Проектная работа по теме "Изучение природных зон России на занятиях ознакомления с окружающим миром, ЛЕГО-конструирование и информатика"

Разделы: Информатика, Начальная школа, Внеклассная работа


Ознакомление с окружающими миром имеет большое воспитательное значение. Огромная широта предмета её изучения, многообразие составляющих его элементов дают возможность знакомить учеников с самыми разнообразными явлениями.

Ознакомление с окружающими миром рассматривает явления природы и человеческого общества во взаимосвязи и в развитии. На конкретных фактах ученики видят диалектическое единство разнообразных противоречивых процессов: горообразование и выравнивание земной поверхности, размывание и отложения, испарение воды и её осадки, нагревание и охлаждение и т. д. Диалектический характер всего существующего весьма наглядно проявляется на географических объектах и их изменениях.

В процессе обучения ознакомлению с окружающими миром у детей закладываются зачатки диалектико-материалистического мировоззрения.

Ученикам начальной школы более доступно мышление образами. И по самой логике познавательного психического процесса целесообразно в начальной школе главный упор делать на образование у учеников конкретных представлений. Природоведческие знания, приобретаемые учениками в младших классах, и назывались раньше в программе «географическими представлениями». Обучение природоведению в этих классах имеет целью накопить представления для объяснительного чтения. Программа требует от учителя добиваться того, чтобы «за каждым прочитанным словом у детей было конкретное представление».

Какими путями могут быть образованы у детей природоведческие представления?

Значение моделирования.

К этому виду вспомогательных приёмов обучения природоведению относится создание учителем и учениками моделей, рельефных изображений географических объектов. Дидактическая ценность моделирования заключается в моторности восприятий, в творческой самодеятельности учащихся при изготовлении моделей, в наглядности изображения географических объектов.

В начальной школе образцами для моделирования лучше всего брать подлинные объекты.

Наиболее доступным для начальной школы материалом для моделирования является конструктор «Лего». Моделирование можно использовать как на уроках природоведения, так и во внеклассных занятиях. Оно может принести большую пользу при объяснении географических объектов, но особенно для закрепления знаний.

Наглядно-образное мышление детей связано с представлением ситуаций и изменений в них. Важнейшей его особенностью является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве оно практически неразличимо с воображением. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.

Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Формотворчеству (процессу создания объемной вещи) всегда отводилась особая роль в общеобразовательной школе.

Жизнь ребенка – непрерывная творческая игра. И чтобы не насиловать детскую натуру, необходимо дело эстетического развития поставить таким образом, чтобы связаны были воедино обучение, игра и творчество.

На занятиях с конструктором «Лего» хочется научить ребенка фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном, умению передавать с помощью конструктора образы реальной жизни, пробудить интерес к творчеству.

Для активизации художественного восприятия рассматриваемого материала большое значение имеет организация интегрирующей завязки занятия и создание эмоциональной ситуации «мнимого присутствия» в сфере функционирования конкретного объекта.

Создание тематических поделок из конструктора «Лего» создает замечательную мотивацию у детей для изучения данного вопроса по книгам и другим источникам, а реальные задачи вызывают ощущение собственной причастности к насущной жизни.

Наша работа ориентирована на использование конструктора «Лего» при изучении природных зон России на уроках окружающего мира. На наш взгляд именно интеграция этих учебных предметов может принести значимый эффект в обучении школьников начальных классов.

Работа над проектом проводилась параллельно изучению природных зон России на уроках окружающего мира, факультативных занятиях по легоконструированию, информатики, уроках трудового обучения, литературного чтения.

Содержание работы над проектом:

п/п Предмет Содержание работы
1. Окружающий мир. Изучение природной зоны, её растительного и животного мира.
2. Трудовое обучение. Создание объектов животного мира из пластилина.
3. Литературное чтение. Детское сочинительство.
4. Легоконструирование Конструирование моделей животных из лего – конструктора.
5. Информатика Рисование и моделирование природных зон России в графический редакторах Paint.

Интеграция предметов:

В рамках проекта было разработано и апробировано тематическое планирование по легоконструированию для изучения темы: Природные зоны России».

 

Внедрение и апробация тематического планирования факультативного занятия по лего-конструированию в 4-м классе.

Цели:

  • дать учащимся углублённые знания в изучении предмета «Мир вокруг нас» по теме «Природные зоны»;
  • заинтересовать учащихся, показать возможности использования конструктора «Лего» при изучении данной темы;
  • сформировать понятие «природная зона» с присущим ей климатом, растительным и животным миром;
  • придать экологическую направленность восприятию учебного материала.

