Урок изобразительного искусства по теме "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве

Задачи:

  • Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
  • Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения
  • Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ, умение находить общий язык при работе в группе

Материалы и оборудование:

Для учителя:

Иллюстративный ряд:

  1. Таблицы:
  • Приемы кистевой росписи
  • Цветовая шкала синего цвета
  1. Фотографии изделий гжельских мастеров.
  2. Наборы открыток: Людмила Азарова. Гжель
  3. Выставка изделий из Гжели.
  4. Музыкальный ряд: песня “Сказочная Гжель”

Для обучающихся:

  1. Трафареты чайной посуды
  2. Акварель синего цвета
  3. Палитра
  4. Круглая беличья кисть №3
  5. Плоская колонковая кисть №4
  6. Подставка для кисти
  7. Тряпочка
  8. Баночка с водой

План урока.

  1. Организационная часть (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (5 мин.)
  3. Объяснение нового материала (10 мин).
  4. Практическая работа (20 мин.)
  5. Подведение итогов (4 мин.)

Ход урока

  1. Организационная часть.

Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку. Объявление темы урока. Постановка учебной цели: сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями работы мастеров Гжели и выполните коллективную работу “Гжельский сервиз”, используя традиционную форму росписи.

  1. Актуализация знаний.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным–давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да край свой прославить. Думали, думали и придумали! Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую–белую. Решили вылепить из нее посуду разную. Да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, ручку – в виде хвостика.

- Как еще украсил художник чайник и сахарницу? (Ручка у крышки в виде птицы)

- Данное украшение называется лепнина.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил часы. Форма у них непростая, причудливая.

- Что напоминают вам эти часы? (Теремок. Из окон теремка выглядывают все герои сказки).

Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Вылепил он скульптуру “Чаепитие”. Уютно устроились вокруг самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к беседе.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры в виде сеточек, полосок, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее “нежно–голубое чудо”.

По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

  1. Объяснение нового материала.

Гжель” – один из традиционных российских центров производства керамики, который недавно отметил свой 650-летний юбилей. Промысел насчитывает около 30 сел, расположенных вокруг одноименного поселка городского типа, в 60-ти километрах от Москвы по Казанской железной дороге.

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Издавна данная местность славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

- Что сейчас, по вашему мнению, изготавливают гжельские мастера?

В настоящее время все изделия Гжели можно четко разделить на две группы: посуду и малую пластику. Сюжеты: природа и времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок.

Гжельское творчество очень известно. Об этом говорит популярность фарфора с нарядной синей росписью в зарубежных странах: Франции, Италии, Японии, США, Австралии, Чехословакии и других станах. Лучшие образцы Гжельского народного творчества представлены в ведущих музеях нашей станы: в Санкт-Петербурге, Москве.

- Какие цвета используют гжельские мастера в росписи изделий? (Синий, оттенки синего, голубой и его оттенки).

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета), которая затем приобретает характерный для гжели сини цвет. Её, подобно акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она написана крупно, широкими мазками. А иногда – тонкой кисточкой.

   

Учитель выполняет педагогический рисунок, комментируя свои действия:

У гжельцев есть свои секреты, как, скажем розу, сделать именно гжельской розой. Главный секрет – это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели. Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание “белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба”.

Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими “размытыми”. Так рисуют многолепестковые цветки.

“Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

“Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”.

Иногда, по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, обозначая контуры.

  1. Практическая работа.

Обучающиеся украшают трафареты (чайник, сахарница, чашки) гжельской розой и декорирующими элементами. Объем творческой работы определяется в соответствии со способностями ребенка. Трафареты раздаются по группам. Каждая группа получает трафареты различной формы.

Вот они! Удивительно бледны!
Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.

  

Решите в группе как вы будите расписывать трафареты, чтобы получился сервиз.

  1. Итог урока.

Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске. Производиться анализ коллективных работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке. На доске написаны вопросы:

  1. В стиле какого промысла выполнена роспись данных сервизов?
  2. Из какого материала мастера делали свои изделия?
  3. Какой цвет использовали для росписи изделий?
  4. Какие декорирующие элементы росписи применяли?

Выставляются оценки за работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Рассмотреть посуду: какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная).