Сценарий праздника "Что мы знаем о дороге?" (1–4-й класс)

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Цели:

  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  • пропаганда знаний по Правилам дорожного движения;
  • развитие творческих способностей детей.

Действующие лица: Инспектор ГИББД, Девчушка, Светофор, 2 подружки, Красный свет, Желтый свет, Зеленый свет.

Ход праздника

Действие 1.

Девчушка: Фу, еле убежала. И откуда этот инспектор ГИБДД взялся? Ну, подумаешь! Ну, шла на красный свет, ну, не шла – ну, бежала. Да, ребята, я же чуть-чуть под машину не попала. Но ведь не попала, не попала! Сама испугалась, а тут как раздастся свисток, как заверещит…

Инспектор ГИББД: Здравствуйте, ребята! Здесь проходит утренник по безопасности дорожного движения? Меня зовут старший инспектор ГИБДД Иванов Сергей Сергеевич.

Инспектор ГИББД: А вас, гражданочка, я уже где-то видел… И где же?

Девчушка: Нет, нет, я там не была.

Инспектор ГИББД: Где не была?

Девчушка: Ну, там, на перекрестке возле киоска, газету покупала.

Инспектор ГИББД: Так это были Вы?

Девчушка: Нет, нет, это была совсем - совсем - совсем не я.

Инспектор ГИББД: Что не вы?

Девчушка: Это не я переходила дорогу на красный свет! Не я нарушала.

Инспектор ГИББД: Переходили?

Девчушка: Ну, подумаешь, перебегала…

Инспектор ГИББД: Так-с. Давайте с вами познакомимся.

Инспектор ГИББД: Ваше имя?

Девчушка: Я Девчушка-хохотушка. Я не просто так Девчушка, Я Девчушка – хохотушка, Девчушка - скороговорушка, потому что скороговорки разные скоро говорю.

Инспектор ГИББД: А ну-ка, ну-ка.

Девчушка: Шла Саша по шоссе и сосала сушку, шла Саша по шоссе и сосала сушку, шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Инспектор ГИББД: Да, здорово.

Девчушка: А вы, ребята, знаете скороговорки? Сможете выговорить скороговорки? Кто самый смелый?

Приложение 1

Действие 2.

Инспектор ГИББД: Ну, вот и познакомились. А сейчас, ребята, я приглашаю Вас с Девчушкой-скороговорушкой совершить прогулку по улицам города. По мостовым катят тяжелые грузовики, автобусы, быстрые машины.

Девчушка: Как здорово!

Инспектор ГИББД: Не торопись, подожди. Совершить прогулку по любому современному городу совсем непросто. Все шоферы и пешеходы должны знать Правила дорожного движения.

Шины машин по асфальту шуршат,
Время не ждет, пассажиры спешат:
Кто в Управление на заседание,
Кто на футбольное состязание,
Кто посмотреть из машин на Саров,
Кто на концерт, кто на службу, в ЗАТО…

Девчушка:

Вдруг впереди тормоза завизжали.

Инспектор ГИББД:

Это водители на педали нажали.

Девчушка:

Черные, красные, белые, синие –
Остановились машины у линии.
Остановились. Стоят. Не гудят.

Инспектор ГИББД:

Ждут пассажиры, водители ждут;
Мимо машин ребятишки идут.

Инспектор ГИББД: Ребята, а теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов по Правилам дорожного движения. По какой стороне улицы всегда должны ходить пешеходы?(По правой стороне).

Инспектор ГИББД: Правильно. Молодцы. Двигаться всегда нужно по правой стороне. Не спеша, не расталкивая прохожих, соблюдая правила поведения на улице. А машины с какой скоростью по улицам города должны двигаться?(60 км в час)

Инспектор ГИББД: Правильно. Скорость движения машин в городе не должна превышать 60 км/час для того, чтобы принять все меры для экстремальной остановки автомашины и не допустить дорожно-транспортного происшествия.

Девчушка: А можно, я тоже задам вопрос?

Инспектор ГИББД: Пожалуйста.

Девчушка: А кто из вас, детишки-ребятишки, знает, какое колесо никогда не вращается при движении машины? (Запасное)

Девчушка: Товарищ Инспектор! А можно я позову своего знакомого, и он проверит, насколько развито внимание наших школьников. Эй, Свистулькин!

Свистулькин: Здравствуйте, ребята! Сейчас я проведу упражнение “Нос, пол, потолок”. Будьте внимательны!

Приложение 2

Действие 3.

Инспектор ГИББД: Правильно, молодцы. Вы очень внимательны.

Девчушка:

Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету,
Но пришел двадцатый век,
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело –
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин.
Мчатся тысячи машин.

Инспектор ГИББД: Каким машинам разрешается подача сигналов? (Машинам ГИБДД (Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Пожарным. “Скорой помощи”. Службе спасения.)

Девчушка:

Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.
За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки,
В них таблетки и пилюли,
Капли, мази, порошки

Инспектор ГИББД:

Мы сегодня не больны,
Нам лекарства не нужны.

