Урок русского языка по теме "Звуки [з], [з'] и буквы З, з"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний о букве З и звуках [з], [з,.] для совершенствования техники чтения.
  2. Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать. Способствовать обогащению словарного запаса.
  3. Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким. Способствовать развитию формирования нравственных привычек.

Обеспечение адекватного восстановления сил, способствовать рациональной организации двигательной активности.

Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: интегрированный

Дидактическое обеспечение урока: букварь, листочки с показом, тексты для индивидуального чтения, картины по развитию речи, вертушка, карточки букв, ТСО.

Ход урока.

1. Организационный этап.

  • Жила на небе маленькая звездочка. Ей очень хотелось увидеть другие планеты. Но мама говорила ей: “Подожди, всему свое время”. Наконец, звездочка выросла и отправилась в путешествие. Как-то раз попала звездочка на землю. Она опустилась на поляну в лесу, и вдруг рядом с ней упал прекрасный лебедь. Его перья были золотыми от солнца, а глаза наполнены лучезарным светом. Но в боку у лебедя была тяжелая рана, т.к. его ранили охотники.
  • Звездочка стала ухаживать за ним. Когда лебедь поправился и улетал, он подарил звездочке улыбку. Эта улыбка была волшебной. С тех пор, если звездочка улыбается кому-либо, то он становится счастливым.
  • Сегодня звездочка дарит свою улыбку вам, желая, чтобы вы росли добрыми и счастливыми. Давайте улыбнемся друг другу, подарим нежность, любовь, заботу окружающим нас людям.

2. Актуализация

  • Прочитайте слова на доске:

    НЕЖНОСТЬ     ЛЮБОВЬ     ЗАБОТА

  • Определите букву, с которой мы сегодня познакомимся на уроке. Она  обозначает парный звонкий согласный звук, который стоит в начале слова.
  • Определите тему сегодняшнего урока.
  • Какие цели поставим перед собой?

 3. Формирование новых понятий и способов действия

  • Гласные какого ряда обозначают твердость согласного звука? Найдите  их на вертушке.
  • Гласные какого ряда обозначают мягкость согласного звука? Найдите их на вертушке.
  • Прочитайте слоги на наборном полотне.

ЗА  ЗО  ЗУ  ЗЫ
ЗЯ  ЗЁ   ЗЮ  ЗИ  ЗЕ

  • А теперь давайте вернемся к слову «ЗАБОТА».  Придумайте родствен-ные слова к данному слову.
    ЗАБОТЛИВЫЙ  ЗАБОТИТЬСЯ 
  • Сейчас вам предстоит групповая работа. Каждая группа должна будет составить рассказ. Тема, объединяющая все рассказы, «Забота о ближних людях».
  • Задание 1 группе: Составить рассказ на тему «Заболел одноклассник».
  • Задание 2 группе: Составить рассказ по картинке на тему «Забота о сестренке».

  • Задание 3 группе: Вам дается заголовок: «Окончены занятия». Опорные слова к тексту: завершился, пошел домой, встретила мама, помогает раздеться, спасибо за заботу.

  • Задание 4 группе: Вам дается заголовок: «Заботливые внуки», начало рассказа: Наступило лето. К бабушке в деревню приехали внуки. Придумайте продолжение и конец рассказа.

  • Задание 5 группе: Вы составите рассказ по сюжетным картинкам.

А) Приготовление пищи
Б) Обед семьи

В) Мытье посуды.

               

Письмо строчной буквы  з.

  • У вас  на партах лежат листочки, где уже засветилась наша звездочка.    Она позаботится о вас, когда вы будете писать новую букву.
  • Из каких элементов состоит строчная буква «з»?
  • В каких буквах встречается данный элемент?
  • Посмотрите, как я буду писать букву.
  • Пропишем ее в воздухе, теперь на листочках. Молодцы.

Физминутка

А) Для глаз (по Базарному)
Б) Для интеллекта упражнения для пальчиков. (Под счет 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1 большой пальчик последовательно надавливает на подушечку указательного, среднего, безымянного, мизинца)
В) Для хорошей работы головного мозга. (Потереть носик ладошкой влево – 5 раз, вправо – 5 раз)

  • Прочитайте слоги на наборном полотне. Запомните их. На следующей строке пропишите письменными буквами.
  • Прочитайте слово на следующей строке. Вы готовы его написать?

  4. Применение. Формирование умений и навыков.

  • Звездочка протянула свои лучики к Букварю. Она заботится о вас и

хочет, чтобы вы научились читать еще лучше. Прочитайте рассказ на странице 66.
Про Зину.
У Зины была бабушка. Бабушка была стара. Посадила Зина розы. Пришла
зима. А у Зины розы.

  • Кто посадил розы?
  • Кому отдала Зина розы?
  • Кто рад розам?
  • А те ребята, у кого есть индивидуальные тексты, читает их.

Семь дочерей.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

  • Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
  • Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - проговорила вторая.
  • Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
  • Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.
  • Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
  • Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
В. Сухомлинский

  • Чем седьмая дочка отличалась от своих сестер?
  • Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
  • Какая тема объединила оба рассказа?

5. Обобщение
Звездочке пришла пора улетать. Она рада, что встретила таких милых детей, подарила им новую букву, оценила ваше чтение и письмо. На прощание звездочка дарит вам сказку «Крылья матери».
В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких  гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать. Они подняли головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери, а уж потом для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри тепло и уютно, а снаружи – холодно и опасно.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: “Выпускай нас, мама”. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: “Почему у тебя изранены крылья?” Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: “Все хорошо, сын”. Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

     6. Информация о домашнем задании.

  • Дома вы подумаете над содержанием сказки и попробуете ответить на      вопросы, которые найдете на этих листочках.
  • Как крылья маминой любви защищают вас от бед и опасностей.
  • Как вы думаете, что нужно для тог, чтобы вырастить крылья материнской и отцовской любви?
  • Почему израненная мать была счастлива?
  • Как вы думаете, должны ли дети растить крылья любви к своей матери?
  • Заботитесь ли вы о своей маме? В чем проявляется ваша забота?

    7.  Подведение итогов урока

  • С какой буквой познакомились на уроке?
  • Какие звуки она обозначает? Дайте им характеристику.

(Оценка работы класса и отдельных учеников)

8.  Рефлексия

  • Что было интересным на уроке?
  • А что вызвало затруднения?
  • Что нового узнали?