Урок по правильному питанию "Плох обед, если хлеба нет"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование представлений об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.

Задачи:

  • Прививать бережное отношение к хлебу.
  • Воспитывать уважение к труду хлебороба.

Оборудование и материалы:

  • Плакаты: «Как хлеб на стол пришёл», «Хлеб всему голова»;
  • книга А. Мусатова «Как хлеб на стол пришёл»;
  • Таблица с данными по выпечке хлеба;
  • Образец «Меню»;
  • Коллекция разнообразных хлебобулочных изделий;
  • Колоски пшеницы, ржи, ячменя;
  • Для каждого ученика рисунки облачка, солнышка;
  • Рисунки героев: Зелибобы, Бусинки, Кубика, Карлсона.
  • Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»

Ход урока

1. Организационный момент.

  • приветствие учащихся;
  • проверка готовности к уроку.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о правильном питании. И мы поговорим сегодня об обеде, о здоровой пище.

И Доктор «Здоровая Пища» советует, чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: «Умеренность» и «Разнообразие».

Учитель: Что значит «Разнообразие»? (Ответы учащихся).

– Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

– Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи – кладовые здоровья»

2. Введение в тему.

Учитель: Подумайте можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть только свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника?

Учитель: Как вы думаете, что мы сейчас с вами придумывали и составляли? (Меню обеда).

Учитель: Правильно Меню. Итак, сегодня тема нашего урока «Плох обед, если хлеба нет». И мы отправимся с вами в кафе вместе с нашими знакомыми Зелибобой, Бусинкой, Катей в Дядей Сашей на обед.

Учитель: Кто же мне может сказать, и что такое Меню?

Учитель: Меню – это подбор кушаний, а также листок с их перечнем. Меню бывает разнообразное.

Учитель: Как известно обед должен состоять из 4 блюд:

  1. Закуски
  2. Первое блюдо
  3. Второе блюдо
  4. Третье блюдо

Каждая составляющая обеда выполняет свою функцию:

  • Закуски подготавливают желудок к приему пищи.
  • Первое и второе блюда обеспечивают организм необходимым количеством питательных веществ.
  • Третье блюдо – как правило, это соки и компоты – поддерживают водный баланс организма.

Золотые правила питания.

Для того чтобы пища хорошо усваивалась необходимо:

  1. Главное – не переедайте.
  2. Ешьте в одно и тоже время простую свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
  3. Тщательно пережёвывайте пишу, не спешите глотать.

Учитель: Вспомним правила гигиены.

  1. Мой руки перед едой.
  2. Мой овощи и фрукты.
  3. За столом не разговаривай с едой во рту.

Учитель: Проведём игру.

Игра «Угадай-ка»

Учитель: Угадайте, какие блюда могут входить в состав нашего обеда.

  1. Сидит на ложке
    Свесив ножки. (Лапша)
  2. Кругла, рассыпчата, бела,
    На стол она с полей пришла. (Картошка)
  3. Что капали из земли,
    Жарили, Варили?
    Что в зале мы испекли ели и хвалили? (Картошка)
    Как известно 300 лет назад царь Петр I привез клубни картофеля в Россию, но крестьяне отказывались его выращивать, называя «ведьминой ягодой». Крестьяне не знали, что съедобны клубни, и поэтому ели плоды - маленькие ягоды, содержащие ядовитые вещества. Из-за того, что картофель распространяли насильно, на Руси возникали «картофельные бунты». Теперь же его называют вторым хлебом.
  4. Картошка, капуста, морковка, да лук...
    До чего же хороши получились наши. ...(Щи)
  5. С хвостом, а не зверь
    С перьями, а не птица (Рыба)
    Блещет в реке чистой
    Спинкой серебристой (Рыба)
    Крылья есть, да не летает,
    Ног нет, да не догонишь (Рыба)
  6. Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый.
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб)

Учитель: А теперь откроем страничку 30 наших тетрадей и посмотрим, все ли блюда мы отгадали, которые выбрали себе на обед наши спутники.

  • Ребята, наш Зелибоба не знает, брать хлеб или нет, а как вы думаете?
  • Издавна, щедрый душой русский человек славился своим хлебосольством.
  • Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберитесь.
  • Как вы думаете, какой продукт был самый главный, самый почитаемый? Без него не обходился ни прием дорогого гостя, ни встреча молодых в день свадьбы. (Ответы детей)
  • Что брали в дальнюю дорогу? (Ответы учащихся)
  • Правильно! Хлеб всему голова!

Учитель: К хлебу в старину относились свято, ведь хлеб доставался тяжелым трудом. Вспомним, как не просто пришел он к нам. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а потом испек. Трудно тяжело достался хлеб. (Об этом можно узнать из книги Алексея Мусатова «Как хлеб на стол пришел»).

Ученик 1.

Пышный, мягкий поперечный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.

Ученик 2.

В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

Ученик 3.

В нем земли – родимой соки,
Солнца свет веселый в нем
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.

Физкультминутка

Облако, Облако!
Белое, хорошее
Подари нам,
Облако, капельку дождя, (поднимают руки вверх)

Маленькое зернышко
Нами в землю брошено, (изображают сеятелей)
Маленькому зернышку
Без воды нельзя (через стороны поднимают руки вверх)
Дождь прошел, земля мокра
Вот так облако! Ура!
Помогло ты, Облако,
Дать зерну росток, (чуть-чуть привстают)
Мерзнет наше зернышко!
Простудиться зернышку
В сырости легко!
Помоги согреть его,
Золотое солнышко,
Выгляни, пожалуйста,
Из-за облаков (протягивают руки вверх)
Жарко стало,
Горячи
Солнца нашего лучи!
Помогло ты, солнышко,
Нам росток согреть (раскидывают руки в стороны)
Зернышко! Зернышко!
Желтое, как солнышко!

