Урок информатики по теме "Формирование простых запросов на выборку в базах данных"

Разделы: Информатика


Цели урока – познакомить учащихся с понятиями "запрос в БД", “запрос на выборку”, а также показать практическое применение запросов и научить создавать запросы на выборку информации в СУБД Microsoft Access.

Задачи урока:

  1. Воспитательная – воспитание информационной культуры.
  2. Учебная – научить создавать простые запросы на выборку информации без использования логических операций и с использованием одной или нескольких логических операций; формировать системно-информационный подход к анализу информации окружающего мира.
  3. Развивающая – развитие мышления; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Предварительная подготовка учащихся

Проведены занятия по знакомству с основными приёмами работы в MS – Access: по изучению структуры окна программы и баз данных; открытие, создание БД. Учащиеся получили навыки по созданию таблиц в БД, форм. Учащиеся знают, какие объекты могут входить в БД.

Используемые материалы:

Этапы урока:

  1. Организационный момент (слайды 2-3).
  2. Изложение нового материала (слайды 4-15).
  3. Демонстрация создания запросов (слайд 6-12).

  4. Закрепление знаний и навыков (слайды 16-18).
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание (слайды 19).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Урок можно начать с высказывания О.Хайяма. (Приложение 1, слайд 2)

Объявление темы. Разъяснение целей урока. (Приложение 1, слайд 3)

Тема нашего занятия “Формирование простых запросов на выборку в базах данных”. Данная тема занимает важное место во всём разделе изучения БД. Ведь основное назначение БД это не только хранение структурированной информации, но и быстрое и качественное её использование. Сегодня вы научитесь создавать запросы на выборку информации в БД. Это и есть основная цель урока.

  1. Изложение нового материала

С помощью Access могут быть созданы различные виды запросов. Сегодня мы познакомимся с простыми запросами. Запрос к БД формируется пользователем при указании выводимых полей и условия поиска. (Приложение 1, слайд 4)

Запрос – это средство извлечения информации из БД, отвечающей некоторым условиям. Результат запроса обычно выводится в виде таблицы, все записи которой удовлетворяют условиям. (Приложение 1, слайд 5)

Рассмотрим алгоритм создания запросов с помощью мастера и в режиме конструктора. (Приложение 1, слайд 6-12).

Демонстрация приёмов работы на примере создания запроса с помощью мастера и с помощью конструктора в БД “Видеотека” – Приложение 3.

Задания:

  1. Включить в запрос поля “номер”, “жанр”, “фильм”. Выбрать фильмы снятые в жанрах “драма” и “фантастика”
  2. Выбрать американские фильмы, время демонстрации которых не превышает 100 мин.

Условие поиска для простых запросов – это логическое выражение, представляющее собой операцию отношения (>,<,=, =/, <=, >=).

Условие отбора одного поля может быть составным, при этом два логических выражения соединяются знаком логической операции. (Приложение 1, слайд 13)

Примеры условий отбора (Приложение 1, слайд 14)

Примеры использования символов в шаблонах (Приложение 1, слайд 15)

3. Закрепление полученных навыков.

Используя учебную БД “Видеотека” создайте следующие запросы:

  1. Вывести на экран поля “номер”, “жанр”, “фильм” для всех боевиков.
  2. Вывести на экран французские фильмы, продолжительностью 90 мин.

Некоторым учащимся предлагается продемонстрировать создание запросов.

4. Самостоятельная работа.

Для проведения практической работы воспользуйтесь папкой на рабочем столе Урок по теме Запрос-выборка.

Откройте лекцию (Приложение 2) и БД Список (Приложение 4). Создайте запросы по заданиям 1-5 к данной БД. (Приложение 1, слайд 16)

Затем перейдите к ответам на вопросы, которые расположены далее в лекции. Ответы можно скопировать из текста. (Приложение 1, слайд 17)

5. Подведение итогов урока.

Проверка работы учащихся и их ответы. Анализ и оценка работы учеников. (Приложение 1, слайд 18)

Домашнее задание:

Скопировать на носители документ Лекция и задания, БД Список. Повторить лекционный материал, выполнить создание запросов к БД Список, задания № 14-17. (Приложение 1, слайд 19)