Раннее выявление задержек в развитии речи и их преодоление

Разделы: Работа с дошкольниками


Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии.

В настоящее время интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии.

В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации; выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи, то есть периодом, обеспечивающим наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка определенных психологических свойств и видов поведения; бурного сенсорного развития, то есть развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п., формирования наглядно-действенного мышления, особой чувствительности к речевому обучению – периодом формирования второй сигнальной системы и основных ее функций – обобщения и отвлечения от действительности. Это период начала формирования личности ребенка. Великий русский физиолог И.П. Павлов, считал, что основная задача мозга – это восприятие и переработка сигналов, поступающих из внешней среды. Отражение в мозге действительности в форме непосредственных ощущений Павлов И.П. назвал первой сигнальной системой действительности (ощущения, представления, впечатления от того, что нас окружает, с чем мы соприкасаемся), а сами ощущения – первыми сигналами действительности. У человека все явления действительности отражаются в мозге не только в форме ощущений, представлений и впечатлений, но и в форме особых условных знаков – слов, которые составляют вторую сигнальную систему. Павлов И.П. подчеркивал, что, с одной стороны, слово удаляет нас от действительности, так как здесь отсутствуют непосредственные ощущения (например, слово «роза» не передает ни формы, ни аромата этого цветка, так же как слово «лимон» не вызывает ни зрительных, ни вкусовых, ни обонятельных ощущений – эти слова могут лишь оживить следы ранее полученных непосредственных ощущений), но, с другой стороны, слово дает больше сведений о предмете, чем непосредственные ощущения, - слова «лимон» или «роза» совмещают в себе множество ощущений от множества лимонов, роз - они стали понятиями. Хочется обратить внимание еще на одно очень важное в практическом отношении обстоятельство: родители в семье и воспитатели в детских учреждениях прилагают много усилий к тому, чтобы как можно раньше дать больше знаний детям, сформировать у них системы понятий. Иными словами, работа с детьми направлена главным образом на развитие и тренировку второй сигнальной системы. В результате чего все непосредственные ощущения и впечатления искусственно затормаживаются, и поэтому они оказываются скудными и бледными. Таким образом, вторая сигнальная система рано приобретает значение, не свойственное ей в этом периоде развития ребенка, и гармоническое соотношение «чувственного» восприятия мира и отвлеченного словесного мышления нарушается.

В случаях, подобных описанным, родители упускают очень удобный момент для того, чтобы сосредоточить внимание ребенка на тех непосредственных ощущениях, которые он получает сейчас. Если ребенок сам чем-то заинтересовался, это особенно легко сделать. Поэтому очень важно не подавлять реакций детей на то, что они видят, чувствуют, а усиливать их, проявляя интерес, удивление и т.д.

В детских учреждениях уделяется большое внимание так называемому сенсорному воспитанию, то есть воспитанию разных форм анализа явлений внешней среды: зрительного, слухового, зрительно-пространственного и т.д. Это и есть, по сути дела, тренировка первой сигнальной системы. Но в детском коллективе не всегда возможна достаточная индивидуальная работа с каждым ребенком в этом направлении. Поэтому родители во время прогулок, игры с малышом дома должны стараться уделить внимание этой стороне его развития. Всегда полезно показать ребенку на облака, цвет неба, на цветы, мимо которых он проходит, дать их понюхать, а дома попросить его припомнить, какие это были цветы, может быть, нарисовать их. Подобные занятия помогут более прочному закреплению непосредственных ощущений и впечатлений, и этим будет закладываться хорошая основа для последующего формирования второй сигнальной системы.

Таким образом, если не созданы необходимые условия для оптимального хода развития ребенка и не формируются необходимые функции сензитивного периода, это оказывает отрицательное влияние на дальнейшее его развитие. Поэтому своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Речь малыша возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение им активной речью.

У детей второго года жизни чаще, чем в другом периоде раннего детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. Это связано с тем, что не происходит смены ведущей формы деятельности, которой является предметно-действенное общение со взрослыми, а продолжает преобладать эмоционально-положительное общение, влекущее за собой отставание речевого развития. В это время происходит становление самой сложной и важной функции мозга — речи. Речь с точки зрения психологии – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации; результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Различают речь сенсорную – понимание того, что говорят другие, и моторную – произнесение звуков речи самим человеком. Различные неблагоприятные факторы прежде всего влияют на этот наиболее чувствительный, вновь формирующийся показатель психического развития ребенка.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. К таким причинам относятся:

  • недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения;
  • различные органические нарушения периферических органов речи. Выделяют органические центральные (поражение мозга) и органические периферические причины (поражение органа слуха; несращение верхней губы, челюсти, мягкого и твердого неба; массивные и короткие подъязычные уздечки; изменения формы и относительной величины челюстей; патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей);
  • неблагоприятное влияние окружающей среды, к которому относится воспитание ребенка в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение);
  • различные психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье);
  • недостатки педагогического воздействия;
  • частые заболевания малыша, ослабляющие его организм;
  • сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, и др.

Поэтому с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания.

Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, следует проводить не индивидуально, так как в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не настолько, чтобы они могли, как говорится, «забить» плохо говорящего ребенка своими умениями. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.

