Самоанализ инновационной деятельности школы по теме "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса"

Разделы: Администрирование школы


Актуальность выбранной темы.

На протяжении всего времени существования школа ищет пути - как в условиях небольшого, отдаленного от центральных городов поселка обеспечить ребенку качественное образование, дающее ему уверенность и чувство равенства с выпускниками городских школ.

Коллектив школы видит своих выпускников интеллектуальными, творческими, стремящимися к познанию людьми, обладающими навыками общей культуры, саморазвития, самообразования.

Для решения этих задач, нам необходимо создать условия, при которых каждый ученик найдет сферу применения своей индивидуальности и своих интересов.

Среди учащихся школы в период с 5 по 9 класс снижается интерес к учению. Одной из причин такого явления у школьников является смена ведущего типа деятельности с учебной на общение. Кроме того, ежегодная диагностика показывает стагнацию числа учащихся с высоким уровнем мотивации к учению. Наблюдается процесс подмены положительной мотивации к учению на потребительские цели. Таким образом, перед школой стоит сложная задача формирования положительного интереса к учению у школьников.

Наряду с этим также требует разрешения противоречие между требованиями госстандарта основного образования к знаниям выпускников школы и фактическим уровнем знаний учащихся по предметам. Анализ подготовки к выпускным экзаменам и его результаты показывают, что фактический уровень знаний учащихся по некоторым предметам недостаточен, относительно требований гостандарта.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в школу приходит значительное число детей с низким уровнем развития, что обусловлено ухудшением социально-экономического положения семьи из-за употребления родителями алкоголя, безработицы и вахтового метода работы родителей, характерной для отдаленного поселка.

Для решения обозначенных проблем, необходим качественно иной подход к обучению школьников, а также изменение менталитета учителей. Одним из возможных выходов может быть реорганизация работы школы, в основе которой лежит требование учета индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированного подхода в обучении.  

Также важным является подготовка педагогического коллектива к открытию старшего звена в школе и введению профильного обучения (как средства дифференциации и индивидуализации обучения в старшей школе) по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана через организацию универсального класса.

Преимущества нашей школы позволяют организовать образовательный процесс более адаптированным к индивидуальным особенностям детей и запросам родителей.

Основным направлением образовательной политики школы должно стать постепенное формирование потребностей у детей в получении качественного образования, основанного на смене парадигм: со "знаниевой" на "личностно-ориентированную", с последующим удовлетворением сформированных образовательных потребностей.

Цель - обеспечить качественное образование основываясь на преимуществах школы, через оптимальные пути организации обучения, посредством создания индивидуализированного и дифференцированного образовательного процесса.

Задачи:

1. Построить образовательный процесс обеспечивающий:

  • сочетание государственного заказа и требований социума;
  • учет индивидуальных возможностей, интересов и образовательных потребностей участников учебно-воспитательного процесса;
  • обогащение и расширение содержания образования новой информацией и
  • формами приобретения знаний;

2. Разработать и апробировать программу подготовки учителя, владеющего методами работы с разными категориями учащихся и организации индивидуализированного и дифференцированного образовательного процесса:

  • освоение и внедрение технологий, форм и методов организации активной индивидуальной и дифференцированной образовательной деятельности учащихся;
  • изучение методов диагностики личности ребенка, мониторинга качества образования;
  • создание системы научно-методического сопровождения, стимулирования творческой, педагогической, инновационной деятельности педагогов;
  • разработка методических рекомендаций для учителей по индивидуализации и дифференциации в учебно-воспитательном процессе.

3. Разработать систему методов изучения личности ученика в ходе образовательного процесса в условиях нашей школы.

4. Найти методы мотивации родителей, привлечения их планированию индивидуального развития личности ребенка.

Критерии оценки ожидаемых результатов

1. Повышение качества образования:

  • уровень обученности и качества знаний учащихся;
  • уровень сформированности общеучебных умений и навыков;
  • участие и высокие результаты в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и
  • конференциях различных уровней.

