Интегрированный урок-путешествие (математика+урок здоровья) в 4-м классе по сказке К.И. Чуковского "Айболит"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Закрепить умение выполнять умножение на двузначное число, решать задачи и уравнения.
  • Развивать математическую речь, логическое мышление, навыки устного и письменного счета.
  • Дать общее представление о питательных веществах и их значении для роста и развития детского организма.
  • Воспитывать у детей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья.

Оборудование. Рисунки к сказке К.И. Чуковского “Айболит”, запись телефонного звонка, дидактический материал, таблицы, фломастеры.

Ход урок

Учитель. Сегодня на уроке отправимся в путешествие по сказке.

(Открывается доска, а там картинки из сказки К.И. Чуковского “Айболит”.)

– Как она называется? Кто ее автор?

Путешествуя по сказке, мы повторим изученную тему по математике и познакомимся с питательными веществами.

(Все учащиеся делятся на 4 группы, потому что дети будут работать на данном уроке в группах. Каждая из групп выбирает помощника “Айболита”, который может помочь в трудную минуту).

Учитель. За правильный устный ответ на уроке будут выдаваться жетоны “витамины” каждому участнику данной группы. Чья группа больше наберет жетонов, та и будет победителем. Письменные работы вы будете оценивать сами, после проверки каждого выполненного задания (Вся работа выполнена правильно ставится – “5”, если допустили одну ошибку ставится –“4”, “3” – сегодня ставить не будем).

(Чтение отрывка из текста К.И.Чуковского “Айболит”)

“Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Добрый доктор Айболит!
Всех излечит, исцелит!”

Рис. 1

Учитель. Айболит вам желает здоровья, а что для этого нужно, мы узнаем, когда сосчитаем этим примеры.

Правильный ответ, это правильная зашифрованная буква.

250 * 4 = 
105 * 6 = 
125 * 4 =
280 : 7 =
111 * 2 = 
3200 : 800 =
182 * 2 =
5400 : 600 =
206 * 4 =
(п)
(р)
(а)
(в)
(и)
(л)
(ь)
(н)
(о)
100 : 2 =
320 * 3 =
480 : 6 =
126 : 3 =
110 * 6 =
700 : 10 =
42 * 20 =
15 * 11 =
(п)
(и)
(т)
(а)
(т)
(ь)
(с)
(я)

Учитель. Так что же нужно делать, чтобы быть здоровым? А зачем человеку нужно есть?

Ученик.

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Учитель. При умственной деятельности человек тратит калорий больше, чем при физической. Поэтому для того, чтобы вы успешно учились, росли и развивался ваш организм, нужно правильно питаться. Сегодня мы выясним, что же есть в еде такого, что без нее невозможно жить.

Рис. 2

– Рассмотрите “цветного человечка”. Какого цвета больше? (Синего.)

– Как вы думаете, что это? (Вода.)

Ученик. Вода – основа всех клеток. Она источник жизни. Поэтому без воды человек может прожить не более 2–3 дней, а без пищи несколько недель.

Она в земле и в небе
Она в тебе и в хлебе.
Журчит когда придет весна,
Как называется она?
(Вода.)

Почему?

Рис. 3

Ученик. Белок – строительный материал для клеток. Без него человек не сможет расти.

Чтобы вырасти, ты мог
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно, есть.
В твороге его не счесть,
В молоке и мясе тоже
Есть он, и тебе поможет.

Рис. 4

Ученик. Углеводы – Топливо для клеток, как уголь для паровоза и бензин для машины.

Фрукты, овощи и крупы
Удивительная группа
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы.
Нам в клетчатку посылают
Витамины добавляют,
И энергией питают.

Рис. 5

Ученик. Жир – основной источник запасов энергии в организме и необходимая составная часть каждой клетки. Это склад еды, топлива, одежды.

Жир что в пище мы едим,
Очень вам необходим.
Сохранит температуру.
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.

Рис. 6

Ученик. Витамины – их около 20. Они нужны организму в небольших количествах. Нельзя злоупотреблять витаминами. Это может навредить вашему организму.