Там, где висит вот этот знак, можно кататься на велосипеде столько, сколько захотите.

Девчушка:

На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу.
За руль держусь, гляжу вперед.
И скоро, скоро … поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
И опять вперед качу.
Опять педалями верчу.
И снова уменьшаю ход.
Опять налево поворот.

Инспектор ГИББД: А сколько лет велосипедисту, о котором рассказала Девчушка?(14 лет!)

Инспектор ГИББД: Молодцы! Правильно. Только тогда, когда исполняется 14 лет, детям разрешается ездить на велосипедах по проезжей части, а до 14 лет надо кататься там, где не ездят машины – во дворах и на площадках.

Девчушка: Товарищ Инспектор! Вы видите, все ребята знают правила дорожного движения. Сейчас еще раз повторим все Правила. Внимательно слушаем меня и повторяем все вместе, а поможет мне Свистулькин!

Инспектор ГИББД:

1. Раз, два, три, быстро повтори!
Знаем Правила движенья,
Как таблицу умноженья!
2. Раз, два, три, быстро повтори!
Всем сигналам светофора
Подчиняемся без спора?
4. Раз, два, три, быстро повтори!
Желтый свет – предупрежденье:
Приготовиться к движенью!

Девчушка:

3. Раз, два, три, быстро повтори!
Свет зеленый говорит:
“Проходите, путь открыт!”
5. Раз, два, три, быстро повтори!
Запиши в своей тетради:
Мы автобус обходим сзади!

Инспектор ГИББД (корректирует ответ): Подождите, подождите! Ни автобус, ни трамвай, ни какой-либо другой транспорт нельзя обходить ни сзади, ни спереди! Дорогу нужно переходить, когда транспорт уже уедет и дорога будет видна со всех сторон. Вам понятно?

Девчушка:

Раз, два, три, быстро повтори!
Красный свет нам, как запрет,
Говорит: “Дороги нет!”

Девчушка: Товарищ инспектор, я, Девчушка – скороговорушка. Нечаянно оскороговорилась. Я Правила отлично знаю и без ошибок выполняю.

Инспектор ГИББД: А я в этом что-то сомневаюсь.

Девчушка: Зря сомневаетесь. Меня сегодня целый день фотографировали как лучшего пешехода. Вот какие фотографии выдали – огромного размера!

Девчушка: Товарищ инспектор, ребята, извините меня, это я бежала на красный свет, но больше так не буду так поступать!

Инспектор ГИББД: Молодец, что правду сказала! Теперь ты с помощью ребят усвоила правила поведения на улице и, надеюсь, будешь их выполнять.

Девчушка: Да, им-то легко, они все Правила в школе учат!

Инспектор ГИББД: Что учат?

Девчушка: (музыка из песни “Чему учат в школе”)

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Как по улице ходить,
Как ее переходить,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Чтоб трехглазый светофор
С нами не затеял спор,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Как по улице ходить,
Как воспитанными быть,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Инспектор ГИББД:

Мальчики и девочки,
День лишь начинается,
Все выходят из дому

Девчушка:В детский сад и школу!

Инспектор ГИББД:

Шумом наполняется
Улица-красавица,
На работу взрослые
Торопятся, спешат,

Девчушка:

А вокруг машины,
Как реки течение,
Зазеваться, школьники,
Вам нельзя на миг!

Инспектор ГИББД: Помните о Правилах дорожного движения!

Девчушка: Очень – очень строго выполняйте их.

Инспектор ГИББД и Девчушка:

Пешеходы, пешеходы,
Будьте осторожны,
Совершайте переходы
Только там, где можно.
Пешеходы, пешеходы,
Будьте бдительны,
Берегите и себя, и водителей!
Пешеходы, пешеходы,
Все без исключения
Научитесь соблюдать
Правила движения!
Пешеходы, пешеходы,
Будьте бдительны,
Берегите и себя, и водителей!

Действие 4.

Светофор:

Здравствуйте, ребята!
Я вежливый и строгий,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Я – светофор! Я – светофор!
Я с виду грозный и серьезный,
Я – трехглазый светофор!
У меня глаза цветные,
Не глаза, а три огня,
И по очереди ими
Все смотрю я на тебя!
Все меня, конечно, знают!
Да и как меня не знать?
Все отлично понимают
Все, что я хочу сказать!

Девчушка:

Мы будем послушны тебе с этих пор,
Наш друг справедливый и строгий.
Когда помогает в пути светофор,
Совсем не опасны дороги!

1 подружка:

Перед вами чудо-книга,
Всем на удивление.
Называется она
“Правила движения”!

2 подружка:

В этой книге вы пройдете
Сто путей и сто дорог,
Указатели найдете
В форме правил, в виде строк.

1 подружка:

Как вести себя в трамвае,
Где идти по мостовой,
Все об этом ты узнаешь,
Только книгу приоткрой.

