Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

- способствовать развитию правовой компетентности учащихся;

- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

- обобщение знаний и представлений по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».

Задачи урока:

Отработать:

- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;

- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем, в том числе правового воздействия на другого человека.

Интернет источники для урока:

- http://www.un.org/russian/
- http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/
- http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/hr_stories/
- http://www.un.org/russian/hr/abc/ch1.html
- http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=16
- http://www.espch.ru/content/view/156/34/
- http://www.espch.ru/
- http://www.consultant.ru/popular/smi/42_3.html
- http://newslab.ru/news/doc/12

Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютер, магнитофон.

Ход урока

Вступление: Звучит магнитофонная запись притчи из книги Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим».

Самая первая история о Разделении появилась в древней Персии. Она гласит, что бог времени, сотворив Вселенную, увидел: несмотря на царящую вокруг гармонию, не хватает чего-то очень важного - не хватает спутника, вместе с которым можно было бы наслаждаться всей этой красотой. Тысячу лет бог молится о рождении сына. История умалчивает о том, к кому же мог обратиться всемогущий, единственный и верховный повелитель всего сущего. Тем не менее, он молится, и вот, в конце концов, молитва его услышана. Однако, осознав, что скоро получит желаемое, бог времени раскаивается в содеянном, ибо понимает, что нарушится очень шаткое равновесие. Но слишком поздно - дитя, которое он выносил во чреве, уже на пути в этот мир. Только и удается богу слезными мольбами добиться того, чтобы оно разделилось надвое. Если верить этой легенде, рождаются у бога времени близнецы: во исполнение молитвы его - Добро (Ормузд), а в результате раскаяния - Зло (Ариман). Встревоженный бог делает все возможное, чтобы первым из чрева вышел Ормузд, который, удерживая и обуздывая Аримана, не даст брату натворить бед во Вселенной. Однако Зло, как известно, проворно и хитро, а потому в самую минуту родов ему удается опередить Ормузда и первым увидеть свет звезд. Опечаленный бог времени принимает решение дать Ормузду союзников - и создает он род людской, который будет биться рядом с ним, чтобы не дать Злу - Ариману возобладать и взять власть над миром. По персидской легенде, род людской сотворен как союзник Добра и, в соответствии с традицией, в конце концов, одержит победу.

Слова учителя: Удается ли нам победить Зло? Прежде всего, человеку нужно справиться с внутренними противоречиями. Понять, что все мы – дети Земли. Только уважая права друг друга, соблюдая определенные обязанности, мы победим Зло. Нарушение прав человека и основных свобод является не только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков и порождает насилие и конфликты с обществами и государствами и между ними. Права человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека (http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm). Эта Декларация не носит обязательного характера. В ней провозглашаются цели и принципы, и она имеет характер морального обязательства.

Цель нашего урока заключается в обобщении ваших знаний и представлений по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».

1 этап урока. Рефлексия.

Проверка знаний о содержании международных документов о правах человека. Отработка понятий: права человека, правовое государство, гражданское общество, плюрализм. Ребята, на предыдущем занятии вы получили задание прочитать книгу Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» и написать эссе на тему «Проблема выбора, никакого отношения к свободе не имеет». Учащиеся зачитывают эссе. Идет мини-дискуссия по теме.

2 этап урока. Вызов.

Бывают в нашей жизни ситуации, когда необходимо находить альтернативные способы решения проблем. Ребятам предлагаются ситуации из жизни детей и учителей, в которых наблюдаются факты нарушений прав человека. (Приложение №1). Учащимся необходимо придумать нестандартные способы решения проблем. ТРИЗ задачи.

Слова учителя: вместе с тем , большое количество законов и правовых документов основаны на принципах, провозглашенных во Всеобщей декларации. Многие страны цитируют Декларацию или включают ее положения в свое базовое законодательство и конституции. Ее принципы лежат в основе многих пактов, конвенций и договоров по правам человека, заключенных с 1948 года.

Вспомните, о каких международных документах идет речь?

Несмотря на прилагаемые усилия, проблема нарушений прав человека остается. Рассмотрим некоторые из них.

Анализ материалов, представленных на сайте: http://www.un.org//russian/cybershoolbus.

Применение ТРИЗ технологии для разрешения проблемных ситуаций.

3 этап урока. Использование кейс - технологии для решения проблемных задач.

