Подготовка к ЕГЭ по теме "Правописание -н-, -нн- в суффиксах различных частей речи" с использованием Единой коллекции ЦОР. 10-й класс

Разделы: Русский язык


По ходу урока учащиеся не только систематизируют и закрепляют знания по данной теме, но и  отрабатывают навыки аналитического разбора, выбора условий написания; умение различать причастия и отглагольные прилагательные.

Урок начинается с краткого сообщения заранее подготовившихся учащихся «Ох, уж эти суффиксы!»  о написании -н- и -нн-  в различных частях речи. Класс в это время составляет таблицу, затем отдельные учащиеся комментируют её по заданному плану. Примеры приводят из опережающего домашнего задания:  «Из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» подобрать примеры (3–5 предложений) по теме «Правописание н и нн в суффиксах  различных частей речи».
Словообразовательная работа обязательна, т.к она помогает учащимся усвоить правила, вырабатывает прочные навыки в орфографии.

Наибольший интерес у учащихся вызывает работа с ресурсами Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, т.к. они на практике используют полученные знания, умения и навыки, имеют возможность самооценки, отметить пробелы в знаниях и тут же их устранить самостоятельно или с помощью консультанта.

При подведении итогов урока с использованием ресурсов Единой коллекции ЦОР учащиеся приводят примеры наиболее интересных, сложных заданий.

Также некоторые ресурсы из Единой коллекции ЦОР задаются как домашнее задание, затем на следующем уроке на основе данного ресурса учащиеся пишут или словарный диктант или выполняют тесты.

Практическая направленность таких  уроков – консультаций весьма велика, т.к. задачи решаются комплексно и творчески, учащийся использует свои знания, умения и навыки интерактивно в постоянном диалоге с самим собой, с одноклассниками, с консультантом.

Описание разработки.
Предмет: Русский язык
Класс, профиль: 10 класс, общеобразовательный
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Тема урока: «Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи»
Тип урока: комбинированный.
 Цели:
  • представление учащимся систематизированных правил написания н и нн в суффиксах различных частей речи;
  • обобщение знаний учащихся, связанных с написанием н и нн в суффиксах различных частей речи;
  • обобщение и закрепление навыков определения именных и отглагольных образований; выбора суффиксов;
  • совершенствование навыков аналитического разбора, развитие монологической речи учащихся.
Задачи:
  • формирование орфографических умений;
  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Приобретаемые навыки детей:
  • навык определения именных и отглагольных образований, выбора н и нн в суффиксах различных частей речи;
  • навыки грамотного письма;
  • овладение компьютерными технологиями.
Формы организации работы детей: индивидуальная, в группах сменного состава.
Формы организации работы учителя: консультативная.
Технологические особенности:
Технические условия: интерактивная
Используемое оборудование: справочные материалы, таблицы,  компьютеры, интерактивная доска, проектор.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

«Правописание н и нн в кратких прилагательных и причастиях» (№ 128535)
«Правописание н и нн в наречиях» (№ 128508)
«Правописание н и нн в суффиксах полных  прилагательных и причастий» (№ 128496)
«Правописание н и нн в суффиксах различных частей речи» (№ 128531)
«Правописание н и нн в существительных  (№ 128486)

Используемые ресурсы из других общедоступных источников: электронные учебники по русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Сообщение учащихся «Ох, уж эти суффиксы!».

2. Составление таблицы «Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи» с комментированием.

3. Проверка опережающего домашнего задания.

А.

– Расскажите о правописании -н- и -нн- в суффиксах прилагательных.
– Вспомните, как  пишутся -н- и -нн- в полных и кратких прилагательных?
– Расскажите о правописании -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных (Русские глаголы имеют два вида, что отражается на правописании суффиксов).

В.

– От каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные при помощи суффикса, содержащего -н- и -нн-? (От имён существительных и глаголов).
– Вспомните, как пишутся прилагательные, образованные от имён существительных?

4. Словообразовательная работа

Составленная в начале урока таблица служит основой для дальнейшей работы: с её помощью можно ярко продемонстрировать образование существительных и наречий, помогает выработать прочный навык не только в орфографии -н- и -нн-  в суффиксах причастий и прилагательных, но и существительных, наречий и сложных слов.

Путаный – путаница – путано.
Воспитанный – воспитанник – воспитанно.
Туманный – туманность – туманно.
Ветреный – ветреность – ветрено.

5. Выполнение упражнений

– Упражнение 305. Вспомните правописание -н- и -нн- в прилагательных, причастиях наречиях и существительных. Перепишите, устно объясняя написание -н- и -нн-.

6. Закрепление материала (Работа в группах сменного состава)

Выполнение заданий из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Предлагается 4 ресурса, по ходу выполнения учащиеся могут сами выбирать тему ресурса в зависимости от уровня подготовки.

– «Правописание н и нн в наречиях» (№128508)
– «Правописание н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий» (№128496)
– «Правописание н и нн в суффиксах различных частей речи» (№128531)
– «Правописание н и нн в существительных  (№128486)

7. Консультация. Учащиеся могут задать учителю, консультантам вопросы по теме.

8. Подведение итогов урока

– Какой орфографический материал мы повторили на уроке?
– Что оказалось особенно трудным?
– Объясните написание н и нн в прилагательных каминный, журавлиный и укажите разряд.
– Как знание состава слова помогает выбрать верное написание?

8. Домашнее задание

1. Составьте схему рассуждения, которым следует пользоваться, чтобы не ошибиться в правописании н и нн в суффиксах различных частей речи; подберите примеры из текстов художественной литературы (индивидуально)
2. Выполнить ресурс «Правописание н и нн в кратких прилагательных и причастиях» (№128535).
– Спасибо за урок!

Литература:

1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 1983.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10–11 классы: Книга для учителя. – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.
3. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку:10 класс. – М.: Издательство « Экзамен», 2004.

10.03.2009