Человеку для здоровья
Витамины все нужны,
Ешьте ягоды и фрукты
В вашей жизни они важны.

 

Рис. 7

Ученик. Витамины – их около 20. И нужны организму в небольших количествах. Нельзя злоупотреблять витаминами. Это может навредить вашему организму.

Человеку для здоровья
Витамины все нужны,
Ешьте ягоды и фрукты
В вашей жизни они важны.

Учитель. Вода, белок, углеводы, жиры, витамины – это питательные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития.

(Звучит телефонный звонок.)

Рис. 8

(Чтение отрывка из текста К.И.Чуковского “Айболит”.)

“И побежал Айболит
По лесам, по полям, по лугам
И горы встают перед ним на пути
О, если я не дойду.
И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы”

Учитель (от имени орла). Помог бы я тебе Айболит, но нужно решить примеры.

Решив примеры, мы узнаем, сколько человек за всю жизнь потребляет жиров, белков, углеводов и воды.

65 * 32 =
47 * 23 =
631 * 27 =
1392 * 54 =

Разбросанные ответы: 2080 кг белка, 1081 кг жира, 17030 кг углеводов, 75168 кг воды.

Самопроверка выставление оценок.

Таблица суточной нормы питательных веществ

Возраст Белка мг Жира мг Углеводов мг
7–10 лет 75–95 80–95 350–380

Учитель. Айболит благодарен вам ребята за помощь и отправляется в путь дальше.

Физкультминутка

Солнце спит, небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг примчался ветерок,
Небо тучкой заволок
И деревья раскачал,
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крышам,
Солнце клонится все ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не видно лучик.
Снова ветер прилетай,
Эти тучи разгоняй!

(Чтение отрывка из текста К.И. Чуковского “Айболит”.)

“Но вот перед ним море-
О, если я утону
Что станет с ними с больными
Но тут выплывает кит”.

Рис. 9

Тебя я повез бы в перед, но нужно решить задачу.

В первый день в столовую привезли 9 мешков овощей, во второй день 11 таких же мешков. Масса всех овощей 300 килограммов. Найди массу овощей привезенных в каждый день в отдельности.

Для самопроверки дается три ответа, нужно выбрать один правильный.

1) 315 кг, 615 кг
2) 135 кг, 165 кг
3) 98 кг, 165 кг.

Дополнительный вопрос к этой же задаче для сильных учащихся.

На сколько дней хватит овощей, если за день повар расходует 5 килограммов.

Ответы: 1) 60 дней, 2) 50 дней, 3) 70 дней.

Учащиеся сами проверяют свои работы и выставляют себе оценки.

Учитель. Салаты, из каких овощей вы кушаете в нашей школьной столовой?

  • В 100 граммах моркови 18 мг витамина А, белков – 2 мг, углеводов – 6 мг.
  • В 100 граммах свеклы белка 2 мг, углеводов 13 мг, есть витамин В, С.
  • В 100 граммах капусты белка 2 мг, углеводов 6 мг, 70 мг витамина С.

Поэтому салаты из овощей нужно есть обязательно.

Кит помогает Айболиту переплыть море и добраться до берега. Там он встречает Бармалея.

 

Рис. 10

Учитель. Видит Айболит Бармалея. Бармалею стыдно за свои плохие поступки. Надоело ему быть злым, ведь добрые люди и болеют меньше. А какие волшебные слова надо говорить, чтобы стать добрым и вежливым Бармалей не знает. Давайте ему поможем ребята.

Игра: “Разгадай слово”

Правила игры: Нужно решить уравнение, каждому члену группы и найти свой ответ. С другой стороны карточки буква. Из данных букв группа составляет слово.

1-я группа:

Х * (91 + 19) = 110
(82 + 38) : Х = 4
Х * 23 = 69
Х + 36 = 96

Получают слово: ДО СВИДАНИЯ.

2-я группа:

8 * 20 – Х = 90
720 : 8 + Х = 470
Х : 20 = 60 : 30
96 : Х = 6

Получают слово: ЗДРАВСТВУЙ.