2. Увеличение количества времени, затрачиваемого учителем на индивидуальную работу с каждым конкретным учеником.

3. Повышение положительного отношения к образовательному процессу,  мотивации, как у учащегося, так и учителя.

4. Профессионально-качественные характеристики педагогических работников:

  • достаточный уровень педагогических знаний об индивидуальном и дифференцированном подходе к ученику в образовательном процессе;
  • высокий уровень владения образовательными технологиями.

5. Наличие условий для самоутверждения, самореализации ребенка.

Конкретные результаты, достигнутые в школе в связи с проведением инновационной деятельности.

С 2007-2008 уч.г. школа вступила в новый этап развития, связанный с созданием индивидуализированного и дифференцированного образовательного процесса для обеспечения повышения качества образования. В этом году была сформирована новая программа деятельности школы, обозначены задачи дальнейшего развития школы, выработаны критерии и показатели мониторинга инновационной деятельности.

Данный учебный год характеризуется тем, что в инновационном процессе он является организационно-подготовительным этапом по созданию условий направленных на индивидуализацию и дифференциацию в учебно-воспитательном процессе.

Изучив литературу и имеющийся опыт, по данной теме других школ мы пришли к следующим выводам.

Мы разделяем взгляды авторов исследования данного вопроса И. Унт и А.А. Кирсанова в том, что на практике речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

В реальной школьной практике индивидуализация относительна по следующим причинам:

1) можно учитывать индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2) наряду с известными особенностями, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья);

4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.

Индивидуализация рассматривается нами с трех точек зрения:

1. Процесс обучения - это отбор форм, методов и приемов обучения (качество образовательных услуг).

2. Содержание образования - это создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся (качество образовательных программ).

3. Построения школьной системы - это формирование различных типов классов и групп.

Понятие "дифференциация" используется при формировании содержания образования и организации учебной работы. Основным принципом достижения поставленной нами цели является вариативность, позволяющая проявить учащемуся свою индивидуальность, а учителю создать условия для её поддержки. Вариативность реализуется через: дифференциацию учебного материала таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора уровня его усвоения; предоставление возможности изучения материала в индивидуальном темпе; возможность выбора способов проработки учебного материала; выбор форм предъявления результата, контроля; создание условий для приобретения учеником опыта в различных значимых для него видах деятельности - учебной, спортивной, художественной, творческой, общественной и т.д.

Дифференциация ведется по уровню обучаемости и уровню обученности учащихся, по темпу работы, по половому, возрастному и другим признакам. Тем самым осуществляется дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны, опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, обнаруживать "зону их ближайшего развития", постепенно переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.

Реализация инновационной деятельности в практике педагогов

При подборе и распределении учебного материала учителю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся. Учителю, решающему одновременно множество учебно-воспитательных задач на уроке, не под силу учитывать все индивидуальные особенности учеников.

В результате анализа литературы по психологии и методике обучения учащихся мы сделали вывод о наиболее существенных индивидуальных особенностях при обучении учащихся:

а) особенности направленности личности обучаемого (мотивы, интересы, склонности), поскольку опора на них позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации;

б) социокультурные, возрастные особенности, коммуникативная компетенция, эмоциональность, статус ученика в учебной группе, его самооценка.

Учет этих особенностей позволит создавать благоприятные условия для обучения школьников и подготовки их к самореализации и естественной коммуникации.

Учитель может определить названные особенности, опираясь на анкетирование, беседы с учениками, их родителями, школьным психологом, социальным педагогом; для этого ему не понадобятся ни диагностическая аппаратура, ни методики, требующие специальных психологических знаний для обработки данных.

Рекомендации учителям, позволяющие повысить эффективность обучения за счет индивидуализации и дифференциации обучения:

1) Провести анализ уровня обучаемости и обучености класса, выявить главные критерии и определить пути совершенствования.

