Интегрированный урок информатики и ИЗО в 7-м классе "Создание эмблемы школы"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: формирование общесоциальной, информационной и предметной компетенций.

Задачи урока:

  1. Воспитание чувства нравственности и гражданственности.
  2. Повышение уровня творческой и познавательной деятельности учащихся.
  3. Закрепление основных навыков работы с векторной графикой.
  4. Закрепление основных сведений о художественно-выразительных возможностях графического дизайна.
  5. Обучение созданию электронной модели.

Тип урока: интегрированный со сменой рода деятельности. Содержание урока базируется на межпредметном материале.

Применяемые методы: проблемный и иллюстративный методы.

Оборудование урока:

  1. Компьютерный класс.
  2. Компьютерная презентация урока.
  3. Эскизы работ учащихся.
  4. Раздаточный материал.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся:

  1. Фронтальный опрос.
  2. Проверка результатов работы на компьютере.
  3. Проверка эскизов учащихся.
  4. Заполнение учащимися таблицы самооценки.

Структура урока: вводная часть, основная (теоретическая и практическая), физминутка, заключительная часть.

ХОД УРОКА

Учитель ИЗО: по заведенному еще при царе Иване Грозном обычаю, стрельцы, вооруженные бердышами и пищалями, несли неусыпный дозор на каменных башнях московского Кремля. С наступлением сумерек, отмечая каждый час, стрельцы вели перекличку, славя главные города земли Русской:

- Славен город Киев! - кричал стрелец на самой дальней башне.
- Славен город Новгород! – вторил ему другой стрелец.
- Славен город Владимир!
- Славен город Рязань!
- Славен город Москва – заканчивал стрелец на последней башне.

…В древности скандинавы называли Русь с ее многочисленными красивыми городами “Гардарики”, что означало “Страна городов”. На Руси уже в IX-X веках было несколько десятков, в XI веке – более 90, в XII веке – около 250 городов.

Раньше города ставили только на воде. Нередко дремучие леса и непроходимые болота защищали город с трех сторон, а с четвертой высокий холм круто спускался к полноводной реке. Слово “город” произошло от глагола “городить”, “огораживать”, потому что со всех сторон поселение окружали высокие и крепкие крепостные стены. Проплывая по великому водному пути “из варяг в греки”, иноземцы удивлялись, встречая десятки “величеством сияющих” городов. На самой высокой башне крепостной стены развевался вымпел с гербом города.

В России первые гербы появились в XVI веке при царе Алексее Михайловиче. Составлялись гербы по очень строгим правилам. Возникла даже специальная наука о гербах – геральдика. Согласно ее законам рисовали на гербах людей, животных, птиц, деревья, солнце, луну, звезды, огонь, воду, предметы, сделанные руками человека.

Каждый символ имел свое значение:

- птица Феникс – бессмертие,
- сложенные крестом руки – верность,
- лев – сила, мужество,
- журавль с камнем в лапе – бдительность,
- змея – вечность.

Иногда по изображению на гербе можно было определить название города:

- ветла – Ветлуга,
- волк – Волчанск,
- горох – Гороховец,
- виноград – Изюм,
- козел – Козельск (см. приложение).

Большое значение имели цвета, используемые в изображении гербов: голубой, как безоблачное небо, означал красоту и величие, ярко-зеленый, как трава, изобилие. Красный, как кровь – мужество, храбрость.

Рассказ учащегося о Российском гербе: центральной фигурой на изображении герба России является орел. Эта птица, царь птиц, с древних времен за силу и зоркость почиталась символом проницательности и мужества. Фигура орла в разных видах и с разными украшениями встречается на древних печатях, на зданиях, обложках книг и т.д. Орел изображался на гербе древнего Московского государства. Двуглавый орел являлся символом Римской империи, а когда она перестала существовать, перешел к России, как православной стране. Случилось это в 1494 году. Две головы орла символизируют единство Восточной и Западной частей империи.

Учитель ИЗО: повторим средства художественной выразительности графического дизайна, используемые в нашей работе: точка, линия, цвет, форма, пропорция (см. презентацию).

Учитель информатики: Ребята, сегодня наша задача на практике закрепить полученные вами знания и приемы работы с векторной графикой, закончить создание эмблемы. Основой векторной графики является линия, соединяющая начальную и конечную точки кривой. В векторной графике изображение рассматривается как совокупность кривых линий, которые имеют координаты начала и конца, цвет и толщину. Но, выполняя задание, вы используете более общее понятие – объект. Давайте перечислим основные свойства векторных объектов.

Ответы учащихся:

- могут иметь контур с определенным цветом и толщиной;
- имеют заливку разного типа;
- объекты можно сгруппировывать, создавать из них новые;
- можно использовать спецэффекты: тень, контур, объем.

Учитель информатики: Какой прием мы использовали для более эффективной работы по созданию эмблемы?

Ответ учащихся: дополнительно применяли заготовки библиотеки ClipArt и их видоизменяли.

Выводы по уроку:

1. Для учителей этот проект демонстрирует уровень сформированности у учащихся такой формы познавательной деятельности, как анализ соответствия информационной модели на бумаге и в компьютерном варианте. Хотя к практической работе ученики приступают уверенно, но в процессе работы сталкиваются со сложностями при построении схемы последовательности выполнения операций. Это заставляет их находить пути решения, перенимать опыт учителя, что способствует приобретению навыков работы в данной области, формирует логическое мышление. Следует отметить, что в формальной логике одним из признаков сформированности понятия является умение переносить его из одной предметной области в другую.