда же мы попали? (В зоопарк) А нас уже кто-то ждет! (Игрушки выставлены в ряд: медведь, заяц, лиса). Кто же это? (Дети называют зверей). Что они делают? Зачем нас ждут? Кто из них самый большой? (Медведь). А зайчик какой? (Маленький). (Дети сравнивают фигурки животных по размеру).

- Посмотрите, здесь есть весь необходимый материал. Как вы думаете, для чего? (для строительства домиков для зверей). А как вы думаете, для постройки дома для мишки какой нужен строительный материал: крупный или мелкий? (крупный) А почему? (потому что мишка большой).

Аналогично рассматривается вариант для зайчика и лисы.

- Ну а чтобы узнать, какая компания для кого будет строить домик, я попрошу посыльных подойти ко мне. А остальные, встаньте, пожалуйста, по компаниям.

Воспитатель объясняет посыльным задание:

- На столе три карточки-фотографии зверей. Выбирайте любую, но это секрет. Покажите карточку только своей компании.

Посыльные выбирают карточки, возвращаются к своим компаниям.

Ребята, у ваших посыльных фотографии тех зверей, для которых вы будете строить дома. Не забудьте, пожалуйста, чтобы дом был теплым, прочным. Вот здесь есть несколько схем постройки домов, вы можете на них смотреть и строить такие же, а можете придумать свой вариант домика.

- Для того, чтобы наши звери не простыли, строить нужно быстро – пока сыпется песок в этих часах (показывает песочные часы). Как только песок закончится, останавливайте работу и заселяйте зверей по домикам. .

Звучит музыка, дети рассматривают схемы, при необходимости берут схемы к себе в компанию, строят дома. Воспитатель напоминает детям о времени. Когда время заканчивается, воспитатель приглашает детей к себе.

- Ребята, время закончилось, наши дома уже построены. Все звери спрятались в домики. Давайте встанем в круг, пойдем вокруг домиков и будем угадывать, кто в каком домике живет.

Дети идут по кругу, останавливаются около одного домика, рассматривают его:

- У этого домика очень прочные стены, есть крыша, значит, дождь не замочит того, кто там живет. А еще есть дверь.

Воспитатель спрашивает: А кто же в этом домике живет?

Дети отвечают на вопрос, обосновывая свой ответ: В этом домике живет зайчик, потому что домик самый маленький.

После того, как дети рассмотрели и проанализировали все три домика, раздается звонок:

Алло! Здравствуйте! Вас беспокоит директор зоопарка. Я увидел, какие замечательные дома вы построили, как помогали друг другу. Спасибо вам большое. Я хочу тоже сделать вам подарок. Где-то на территории зоопарка я спрятал сундучок. Найдите его, пожалуйста, вас ждет сюрприз. А, сейчас до свидания и еще раз спасибо за помощь!

- Ну что же, ребята, будем искать сундучок? (да)

Звучит музыка. Дети идут искать сундучок. Когда он найден, воспитатель говорит:

- Молодцы, ребята, как быстро вы нашли его. Что же внутри? Посмотрим?

Воспитатель предлагает детям встать в круг, и с помощью посыльных раздает детям книжки.

- Ну а теперь, пора возвращаться в группу. Скажем зверям: “До свидания”.

Дети под музыку уходят из зала.

Литература:

  1. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада” – СПб: “Детство – пресс”, 1999.
  2. Куцакова Л.В.. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.
  3. “Математика от 3 до 7”: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов /авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб: “Детство-пресс”, 1999.
  4. Логика и математика для дошкольников./ авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1996г.
  5. Столяр А.А. “Давайте поиграем”. М.: 1991г.