Задачи:

  • дать представление о природных зонах России;
  • научить создавать модели животных из лего-конструктора;
  • способствовать развитию пространственного и абстрактного мышления;
  • развить познавательный интерес в процессе получения новых знаний;
  • изучить экологические проблемы различных природных зон.
урока
Тема занятия
Кол-во часов
1. Зона арктических пустынь (животный мир). 1
2. Заповедник «Остров Врангеля» (урок с экологической направленностью). 1
3. Тундра (животный мир). 1
4. Таймырский заповедник (урок с экологической направленностью). 1
5. Тайга (животный мир). 1
6. Зелёные страницы тайги (урок с экологической направленностью). 1
7. Смешанные и широколиственные леса (животный мир). 1
8. Приокско-Террасный заповедник (урок с экологической направленностью). 1
9. Степь (животный мир). 1
10. Охрана животных степи (урок с экологической направленностью). 1
11. Пустыни (животный мир). 1
12. Заповедник «Чёрные земли» (урок с экологической направленностью). 1
13. У Чёрного моря (животный мир). 1
14. Зелённые страницы Черноморья (урок с экологической направленностью). 1
15. Урок-обобщение (размещение сфотографированных легомоделей на плакате «Природные зоны» (пособие «Спектра»)). 1
ИТОГО: 15 часов

Работа в рамках проекта подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения сравнения и обобщения собственных материалов в самой разнообразной форме.

Работа в рамках проекта была поделена на четыре основных этапа: подготовительный (уроки окружающего мира), исследовательский ( самостоятельная работа детей дома в качестве домашних и творческих заданий, работа в библиотеке), легоконструирование, моделирование на компьютере, обобщающий (защита проекта в классе).

Уроки окружающего мира

  

Легоконструирование

  

Трудовое обучение

  

Моделирование на компьютере

   

Методические задачи: 

  • Сформировать у учащихся представление о природных зонах; познакомить с географическим положением природных зон, познакомить с растительным и животным миром.
  • Сформировать у учащихся представление о роли природных зон в жизни человека и природы; познакомить с экологическими проблемами природных зон, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей.
  • Формировать умение пользоваться картой и атласом, энциклопедиями и справочной литературой. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с литературой, анализировать с опорой на изученный материал.

Творческое конструирование и моделирование в проекте составляло основной вид деятельности.

Основными показателями творческого конструирования являются:

  • создание «образов» (конструкций);
  • умение строить разные образы на одной основе;
  • умение видеть целое раньше частей;
  • интеллектуальная активность и увлечённость детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включённость.

Каждый вид конструирования может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Работая над проектом, мы постарались использовать все известные нам организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие – либо из-за малой известности, либо из-за трудности организации – почти никогда педагогами не используются.

На каждом этапе была выстроена определённая последовательность деятельности детей по созданию конструктивных моделей. 

Работа над созданием каждой модели велась по определённому плану:

  • первичное знакомство с объектом моделирования;
  • изготовление объекта моделирования из пластилина;
  • обсуждение последовательности работы по конструированию модели;
  • создание схемы конструктивной модели;
  • создание конструктивной модели;
  • моделирование на компьютере.

Важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится конструирование и моделирование.

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность – исследования, творческого моделирования и конструирования.

В процессе творческого конструирования из «Лего» у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Это позволяет рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных предметов, но и как деятельность, в процессе которой формируется универсальная способность к построению новых целостностей различного типа (конструкций, текстов, сюжетов и т. п.).

Информационные технологии, вводящие ребенка в новое информационное общество, становятся сегодня неотъемлемой компонентой школьного образования; знания о компьютерах, умение работать на них делают детей более подготовленными к современной жизни. Формирование культуры информационной деятельности рассматривается как важнейшая составная часть культуры человека.

Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Как часто наблюдается картина: вполне успешно занимаясь на математике математикой, на русском языке русским языком, на истории историей, ученик не может применять имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и рамках другой школьной дисциплины, например информатике. Идея сближения, интеграции информатики с другими школьными дисциплинами также положена в основу данной работы.

На этапе работы с компьютерами мы создали богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, располагающую учащихся к познанию мира, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией. 

Дидактические цели этапа работы на компьютерах:

  • Развитие абстрактного мышления.
  • Творческая активность учащихся.
  • Навык работы на компьютерах.
  • Развитие моторики, точности движений.
  • Элементарное проектирование и моделирование в графических редакторах.
  • Учащиеся учатся ставить перед собой цель и добиваться ее.
  • Развитие умений выполнять основные операции по созданию и редактированию изображений в графическом редакторе.
  • Развитие отношения к компьютеру как к инструменту и средству достижения цели.

Надеемся, что данная работа окажет учителям начальных классов методическую помощь при изучении темы: «Природные зоны России».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2