3-я группа:

Х * (600 : 300) = 140
Х – 18 * 3 = 57
350 : Х = 5 * 10
Х : 30 = 60 * 5

Получают слово: ИЗВЕНИТЕ.

4-я группа:

(600 – 350) : Х = 50
Х : 30 = 60 * 5
210 : Х = 420 : 6
Х * (900 : 300) = 150

Получают слово: СПАСИБО.

Учащиеся выставляют себе оценку за выполненную работу.

Рис. 11

Учитель. Осмотрел Айболит больных и сказал, что все заболевания от неправильного питания. Послушайте советы помощников Айболита.

Все (вместе).

  1. Вам друзья, хотим мы дать
    Несколько советов.
    Лучше не переедать
    Ни зимой, ни летом.
    Даже если целый стол
    Завален сладким.
  2. Если в гости ты пришел
    И аппетит в порядке.
    Ты подумай о желудке
    И его не нагружай
    Он трудиться будет сутки
    И тебе его не жаль.
  3. Сухомятке скажем “нет”
    Если кушать хочешь вдруг,
    Яблоко – твой верный друг.
  4. Соблюдай в еде режим
    Завтрак и обед, и ужин
    Человеку очень нужен.
    И в процессе подрастанья
    Эти правила питанья
    Нужно помнить, соблюдать
    Чтоб здоровым взрослым стать.

Учитель. Вот Айболит и вылечил больных. Все звери рады и говорят Айболиту: “Спасибо!”. Подведем теперь итог.

(Из каждой команды выходит один участник.)

  1. Чтоб расти – нужен белок.
    Для защиты и тепла
    Жир природа создала.
  2. Как будильник без завода
    Не пойдет ни тик, ни так.
    Так и мы без углеводов
    Не обходимся ни как.
  3. Витамины – просто чудо!
    Сколько радости несут.
    Все болезни и простуды
    Перед ними отвернут.
  4. Скажем вам без хвастовства
    Истину простую
    Минеральные вещества
    Играют роль большую.

Все (вместе).

Вот поэтому всегда.
Для нашего здоровья
Полноценная еда
Важнейшее условие.

Итог урока

Учитель. Стали здоровы лесные звери. Им хочется узнать, как добрался доктор Айболит, что интересного, поучительного встретилось у него на пути? (Ответы детей.)

Подведение итогов самостоятельных работ учащихся. Выставление оценок.

– Сколько пятерок? Сколько четверок?

(Дети сами выставляют себе оценки за выполненную работу.)

Подведение итогов работы в группах.

Ведется подсчет жетонов (кто больше набрал жетонов, тот и победитель).

Учитель. Работая в группах, вы помогали друг другу. Поэтому нам удалось помочь доброму доктору Айболиту добраться до больных зверей и их вылечить. Молодцы! Меня очень, сегодня порадовали своими хорошими, правильными ответами. Спасибо!

Награждение всех детей витаминами за хорошую работу на уроке.

Домашнее задание

Продолжи сказку не менее 10 предложений для сильных учащихся, для слабых из 4–5 предложений. “Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда.”….

Рефлексия урока

А сейчас посмотрите на “Пушистиков”. У них разное настроение. Раскрась “Пушистика”, у которого такое же настроение, как у тебя.

(Дети поднимают и показывают, а учитель подводит итог.)

Рис. 12

 Литература.

  1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 кл. к учебному комплекту М.И. Моро – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
  2. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 4 кл. к учебному комплекту М.И. Моро, Бантовой М.А. – М.: ВАКО, 2004. – 400 с.
  3. Моро, М.И., Бантова М.А. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. школы: В 2 кн. 2 часть (Второе полугодие). – М.: Просвещение, 2004.
  4. Культура питания: энцикл. справ. – 3-е изд. Беларус. Энцикл.; Под редакцией И.А. Чаховского. – Мн.: Бел Эн, 1993. – 541 с.
  5. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителя начальных классов. Под редакцией В.Н. Касаткина. – М.: Линка –Пресс, 1998. – 336 с.
  6. Чуковский К.И. Айболит. ООО “Издательство Астрель”. 2003.