2) Составить карту учета индивидуальных особенностей учащихся.

3) Ввести в работу систему диагностических измерений контроля и анализа (диагностическая карта обученности учащихся).

4) Провести внутреннюю дифференциацию учащихся класса, строить их работу в зависимости от уровня развития познавательной деятельности.

5) Отслеживать продвижение результатов каждого ученика, предлагать задания на соответствующем уровне трудности.

6) Сформировать положительную мотивацию изучения соответствующего предмета, повысить активность каждого в учебном процессе, путем подбора специфических заданий.

Любая инновация или эксперимент начинается с анализа кадрового потенциала и их подготовки к проведению инновации. На сколько педагоги будут осознавать необходимость проводимых инноваций, понимать, что и как надо делать, настолько успешно будет продвигаться работа в этом направлении.

В начале учебного года был составлен план инновационной деятельности по разным направлениям: обеспечение управлением инновационной работы, обеспечение условий непрерывного совершенствования профмастерства педагогов, информационное обеспечение, организация поддержки и сопровождения инновационной деятельности и обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.

Одной из задач первого этапа инновационной деятельности является задача отработки механизма управления этой деятельностью.

Во-первых, решен вопрос о научном консультировании по проведению инновационной деятельности: составлен договор с кандидатом психологических наук, доцентом, деканом факультета педагогики и психологии НГГУ, членом-корреспондентом Балтийской педагогической Академии.

Во-вторых, внесены изменения в структуру управления инновационной деятельностью: организовано методическое объединение учителей-инноваторов.

Управление инновационной деятельностью осуществляется через методический совет школы, временно-проблемные группы, творческие лаборатории и методические объединения учителей.

Методический совет является главным координирующим органом инновационной деятельности. В состав МС входит администрация, руководители методобъединений, ТЛ, ВПГ и узкие специалисты. На заседаниях МС рассматривалась программа инновационной деятельности и решались вопросы связанные с реализацией программы. Было принято решение из творческой группы учителей, занимающихся инновационной деятельностью создать методическое объединение учителей инноваторов. Одной из главных задач МО - осваивать образовательные технологии по индивидуализации и дифференциации, решать проблемы, связанные с их использованием, тем самым совершенствовать свое профессиональное мастерство.

В состав МО входят 18 педагогов, которые свою деятельность строят по индивидуальным программам. В течение года прошли три заседания, на которых был разработан проект Положения о МО учителей-инноваторов, примерные карты учета индивидуальных особенностей учащихся, влияющих на уровень обученности, диагностические карты для отслеживания результатов работы по обозначенным критериям. На практическом занятии МО пять учителей представляли свои программы инновационной деятельности, на апрельском педсовете трое учителей представили результаты работы по программ инновационной деятельности.

В школе функционируют семь временно-проблемных групп и две творческие лаборатории: "Вопросы внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс", "Проблемы повышения учебной мотивации школьников", "Диагностика инновационной деятельности", "Вопросы организации исследовательской деятельности с учащимися", две группы "Разработка индивидуальных образовательных траекторий для учащихся", "Развитие обучающихся в процессе творчества и сотрудничества"; ТЛ "Здоровье" и "Компенсирующее обучение".

В состав групп входят учителя школы, объединяемые общими проблемами и работающие над одной темой. Эти объединения работают над задачами сохранения здоровья детей, проблемами компенсирующего обучения, над повышением мотивации учащихся, внедрением информационно-коммуникативных технологий, исследовательских и проектных методов работы, над разработкой индивидуальных карт для учащихся, над развитием учащихся в процессе творчества и сотрудничества.

