Реализация научно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования

Разделы: Общепедагогические технологии


В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться детей к научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы. Работа над исследовательской работой расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, зарождает дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

Информационная справка

Я осуществляю педагогическую деятельность в МОУДОД “Центр детского творчества” №16 “Огниво” в отделе “Учебный центр профессионального самоопределения “Элита”. УЦПС “Элита” является одним из структурных подразделений Центра детского творчества №16 “Огниво” и обеспечивает допрофессиональную подготовку, профессиональное самоопределение учащихся старшего школьного возраста. Сохраняя лучшие традиции, в центре большое внимание уделяется учебно-исследовательской деятельности учащихся. УЦПС “Элита” осуществляет свою деятельность более 10 лет. Выпускники Центра успешно продолжают обучение в высших и средних специальных образовательных учреждениях нашего города, республики, России, работают по выбранной в УЦПС “Элита” специальности. Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому мы осознаем, что навыки исследовательской деятельности, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе.

Социальный заказ учащихся и родителей определил основные задачи деятельности УЦПС “Элита” и среди приоритетных является формирование навыков научно-исследовательской деятельности, подготовка к дальнейшему получению высшего профессионального образования.

На протяжении 6 лет я являюсь научным руководителем, курирующим научно-исследовательские работы по лингвистике. За эти годы появились свои наработки и подходы к развитию у детей навыков ведения исследовательской работы.

Цели и задачи организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Существует мнение, что учащиеся с трудом проводят исследование на родном языке, поэтому об иностранном языке не может быть и речи. Однако это не совсем так. Именно исследование на иностранном языке открывает перед учеником огромные преимущества, В первую очередь, это:

  • Возможность ближе познакомиться с особенностями культуры, традициями и обычаями, историей страны изучаемого языка.
  • Возможность максимально использовать имеющие теоретические знания, умения, и навыки иностранного языка в реальной практической ситуации.
  • Возможность познакомиться с художественной и специальной литературой на иностранном языке.
  • Возможность улучшить свои знания по иностранному языку, развить свой словарный запас.
  • Повысить собственную значимость в глазах своих сверстников, педагогов, семьи.

Исследовательская деятельность учащихся – это серьезная и целенаправленная работа руководителя и ученика. Цель организации научно-исследовательской работы учащихся — воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся. Основные задачи научно-исследовательской работы являются:

  • обучение работе с научной литературой, в том числе с литературой на иностранном языке;
  • воспитание гражданской позиции;
  • развитие аналитических способностей, в том числе способностей к анализу и обобщению результатов собственной работы и к подведению итогов научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • формирование чувства ответственности за порученное дело;
  • воспитание уверенности в себе, осознание значимости выполненной работы;
  • стимулирование познавательного интереса учащихся, их исследовательской деятельности посредством использования современных информационных и Интернет - технологий.

Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений. Журнал наблюдений при проведении исследовательской работы представлен в приложении.

Как показывает личный опыт работы, учебно-исследовательская деятельность учащихся является мощным средством повышения качества образования и дает огромные возможности для приобретения новых компетенций:

  • развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (работа с литературой, оформление библиографии, создание структуры работы);
  • формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
  • способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по английскому языку.

В качестве научного руководителя, курирующего исследовательские работы по лингвистике, я сталкиваюсь с целым рядом препятствий на своем пути. Прежде всего, своей главной задачей в начале года я считаю выявление детей, которые бы хотели участвовать в исследовательской работе по английскому языку. Ни для кого не секрет, что далеко не все учащиеся, склонные к научно-исследовательской работе, всегда проявляют сами инициативу к участию в подобной деятельности. Поэтому для выявления интересов детей их намерений я провожу анкетирование, беседу, где подробно раскрываю суть предстоящей работы.

Организация работы над научно-исследовательской работой

Разработанная мною технология организации научно-исследовательской учащихся включает семь шагов, которые, в свою очередь, можно выделить по три этапа: подготовительный этап, этап интенсивной работы и этап подведения итогов. На протяжении всей исследовательской работы учащиеся ведут журнал наблюдений, где анализируют ситуацию на каждом этапе, ведут график деятельности, указывают источники информации, делают отметки о полученных консультациях и дают информацию о планируемых презентаций.

1. Подготовительный этап

- Организация группы и личная актуализация проблемы.

На этом этапе учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы. В связи с этим обычно возникает необходимость в предварительном курсе лекций по языкознанию, чтобы дать учащимся общее представление о науке, о языке. Большое внимание уделяется мотивации предстоящей работы. Каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными стимулами увидеть материальные преимущества – от защиты реферата на итоговой аттестации в конце года до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз.

- Постановка вопроса исследования.

Это наиболее сложный этап. Тематика лингвистических работ крайне разнообразна. Две науки, понимание которых более доступно школьникам в силу большей их иллюстративности и наличия связей с курсом русского языка в школе – это лексикология и лексикография. В рамках этих лингвистических дисциплин возможно создание очень интересных по содержанию, самостоятельных по выполнению и, более того, имеющих и некоторое практическое применение учебно-исследовательских работ. При этом желательно, чтобы учащиеся самостоятельно определились в выборе тех или иных тем исследования. Основная задача преподавателя — повлиять на выбор учащихся таким образом, чтобы тематика исследования соответствовала возможностям и наклонностям учеников.

Основные требования работы – новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним, максимум двумя годами.

2. Этап интенсивной работы

- Подбор материала по проблеме исследования.

На первом этапе, который длится не более месяца, необходимо: определить область исследования, явление, эпоху, процесс; наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы; приступить к сбору информации по проблеме исследовании; одновременно со сбором информации необходимо создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, цитаты, библиографию, иллюстративный материал.

Именно самостоятельный сбор материала, а не его интерпретация – наиболее сложная из задач. Сам по себе сбор языковых единиц представляет значительное число трудностей “технического” характера, особенно если говорить об устной речи. В большинстве случаев лучше и надежнее опираться на письменные источники

- Определение целей и задачей исследования.

На втором этапе ученик под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования. Все это отражается в тексте ведения исследовательской работы. Кроме того, на данном этапе необходимо уточнить и окончательно сформулировать тему исследования.

- Фиксация и предварительная обработка данных, проведение эксперимента.

Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, группировка, сопоставление и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований.

В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, научный руководитель проводит консультации по возникающим вопросам, согласно следующим принципам: способы устранения проблемной ситуации; пути поиска новой информации; нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла; варианты воплощения замыслов.

3. Подведение итогов

- Оформление результатов работы

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное. При этом необходимо объяснить учащимся, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого потребуется:

  • дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
  • выработать суждения и умозаключения;
  • сделать выводы по результатам исследования;
  • указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта.

Учащиеся самостоятельно готовят тезисы к работе.

- Презентация результатов исследования.

Существует мнение, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Мне приходилось наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не оцениваются высоко из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину я вижу в том, что дети оказались психологически не готовы к выступлению. Поэтому уже не первый год мы проводим предварительное представление исследовательской работы, сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории перед воспитанниками нашего учебного центра. Этот этап не просто позволяет выступающим детям получить опыт публичных выступлений, но и стимулирует других учащихся присоединиться в будущем к исследовательской деятельности. Публичная защита предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций. После выступлений учащиеся обсуждают, анализируют работы, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы.

Приложение 1

Приложение 2