Занятие состоит из трех частей, длительность его не более 3—4 минут. В каждой части занятия требуется новый вид деятельности, что, с одной стороны, не вызывает у ребенка утомления, а с другой – помогает ему длительное время сосредоточенно заниматься.

Вторая часть занятия посвящается работе с картинками. Содержание их должно соответствовать уровню развития понимаемой ребенком речи. Так, например, если возраст малыша 1 год 9 месяцев, то на занятии с ним можно использовать картинки с изображением нескольких сюжетов и действий. Прежде всего нужно выявить, какие сюжеты, предметы и действия он может назвать и соответствуют ли его знания календарному возрасту. Если он не называет действий, то следует выявить, сможет ли он назвать одни предметы, изображенные на картинке правильно или облегченно. Если же он ничего не называет, выявить, как понимает сюжет картинки и действия, знает ли названия предметов. Таким образом устанавливается точный уровень возможностей ребенка. Например, на занятии выяснилось, что малыш в 1 год 9 месяцев понимает названия действий, несложных сюжетов, однако сам он словом обозначает лишь названия некоторых предметов.

Проводя занятия, следует пользоваться разнообразными методами для активизации деятельности ребенка, предлагая ему разные задания: посмотри, возьми, спрячь, найди, дай мне...

Третья часть занятия посвящена развитию какой-либо деятельности ребенка. Для ее проведения используют игры с парными картинками, простой конструктор. Проводится игра так, чтобы воспитатель и ребенок в ходе игры должны постоянно общаться. Такое «деловое» общение вынуждает малыша включиться в разговор и поддерживать его первое время хотя бы такими словами, как «да», «нет», «никак», «дай» и др.

Такая работа поможет избежать многих трудностей в становлении речи, так как включает в себя комплекс профилактических мероприятий: артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, слуховые и мыслительные разминки. Кроме того, эту работу просто необходимо проводить совместно с родителями. Это поможет родителям научиться взаимодействовать с малышом.

Родители должны говорить с ребенком как можно чаще; разговаривать о том, что происходит здесь и сейчас, оречевляя при этом свои действия и действия ребенка; говорить простым, понятным языком, правильно, четко произнося каждый звук, правильно ставя ударение; продолжать сказанное малышом, делая его предложения распространенными; поощрять его усилия и не слишком часто исправлять ошибки; при разговоре с ребенком подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно (подчеркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства), приятным, мелодичным, «теплым» голосом. Нельзя упускать из виду того, что маленький ребенок нередко охотно слушает взрослых не потому, что заинтересован тем, о чем ему говорят, а потому, что наслаждается музыкой речи. Необходимо развивать у ребенка понимание речи, используя при этом простые инструкции типа Дай ручку, Где ножка?; опираться на то, что ему доступно; неоднократно повторять уже усвоенное; использовать в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би - би, кукла – ля-ля, упал – бах; вызывать желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые малыш произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик – ту-ту) . Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у. Нельзя его перегружать телевизионной, видео- и аудиоинформацией. Малышам нравится вновь и вновь рассматривать и показывать полюбившиеся картинки. Взрослый должен учитывать это и не спешить. Заниматься следует только тогда, когда ребенок в хорошем настроении, не капризничает, не устал, когда у него есть желание рассматривать картинки и говорить. Не стоит принуждать малыша непременно повторять слова и предложения. Лучше постараться вызвать у него желание говорить. Занятия нужно проводить с удовольствием, весело и непринужденно. Речь взрослого должна быть выразительной и яркой. Это побуждает малыша к говорению. Может быть, он сразу же захочет повторить названия картинок вслед за вами. Занятие не должно продолжаться дольше пяти-семи минут. Начиная занятие, помните о том, что ребенок должен захотеть говорить сам. Поэтому взрослому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать, как нужно говорить правильно. У маленького ребенка с речевой патологией затруднено восприятие картинок, поэтому покажите малышу каждую картинку, обведите ее по контуру его пальчиком и четко назовите. Если есть возможность, то соотнесите изображение на картинке с реальным предметом или объектом. Например, возьмите в руки игрушечного кота, положите перед ребенком картинку, на которой изображен кот, показывайте картинку и предмет и комментируйте свои действия: «На картинке кот. Видишь? И вот это тоже кот. Покажи кота на картинке. А теперь покажи кота-игрушку. Молодец! Правильно!» При чтении ребенку, текст должен быть сокращен до понятных фраз. Нельзя говорить при нем о его отставании, раздражаться, стесняться, что он не говорит, проявлять излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы, но нельзя дожидаться, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой - маленький) , соотносить цвета, форму (дай такой же) , количество (один - много) .