В течение года проделана большая работа по подготовке кадров к проведению инновационной деятельности по индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В школе сложилась система работы по единой теме. Система объединяет проведение педсоветов, семинаров, заседаний МО, ВПГ, ТЛ и др. В течение организационного этапа проведены педсоветы и совещания при директоре на которых обсуждались вопросы реализации программы инновационной деятельности, вопросы управления познавательной деятельностью учащихся через индивидуальный и дифференцированный подход, вопрос о взаимодействии семьи и школы, поиск новых методов мотивации родителей и другие.

Организованы и проведены практические занятия и семинары по изучению литературы и опыта работы других школ по теме, по изучению и применению образовательных технологий направленных на эффективность урока за счет учета индивидуальных особенностей и способностей детей.

Проведенный анализ подготовки кадров показывает, что на данном этапе в инновационном процессе участвуют 48% педагогических работников школы (21 чел.). Это администрация школы, педагог-психолог, валеолог, учитель-логопед и учителя предметники.

Результаты проведенных исследований по определению степени индивидуализации образовательного процесса, уровня владения педагогами современными педагогическими технологиями и уровня творческого потенциала педагогов показывают, что педагогический коллектив в общем готов к восприятию и проведению инновационной работы.

Первое проводимое исследование "Самоанализ степени индивидуализации образовательного процесса" выявило высокую степень ориентации педагогов (школы) на индивидуализацию образовательного процесса, были выделены основные объекты, за которыми необходимо осуществлять постоянное наблюдение, и в итоге создана программа инновационной деятельности. Учителя школы отвечали на три вопроса:

  • кого мы учим? (характеристика ученика как субъекта образования);
  • чему и с помощью чего мы учим? (характеристика образовательной среды);
  • как мы учим? (характеристика образовательного процесса).

Из анализа данных анкетирования следует, что школа имеет высокую степень ориентации на индивидуализацию образовательного процесса.

Выделены основные объекты, за которыми необходимо осуществлять постоянное наблюдение - это характеристики личности ученика (особенности интеллекта, познавательные интересы, мотивация, самостоятельность, надпредметные умения и навыки, коммуникативные качества). Характеристики образовательной среды (взаимное уважение, сотрудничество, поддержка индивидуальности, демократические нормы). Характеристики образовательного процесса (атмосфера творчества и взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности; оптимальная организация деятельности учащихся на занятии, индивидуальные/групповые консультации, дополнительные занятия во внеурочное время, совместная познавательная или творческая деятельность ученика и учителя, условия для приобретения учеником опыта в различных видах деятельности: учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной). Перечислены средства с помощью которых можно влиять на развитие этих характеристик.

Педагоги дали сравнение сегодняшнего состояние школы с идеальным образом и поэтому поводу можно сказать, что в школе преобладает "знаниевая" порадигма и первостепенной задачей выступает задача смены доминирующей преимущественной трансляции знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности.

Следующее исследование по выявлению уровня владения педагогами современными образовательными педтехнологиями, соответствующими индивидуализированному процессу обучения.

Из анализа данных следует, что увеличивается количество педагогов владеющих и применяющих эффективные педтехнологии.

Информационные технологии в 2005 году всего 13% педагогов применяли на практике, в 2006-2007 уч. г. - 20% , а в 2007-2008 уч.г. - 79% педагогов освоили и применяют в своей работе. Инновационная система оценивания достижений учащихся "Портфолио" осваивается с 2003 года и в 2007-2008 уч.г. уже 80% владеют этой системой и 20% изучают.

Разноуровневое обучение используют или апробируют 97% педагогов, !00% педагогов владеют и используют развивающее обучение и обучение в сотрудничестве. Возросло количество педагогов изучивших и использующих исследовательские, проблемные и игровые методы обучения, около 20% педагогов осваивают эти методы. 94% - владеют и апробируют на своих уроках здоровьесберегающие технологии.

15% учителей отметили, что начали изучать технологию критического мышления, интегрированную, модульную и интерактивные методы обучения. Применяют эти технологии соответственно - 15%, 24%, 26% и 8% педагогов.