2 подружка:

На странице самой первой
Речь о чем сейчас пойдет?
Молодцы, ребята, верно!
Первый в книге ПЕШЕХОД!

1 подружка:

В школе вы ученики,
В театре все вы зрители,
Дома - дочки и сынки,
В парке – посетители.

2 подружка:

Вы – туристы на природе,
Пассажиры в теплоходе,
А на улицу кто вышел,
Помни наперед – всех названий стал ты выше,
Стал ты - ПЕШЕХОД!

1 подружка: А сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы - отвечать. Если ответ будет правильным, наш друг Светофор будет включать зеленый свет, ответ неточный – желтый, неправильный ответ – красный. Ребята, давайте еще раз вспомним: где должны ходить пешеходы?

Правильно! Молодцы! Пешеходы должны ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Вторая подружка: Где пешеходы должны переходить проезжую часть?

Правильно! Молодцы! По обозначенным пешеходным переходам. Руководствуясь сигналами светофора, быстро и уверенно, а где их нет – на перекрестках, по линии тротуаров. Сначала посмотреть налево, а затем направо. Желательно переходить улицу, не останавливаясь на осевой линии. Это достаточно опасно.

Зеленый свет:

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь,-
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам…

Светофор:

Самый строгий – красный свет.
Если он горит.
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
Препятствий нет, смело в путь иди…

1 подружка:

Красный свет – проезда нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!

Светофор: Ребята! Давайте проверим ваши внимание и реакцию на мои сигналы. В какой популярной песенке есть слово “ПЕШЕХОД”? Правильно, в “Песенке крокодила Гены”. Мы с вами будем не только петь эту песенку, но и внимательно смотреть на мои сигналы. Загорится зеленый свет – все поем и маршируем на месте, желтый – стоим, поем и в такт музыке поворачиваем головы направо и налево, красный свет – стоим на месте и поем. Прошу всех встать. Внимание! Включаю светофор! Начали!

Зеленый свет:

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам
И вода по асфальту рекой.

Желтый свет:

И не ясно прохожим в этот день непогожий,
Почему я веселый такой.

Красный свет:

Я играю на гармошке у прохожих на виду.
К сожаленью, день рождения только раз в году.

Зеленый свет:

Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете,
И бесплатно покажет кино.

Желтый свет:

С днем рожденья поздравит и, наверно,
Оставит мне в подарок пятьсот эскимо.

Красный свет:

Я играю на гармошке у прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья только раз в году.

Первая подружка:

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

Светофор:

А я еще хочу выяснить, насколько хорошо вы знаете “Словарь пассажира”. Что это такое? Я вам покажу.

Приложение 3

Я вижу, что вы хорошо усвоили мои сигналы и впредь будете правильно выполнять их. Желаю удачи на дорогах.

1 подружка:

Мы просто пешеходы были,
Пока наши родители
Велосипед нам не купили,
И стали мы ВОДИТЕЛИ!

2 подружка:

Чтобы шум автомобиля
Не тревожил белый свет,
Чтобы спорт мы полюбили,
Нужен нам велосипед.

1 подружка:

Прежде чем за руль садиться,
Выучите Правила:
Где Вам можно прокатиться,
Знаки как расставлены.

2 подружка:

Самый малый знак дорожный –
Не стоит он просто так.
Будьте очень осторожны!
Уважайте каждый знак!

1 подружка:

Кому четырнадцати нет,
Запомни правило одно:
На улице велосипед
Тебе водить запрещено
Перевернем страницу быстро,
В салоне так уютно, как в квартире.
Сидим мы в кресле у окна авто:
Теперь мы носим имя ПАССАЖИРЫ!

2 подружка:

Приятно прокатиться с ветерком
В автобусе, троллейбусе, трамвае.
А как вести себя при том,
Ребята, каждый четко это представляет?

1 подружка:

Если в автобус старушка войдет,
Там все заняты кресла,
Как школьник примерный себя поведет?
Уступит он бабушке место!

2 подружка:

А ну-ка, ребята, дайте ответ!
Шуметь в автобусе можно?

1 подружка:

Входить при посадке в какую дверь? (Лишь в среднюю и заднюю двери)

2 подружка:

А выходить, когда приехал? (Выходить через переднюю дверь)

2 подружка:

Запомните правила эти теперь
И выполняйте с успехом.

2 подружка:

Итак, страницы книги прочитали
И многое о Правилах узнали.
Я совет вам дать хочу хороший:
Соблюдайте Правила построже!

Инспектор и Светофор:

“Выполняйте Правила дорожного движения!”

Остальные персонажи представления:

“Счастливых каникул!”

Свистулькин: И на прощание мы все хотим вам подарить упражнение “Дождик”.

Список литературы

  1. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. Москва: ВАКО, 2008. (Мастерская учителя).
  2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. (Здравствуй, школа!).
  3. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). Санкт-Петербург: РЕЧЬ, 2001.
  4. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2002.
  5. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков для учащихся 1-11-х классов. Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2003.
  6. Журнал ОБЖ. Февраль 2000 г.