Необходимо проявлять доброжелательный интерес к любой жестовой и речевой активности ребенка, тем более – адресованной взрослым; уделять внимание его попыткам что-то сообщить, а молниеносно «понимать», что он хочет, совсем не обязательно. Не следует предвосхищать любое желание малыша: пусть «сформулирует» его сам. Чтобы ребенок начал быстрее говорить, необходимо тренировать его пальчики. Ведь нервные окончания пальцев рук напрямую связаны с теми участками головного мозга, которые отвечают за речь. Вот почему так полезно разрешать ребенку играть с мелкими предметами (пуговицы, спички, крупы). Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависит от речевого дыхания, поэтому с малышом необходимо играть в следующие игры: дуть на одуванчик, ватку, пушинку; поддувать кораблики, уточек; играть с мыльными пузырями; надувать воздушные шары; пить через соломинку; выдувать воздух через соломинку в стакан с водой; задувать свечи. Чтение книг и исполнение игровых песенок, потешек, доставляют малышу большую радость. Он учится вслушиваться в звуки речи, улавливать ритм стихов и потешек, учится играть словами, звуками, словосочетаниями. Совместная игра в слова, в рифмы, в «перевертыши» доставляют малышу удовольствие и развивают его фонематический слух и воображение. Когда ребенок легко будет повторять за взрослым или даже самостоятельно проговаривать слова и предложения, можно предложить ему выучить небольшие стихотворения. Сначала выразительно прочитайте стихотворение, потом рассмотрите картинку к нему и побеседуйте с малышом по этой картинке. Например, к стихотворению про кота рассмотрите сначала картинку и расскажите:

- Видишь, какой рыжий кот. Его зовут Васька. Он умеет мяукать. Как мяукает Васька? Затем предупредите ребенка, что вы будете учить с ним стихотворение, и выразительно расскажите двустишие еще раз. После этого предложите малышу рассказать стихотворение вместе с вами. Ничего страшного, если сначала он будет договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам. Очень важно, чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие и, напротив, опоздание может стать роковым.

Успешность исправления речевого дефекта напрямую зависит от активного участия родителей в образовательном коррекционном процессе, так как автоматизация и дифференциация звуков в речи требует постоянного внимания и осуществления контроля за проговариванием каждого звука. Необходима систематичность в работе по формированию речевых знаний, умений и навыков, что требует от родителей огромного терпения и создания в семье необходимого микроклимата.

На базе нашего детского сада родительские собрания в I младшей группе проводятся по аналогии «Семейной гостиной», цель которой создание адаптивной модели взаимодействия ребенка, воспитателя, логопеда и родителей, в которой путем личностно-ориентированного подхода, через раскрытие внутреннего потенциала каждой семьи будут созданы условия для более качественной коррекционной работы по устранению речевого нарушения. В группе есть место для чаепития, воспитатель-волеолог проводит игры-занятия с родителями для снятия эмоционального напряжения. Она помогает родителям снять стресс, накопленный в течение дня. Насущные проблемы мы решаем за круглым столом, собираясь все вместе (воспитатель, логопед, родители). В группе есть уголок «лекотеки», который помогает родителям найти необходимые материалы, игры, направленные на профилактику и исправление речевого дефекта. Лекотека – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии. В переводе со шведского слово «LEKO» означает игрушка. Игра – это основной метод лекотеки. Родина лекотеки – Стокгольм. Цель американской лекотеки – предоставление детям и родителям места для встречи со специалистами.

При поступлении ребенка в детский сад родителям была предложена анкета - опросник «Первые слова ребенка», целью которой было выявление уровня речевого развития детей раннего возраста. Результаты анкетирования показали, что родители проявляют интерес к развитию речи своих детей, занимают активные позиции в профилактике и коррекции речевых нарушений. Родители желают сотрудничать с логопедом и воспитателем, и в дальнейшем отслеживать у ребенка динамику накопления пассивного и активного словаря; имеют возможность высказаться и в последующим получить квалифицированную помощь.

В августе 2008 г. я посещала I младшую группу для знакомства и установления эмоционального контакта с детьми раннего дошкольного возраста. В ходе обследования было выявлено, что 60% детей охотно вступают в контакт, легко идут на сближение, эмоциональны; а 40% - малоактивны, необщительны, требуют к себе индивидуального подхода.

В сентябре 2008 г. я обследовала состояние артикуляционного аппарата, которое показало, что у большинства детей вялая подвижность органов артикуляции; высокое, готическое небо; присутствуют саливация, синкенезии; у некоторых детей – кончик языка раздвоен, имеет синеватый оттенок; укороченная подъязычная уздечка. 50% детей охотно и с интересом выполняли все задания, а другие 50% - отказывались (всего было задействовано 10 человек). Поэтому, чтобы обследование было более результативным, я проводила его в подгруппах, в паре с активным ребенком, который вместе со мной показывал и выполнял упражнения и просьбы, тем самым, вызывая интерес у пассивного ребенка, который внимательно приглядывался к действиям сверстника, успокаивался и незаметно для себя подражал ему, выполняя все задания.

Также мы проводили обследование состояния мелкой моторики рук, уровня игры ребенка (манипуляция с предметами, настольные игры, конструирование, мозаика, пазлы, игры с пирамидками, матрешками, игры в уголке, например, «Накорми куклу»). Результаты диагностики показали, что у 40% детей развитие моторики соответствует возрастной норме, а у 60% - мелкая моторика недостаточна развита. Это проявляется в играх с более мелким материалом, играх, где требуются мыслительные операции (собрать стаканчики по размеру, пирамидка).

Таким образом, раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.