Можно сделать вывод, что задача по освоению некоторых педтехнологий остается актуальной для коллектива, особое внимание необходимо обратить на подготовку молодых и вновь поступающих на работу учителей.

Исследование "Оценка реализации потребности педагогов в развитии и саморазвитии" выявило, что все педагоги имеют высокую степень готовности к самообразованию и активное саморазвитие. Для сравнения в 2004 г. - 95% имели активное саморазвитие, 5% - не сложившуюся систему саморазвитие, у этих учителей ориентация на развитие была сильно зависима от условий. Оценка реализации педагогами потребностей в развитии и самовыражении имеет высокий уровень К рз = 0,98 (в 2004 году - Крз = 0,83).

Итак, анализ данного анкетирования показывает, что педагогов привлекает новизна деятельности, с проведением инноваций появилась возможность экспериментировать, увидели необходимость заниматься самообразованием. Педагоги увидели целесообразность проводимых инноваций, достигли высокого уровня понимания необходимости работать по новому.

Необходимо отметить, что для осуществления своей миссии учителю необходимо обладать уровнем профессиональной компетентности, которая зависит от его умения рефлексировать свою деятельность. По результатам анкетирования более 40% педагогов ответили, что не делают этого. Отсюда вытекает задача проведение с педагогами ряд тренингов с целью развития рефлексивных способностей.

Инновационная деятельность по индивидуализации и дифференциации образовательного процесса немыслима без определения индивидуальных особенностей личности ученика, без мониторинга развития его качеств. Психологическое сопровождение обучения, развития и воспитания строится исходя из особенностей школы, контингента, учащихся, традиций и творческого потенциала педагогического коллектива.

Одной из задач психологического сопровождения, стоящей на текущем этапе была задача по систематизации мониторинга индивидуального развития личности учащегося. Но в первую очередь психологом школы была приведена в систему диагностическая работа по определению и отслеживанию индивидуальных особенностей школьников наиболее значимых при обучении.

Диагностика индивидуальных особенностей начинается с момента поступления ребенка в школу и распределяется по возрастам.

Начальная школа (1-4 классы) Основная школа (5-8 классы) Старшая школа (9-11 классы)
- Диагностика психологической готовности: уровень развития познавательной активности, мотивационную, эмоционально-волевую готовность к обучению в школе.

- Диагностика по адаптации учащихся первых классов.

- Диагностика по тестам В.В.Тарасун для определения уровня развития учебных способностей учащихся первых классов.

- В классах компенсирующего обучения составлен мониторинг развития психических процессов (Кумарина Г.Ф.).

- Диагностика утомляемости и работоспособности. (Анфимова Л.Г.).

- Тестирование учащихся 4-х классов по методике Векслера для изучения уровня показателя по вербальному и невербальному интеллекту.

- Анкета по изучению учебной мотивации. (Н.Г. Лускановой).

- Самооценка по методике "Лесенка".

- Социометрическое измерение личности.

- Диагностика по определению адаптации учащихся 5-х классов.

- Диагностика "Учебная мотивация".

- Социометрия Мотков.

- Самооценка Дембо-Рубинштейна.

- "Тест школьной тревожности Филипса".

- Диагностика уровня агрессивности и индекса враждебности учащихся по опроснику Басса-Дарки .

- Диагностика школьной мотивации (Лусканова Н.Г.)

- Диагностика по изучению мотивации к предмету (П.И. Третьяков).

- Диагностика темперамента по Айзенку.

- Диагностика познавательных процессов - по запросам учителей.

- Социально-педагогическая адаптация.

- Диагностика определения школьной мотивации (Лусканова Н.Г.).

- Диагностика уровня тревожности, агрессии, самооценки.

- Социальная Адаптация.

- Социометри-

ческие измерения личности.

- Акцентуация характера (Прутченко А.С.)

