Имя существительное как часть речи, 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель:

  • проконтролировать степень усвоения основных знаний,
  • умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по данному учебному материалу.

Задачи:

  1. Образовательная.

    Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.
    Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, работа у доски, усовершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.

  2. Воспитательная.

    Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, обеспечит в ходе урока понимание слов: гуманизм, патриотизм, товарищество, этические нормы поведения.

  3. Развивающая.

    Обучать выделять в текстах, учебном материале главное и существенное.
    Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).

I. Вступительное слово учителя


Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

- К какой части речи относятся слова, дающие названия зверям, предметам, вещам?

II. Определение цели и задач урока учителем и обучающимися.

III. Запись числа и темы в тетради обучающимися.

IV. Работа с текстом (текст написан на плакате, повешенном на доске)

Поляна, вся залитая солнцем, светилась словно из своей снежной глуби. Её белизна переходила в тени от опушки в небесную синь. Жила, наслаждалась солнцем и пила поднебесную синеву на сосне каждая пара иголочек, ясно видимая в отдельности. Все иголочки дружно облепляли сосновый прутик, и каждый был в своей сосновой лапке.

(По В.Белову).

1. Беседа

- Что попытался описать писатель В.Белов?
- Найдите метафоры.
- Обозначьте (устно) все существительные (работа по рядам).
- Назовите существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Какова их роль в тексте? С какой целью использует автор?

2. Самостоятельная работа.

- Разберите по составу слово БЕЛИЗНА. Запишите ещё 2 слова с суффиксом –изн-. (Работа самостоятельная, но впоследствии 1 обучающийся воспроизводит на доске).

- Докажите, что слова ПОЛЯНА, ИГОЛОЧКИ имена существительные.

- Просклоняйте по падежам существительные (устно):

1-й ряд: ЛЕС

2-й ряд: ГЛУБЬ

3-й ряд: ЛАПКА

- Определите склонение у всех существительных в данном тексте (работа в парах).

V. Контроль.

1. Индивидуально-дифференцированная работа по карточкам (работают 10 учащихся по 5 минут).

2. Устная работа учителя с классом в форме беседы.

- Я буду называть нарицательные имена существительные, а вы к ним – собственные (опрос «вразброс»).

Город, река, деревня, озеро, журнал, собака, поэт, кошка, писатель, сказочник, книга, имя, фамилия, мультфильм, отчество, океан, государство, газета, передача.

- Какие существительные относятся к нарицательным, а какие – к собственным?

- Как они пишутся?

VI. Работа у доски.

Запись предложения под диктовку учителя (учащийся – класс):

За деревьями спрятался маленький домик.

Задания:

- У существительных определите, являются они одушевлёнными или неодушевлёнными.

- Как вы это определили?

- Как быть со словом ДОМИК?

- Определите, каким членом предложения являются все имена существительные в предложении.


VII. Слово учителя:

- Учёные утверждают, что имя существительное – самая распространённая часть речи. Как вы думаете, почему в нашем языке так много существительных? Докажите на конкретных примерах.

VIII. Работа учащихся у доски (самостоятельная, но с последующей взаимопроверкой).

По одному обучающемуся от каждого ряда, остальные работают в тетрадях.

Задание: Подберите к словам слова, противоположные по смыслу (антонимы):

1-й ряд: друг - 2-й ряд: свет- 3-й ряд: добро-
  ночь-   юг-   правда-
  радость-   вход-   шум-
  холод-   дружба-   небо-
  утро-   начало-   жизнь-


Вывод.

IX. Работа с карточками (в парах).

Задание. Расставьте правильно ударение в предложенных словах (при дальнейшей устной проверке один обучающийся читает, другой - делает замечание на недочёты при произношении).

Алфавит, ворота, заморозки, инструмент, километр, похороны, портфель, процент, тефтели, тиски, боязнь, дремота, досуг, злоба, каучук, ненависть, свекла, хворост, хвоя, цемент, щавель.

X. Задание с взаимопроверкой (под диктовку учителя).

Задание. Поставьте существительные в творительный падеж ед. числа.
Врач, товарищ, шалаш, плащ, сердце, задача, полотенце, ёж, малыш.

Вывод.

Учащиеся оценивают друг друга «карандашом».

XI. Диктант «Проверь себя».

Учащиеся в самом начале записывают текст под диктовку учителя, а затем проверяют себя по текстам-ключам.

«Осенью лес молчит. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла». (По В.Пескову.)

XII. Домашнее задание.

Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: весна, солнце, лес, подснежник.

XIII. Подведение итогов урока (учитель- учащиеся).

В течение урока за правильные ответы учащиеся получали жетоны, которые затем учитель засчитает при выставлении оценок за зачёт.