Класс делится на 3 группы. 1-я «Представители средств массовой информации», отстаивающие интересы истца; 2- я группа - «Судьи», обосновывающие отказ по иску; 3- я группа - «Представители Европейского суда».

Кейс:

- ситуация;
- текст Конституции Российской Федерации;
- Закон о Средствах массовой информации;
- текст Всеобщей декларации прав человека.

Dzhavadov (Джавадов) против России (№ 30160/04)

Заявитель, Валерий Мамедович Джавадов, гражданин России, 1959 года рождения, живет в Белгороде. Дело касается жалобы заявителя на отказ властей в регистрации газеты под заголовком: «Письма к президенту», которое по его мнению нарушает статью 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Джавадову первоначально было отказано в регистрации газеты “Письма Президенту” и предложено заручиться согласием государственного органа, наделенного полномочиями по работе с обращениями граждан к Президенту РФ, а именно – Администрацией Президента РФ. Поскольку заявитель не представил истребуемого согласия, ему были возвращены поданные документы и регистрация СМИ не состоялась.

- какое право нарушено?
- на основании каких нормативных документов определяется факт нарушения ?
- какие шаги нужно предпринять для восстановления права?
- кто обязан это сделать?

4 этап урока. Моделирование.

По ходу урока группа «Конструкторов» пыталась создать для нас «Дом права» (модель идеального правового государства), где было бы удобно и комфортно существовать любому человеку на Земле. Посмотрим, что получилось у ребят (работа с интерактивной доской).

Ребятами были предложены следующие модели: «Муравейник». Однако в ходе дискуссии идея была отвергнута, так как в процессе презентации перед классом предстала модель типичного авторитарного государства. 2-я «Стеклянный дом» , составленная по мотивам произведения Замятина Е. «Мы», так же отвергнутая классом, в силу тоталитарной сущности и 3-я - «Молекулярная модель», которая и была поддержана аудиторией. Ребята представляющие ее провели ассоциации между человеческим обществом и химическими веществами, внутри которых происходит движение молекул ( в обществе – индивидов). Каждая имеет свою траекторию. Бывает молекулы сталкиваются ( столкновение интересов индивидов в обществе) и тогда происходит взрыв . Такую ситуацию провоцирует «катализатор» ( «оппозиция» в обществе, «подогревающая» социальный протест). И только с помощью «ингибитора» (президента страны) можно предотвратить катастрофу. Ребятами были предложены примеры из современной истории России периода 1991-2007г. г.

Примерные выводы по уроку:

Концепция прав человека зародилась до создания Организации Объединенных Наций, но лишь после создания этого форума права человека наконец получили официальное и всеобщее признание.

В двадцатом веке международное сообщество значительно разрослось и изменилось, однако лишь вторая мировая война стала событием, побудившим победителей к созданию форума для решения проблем, являющихся следствием войны, но главным образом для содействия выявлению путей предотвращения таких катастроф в будущем. Таким форумом стала Организация Объединенных Наций.

 Опираясь на международное гуманитарное право, можно отметить, что права человека высшая ценность, их уважения и соблюдение обязанность государства.

 Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому - либо принципу. Осуществление прав и свободы человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства. Личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

Урок заканчивается фрагментом послания Президента Российской Федерации Медведева Д. А.

Конституция предопределила путь обновления России как государства свободной нации. Как общества, для которого высшей ценностью являются права и достоинство каждого человека. В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем - как помеха для укрепления государственного могущества. Повторю, так было на протяжении веков. И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: «Прежде всего надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сначала гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот». Поэтому принятие в 1993 году Основного закона, провозгласившего высшей ценностью человека, его жизнь, его права и собственность, стало беспрецедентным событием в истории российской нации. И мы должны поблагодарить за это всех, кто участвовал в разработке и согласовании этого документа. Причём некоторые из них присутствуют и в этом зале. В наши дни, уже на новом этапе развития, российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям Конституции. Оно в основном освоило навыки, практики и процедуры демократии. И в отличие от недавнего прошлого демократическое устройство уже не ассоциируется у наших граждан с хаосом, с бессилием, с деградацией. Новая Россия доказала свою способность выполнять социальные обязательства и обеспечивать экономический рост, гарантировать права граждан и требовать соблюдения законов.