Систематизируя мониторинг индивидуального развития учащихся необходимо учитывать обозначенные педагогами качества личности, на развитие, которых может повлиять обучение в школе - это особенности интеллекта, познавательные интересы, отношение к учебе (предмету), самостоятельность, уровень обученности и качества знаний, самооценка.

В начальных классах необходимо отслеживать ещё такие качества как внимание, память, мышление.

Психологом разработаны карты личностного развития ребенка по особым образцам для разных категорий учащихся.

Задачи, стоящие перед психологом на следующий год:

- Совершенствование системы мониторинга по индивидуальному развитию личности учащегося.

- Проведение обучающего семинара с педагогическим коллективом по освоению диагностик и методов изучения личности ребенка.

В связи с тем, что интерес к учению среди учащихся школы с 5 по 9-й класс снижается перед учителями стоит задача создать условия на уроке и вне урока адекватные его возможностям и интересам, условия для приобретения учеником опыта в различных значимых для него видах деятельности.

Опираясь с одной стороны на проводимые психологом диагностики индивидуальных особенностей школьников, с другой стороны на диагностики уровня обученности и качества знаний учителя школы разрабатывают и проводят уроки с индивидуальным подходом, разрабатывают и составляют дифференцированные учебные материалы в виде индивидуальных образовательных карт для учащихся, карточек с заданиями, различных памяток и алгоритмов. С учетом особенностей и запросов учеников строится и проводится и внеурочная деятельность, как по предмету, так и по интересам. Такая работа по нашему мнению положительным образом влияет на уровень мотивации к учению, на познавательную деятельность и интерес к предмету, а, в конечном счете, на повышение уровня качества знаний учащихся.

Проведенные исследования по изучению уровня развития учебной мотивации учащихся показывают, что общий уровень мотивации учащихся к учению остался стабильным, он равен среднему показателю(3- средний; 4- в/ср; 5- выс.)

  2006-2007 уч. 2007-2008 уч.г.
1-4 кл. 3,5 3,8
5-9 кл. 3,5 3,6
общий 3,5 3,6

Если рассматривать показатели по видам мотивов, то здесь следующая картина:

Виды мотивов 2006-2007 уч. 2007-2008 уч.г.
Познавательные 3,6 3,5
Коммуникативные 3,4 3,4
эмоциональные 3,1 3,2
саморазвитие 3,3 3,7
Позиция школьника 4,2 4,2
Достижение успеха 3,6 3,7
Одобрение 3,0 3,4

Анализ данных показывает стабильность мотивов по все показателям, чуть повысился показатель "одобрение".

Для решения проблем учебной мотивации в школе два года функционирует временная проблемная группа "Проблемы повышения мотивации учения школьников". Педагоги, входящие в группу осваивают и применяют методы и приемы, а также интерактивные технологии, способствующие активизации познавательной деятельности. На следующий учебный года перед ними стоит задача по обобщению и распространению накопленного положительного опыта работы. Но задача повышение мотивации учащихся всегда актуальна для школы.

Мотивация к учению оказывает непосредственное влияние на уровень обученности и качества знаний учащихся.

В экспериментальных классах ведется отслеживание уровня качества по триместрам и по результатам рубежных срезов.

Обобщенные результаты рубежных срезов в 2007-2008 уч.г.:

  "вход" 1триместр полугодие
  Обуч, % Кач-во,% Обуч,% % Кач-во,% Обуч, % Кач-во, %
1-4 кл. 94,2 75 99 69 92,6 71
5-9 кл. 79 39 98 47 86 45
Общий уровень 87 52 98,8 55,4 88 51,4

Анализ данных показывает, что уровень качества знаний в начальных классах высокий, в основном звене этот показатель средний. Добиваться высокого качества позволяет учителям, во-первых, использование эффективных методов управления познавательной деятельностью ученика на уроке и вне урока, одним из методов является метод индивидуальных образовательных карт для учащихся разных категорий (отстающих, продвинутых, часто пропускающих занятия и др.) Во-вторых, учет индивидуальных особенностей учащихся, который позволяет создавать благоприятные условия для обучения школьников и подготовки их к самореализации и естественной коммуникации. В-третьих, диагностический и дифференцированный подход позволяет строить работу в зависимости от уровня развития познавательной деятельности учащихся и предлагать задания на соответствующем уровне трудности.