Прорастай, пожалуйста,
Зернышко скорей!
Ты увидишь, зернышко,
Облако и солнышко,
Нас увидишь зернышко, всех своих друзей.
(Поднимают руки вверх с колосками).

Учитель: А сейчас мы давайте обратимся к данным.

  • На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.
  • Ежедневно в стране выпекается 82000 тоны хлеба.
  • В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
  • Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.
  • А профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить купитьсебе только очень богатые люди.

Дети:

Пекарь – это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой!

Учитель: У нас на столе сегодня представлены образцы хлебных продуктов – хлебные изделия. Это только маленькая часть того, что можно выпечь.

  • Обратите внимание, как разнообразен сейчас выбор хлебобулочных изделий.
  • Кто скажет почему, так упакован (или в такой упаковке) хлеб?

Дети: Чтоб брать его чистыми руками, чтоб хлеб был всегда чистым.

Учитель: Да, действительно. Хлеб можно брать только чистыми руками. Хлеб нельзя выбрасывать. А если кто обронит кусочек хлеба, тот тут же поднимает его и обязательно поцелует! А хлебные крошки собирали в ладошки – и в рот. Так относились к хлебу в старину. И говорили: «Покуда есть хлеб да вода все не беда». Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково удивительное свойство этого главного продукта.

  • Есть даже поговорка такая «Плох обед, если хлеба нет».
  • А мы вспомним пословицы о хлебе и подумаем, о чем же они.
  1.  «Хлебушко – пирогу дедушка».
  2.  «Без печки холодно – без хлеба голодно».
  3.  «Нет хлеба – нет обеда».
  4. Много снега – много хлеба.
  5. Хлеб всему голова
  6. Хлеб – батюшка – кормилец.
  7. Ржаной хлебушко – калачу дедушка,
  8. Все приедается, а хлеб нет.
  9. «Не в пору и обед, коли, хлеба нет».

Учитель: Как вы думаете, правильно ли сделал Зелибоба, что выбрал хлебушек к обеду? (Ответы учащихся.)

Учитель: Ребята, а сегодня я получила письмо от Карлсона. Вот послушайте.

Здравствуйте, друзья!

Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.

Ваш Карлсон.

Учитель: Ребята, верно ли Карлсон составил меню? (Ответы учащихся.)

Давайте вспомним, что необходимо съедать в обед?

Дети: Необходимо съедать салаты, первое, второе, третье блюда.

Дети: В качестве закуски можно использовать свежие овощи или овощи с фруктами.

Дети: На первое блюдо хороши овощные, крупяные супы, щи, борщи, рассольники, супы из гороха, молочные супы.

Дети: На второе – мясные, рыбные блюда.

Учитель: Что и выбрали для себя наши герои Кубик и Катя, давайте прочитаем страницу 33 (повторим).

Учитель: Мясо – основной источник полноценных белков для организма, мясо – рекордсмен по содержанию железа, которое входит в состав крови. Мясо необходимо для детского питания. Не стоит отдавать предпочтение сосискам, сарделькам, колбасе. Лучше использовать натуральное мясо, причем готовить из него вареные блюда, а не жареные. На третье блюдо используют свежие овощи, фрукты, соки, компоты, пюре.

Учитель: И как мы уже говорили «Без хлеба нет обеда». Обязательно съедать в обед хлеб. Хлеб содержит большинство необходимых человеку питательных веществ. Он богат растительными белками, является источником витаминов группы В и минеральных веществ. Самым полезным является темный хлеб: ржаной из пшеничной муки грубого помола (с отрубями, барвихинский, докторский). В нем содержаться в 5 раз больше, чем в белом таких необходимых организму элементов, как железо, марганец, медь цинк. Темный хлеб богат витаминами группы В и С. Он является богатым источником клетчатки, способствует правильному обмену веществ. Очень полезным считается хлеб, выпеченный с добавлением зерен подсолнечника, сои, других масличных зерновых культур.

Учитель: Давайте поможем Карлсону составить меню «здорового» обеда.

Учитель: Что бы вы, посоветовали Карлсону съесть на обед, чтобы выздороветь? (Ответы учащихся.)

Обратимся к нашим тетрадям на странице 34, выполним задание № 1.

Учитель: Запомним правила поведения после обеда, прочитаем, и выполним задание №2 - выберем ответ. (Ответы учащихся.)

3. Итог урока

Учитель: Подведя итоги урока, какой сделали вывод?

Дети: Мы должны употреблять в пищу только полезные продукты. В обед должны съедать первое, второе, третье блюда. Самым главным продуктом за обедом - хлеб. «Плох обед, если хлеба нет». О бережном отношении к хлебу мы тоже должны помнить.

(Чтение стихотворений о бережном отношении к хлебу).

С.Михалков «Булка»

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.

Ученик 1.

Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь!
Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!

Ученик 2.

Мне жить, пока стоят хлеба,
И петь о них, пока имею голос!
Как хлебороба вечная страда,
В судьбе моей страны высокий колос.