Исходя из анализа учебной работы за текущей период, учителя основного звена пришли к выводу, что для повышения качества знаний необходимо создавать условия для возможности прохождения программы в индивидуальном темпе, для предоставления учащимся выбора, для самостоятельности в изучении предметов.

Учителя начальных классов видят перед собой задачу формирования умений самостоятельных учебных и познавательных действий и развития познавательных интересов и способностей. Они пришли к заключениям, что начальной школе должен цениться любой продукт ученической деятельности, всячески поощряться самостоятельно выполненная ребенком работа, проявление творчества, тем самым, поощряя и саму деятельность, и желание ею заниматься.

Выводы:

Коллектив школы стоит перед решением глобальной задачи создание культурно-образовательного пространства, адекватного потребностям, способностям и интересам школьников.

Для построения такого пространства как говорилось выше необходимо менять позицию учителя от "транслятора знаний" к "организатору" субъектной образовательной деятельности ученика. Это требует освоения большого разнообразия методов, повышения мастерства учителя и овладения им профессиональными компетенциями. Очень важно в наших выводах то, что необходимо готовя занятия вдумываться, искать различный личностный смысл для того или иного ученика в изучении учебной программы. Обдумывать возможные виды деятельности в своем стремлении по возможности создать образовательное пространство, в котором должно быть комфортно и интересно наибольшему количеству детей. Такой подход на наш взгляд должен привести к бесконфликтному сосуществованию учителя и ученика в школе и к тому, что не должно быть отказа детей от работы.

Если работать в ситуации постоянного поиска способов и путей создания разнообразной образовательной среды внутри учебного предмета, урока, разнообразных видов деятельности, отвечающих познавательным запросам учеников или нацеленных на выявление, раскрытие еще не обнаруженных потребностей и интересов, то неизбежно придем к совместной познавательной деятельности, к сотрудничеству. Формируя атмосферу уважения, партнерства и творческого сотрудничества мы тем самым привлекаем родителей к образовательному процессу, а это одна из главных задач инновационной деятельности.

Задачи практического этапа реализации программы:

  • Повышение психолого-педагогической подготовки кадров:
    • освоение диагностик и методик изучения личности ребенка;
    • освоение и внедрение новых технологий: использование индивидуальных образовательных карт для учащихся, исследовательских, информационно - коммуникативных, проектных и игровых;
    • определение и внедрение в образовательный процесс новых форм педагогического управления развитием ОУУН учащихся, обеспечивающих условия для формирования устойчивой мотивации и личностного роста;
    • поиск, освоение и применение альтернативных и индивидуально-дифференцированных форм обучения детей.
  • Создание и реализация новой педагогической практики, позволяющей реально осуществлять педагогическую поддержку учащихся, учитывая индивидуальные особенности и возможности учащихся, дифференцированный подход:
    • изучение личности ребенка: определение зоны ближайшего развития, сильных сторон личности, наблюдение, изучение склонностей, интересов каждого ребенка;
    • составление индивидуальных карт для разных категорий учащихся;
    • вооружение учащихся способами самостоятельной познавательной деятельности и приобретение умений самостоятельной добычи знаний (работа в парах, малых группах, индивидуальная самостоятельная работа и т.д.);
    • создание индивидуализированных дидактических материалов к общеобразовательным программам; внедрение образовательных технологий, поиск и освоение форм организации деятельности учащихся, учитывающих поставленные цели;
  • Разработка системы контроля и мониторинга результатов индивидуального образования (обучения, развития, воспитания) и его осуществления.
  • Систематизация мониторинга индивидуального развития личности обучающегося.