"Родительская любовь и стили родительского поведения". Сценарий круглого стола для родителей-опекунов

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цели и задачи:

  • знакомство с родителями-опекунами, их знакомство друг с другом;
  • обсуждение имеющихся у них проблем и трудностей на сегодняшний день и возможные пути их преодоления;
  • обмен мнениями по теме, обмен опытом.

Категория участников:

  • родители-опекуны,
  • педагоги,
  • специалист по охране прав детства,
  • инспектор по делам несовершеннолетних, п
  • редставитель соц.защиты.

Количество участников: около 20 человек.

Время проведения: 2 часа.

Место проведения: актовый зал или классная комната.

Материалы: аудиомагнитофон, аудиокассета с лирической музыкой, мульти-медиа-проектор, экран, столы, стулья по количеству участников, цветок; папка с материалами и авторучки для каждого родителя, плакат "Стили родительского поведения", выставка творческих работ приемных детей.

В папку с материалами входят: текст опросника теста "Стили родительского поведения", бланки для ответов на тест, рекомендации "Как завоевать и сохранить доверие ребенка", список литературы, которой они могут воспользоваться при возникающих трудностях (приложение 1).

Предварительная подготовка.

1. Проведение анкетирования детей по анкете (приложение 2).

2. Подготовить и разослать приглашения для родителей-опекунов (приложение 3).

3. Пригласить для участия в разговоре специалиста по охране прав ребенка, инспектора по делам несовершеннолетних, представителя соц.защиты.

4. Подготовить и расставить на столах, расположенных кругом, таблички с фамилиями, именами и отчествами участников.

5. Подготовить и разложить на столах папки с материалами и авторучки для родителей.

6. Оформить актовый зал (выставка детских творческих работ, рисунков, грамот)

Презентация

Сценарий круглого стола для родителей-опекунов

Основной докладчик Ход встречи № слайда в презентации
 

Ведущий.

(в нашем случае это завуч по воспитательной работе)

Пока все собираются, играет тихая спокойная музыка.

Добрый вечер, дорогие родители.

Мы благодарим вас за то, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли к нам, чтобы обсудить за круглым столом наболевшие проблемы, узнать новую информацию, поделиться своими успехами в общении с детьми, а может и неудачами, спросить совета у других.

Тема нашего разговора - "Родительская любовь и стили родительского поведения".

Сегодня мы планируем:

  • познакомиться друг с другом
  • провести упражнение
  • познакомить вас с результатами анкетирования ваших детей
  • обменяться опытом
  • оценить свою собственную стратегию воспитания
  • мы ознакомим вас со всеми возможными стилями родительского поведения
  • поговорим о детском доверии
  • дадим несколько рекомендаций о том, как завоевать и сохранить доверие ребенка.
  • расскажем о мнении американских психологов на счет роли семейного воспитания
  • познакомим вас с литературой, к которой вы можете обратиться.

Прежде чем начать наш разговор, хочу представить вам тех, кто будет принимать в нем участие:

- это завуч по воспитательной работе : (ФИО).

- это социальный педагог школы:(ФИО).

- это педагог-психолог :(ФИО).

- это специалист по охране прав детства:(ФИО).

- это представитель соц. Защиты :(ФИО).

- это инспектор по делам несовершеннолетних:(ФИО).

А сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Представиться, и если хотите, можно немного рассказать о себе и о своих подопечных - чем они занимаются, что любят делать? Все хорошее, что о них можно сказать.

(родители представляются).

Вы, наверное, уже заметили выставку поделок и грамот некоторых ваших детей. Какие они талантливые и способные. Их не так много. Но мы надеемся, что к следующей нашей встрече их будет намного больше.

Слайд 1.

Тема и план

Специалист по охране прав детства Слайд 2.
Педагог-психолог школы Общение с вами хочу начать с упражнения, которое называется "Добрый вечер".

Те, к кому я обращаюсь, мне в ответ машут рукой.

Добрый вечер, тем:

  • кто на нашу встречу пришел с хорошим настроением,
  • чьи дети вновь обрели родителей, родительскую любовь, заботу и понимание,
  • кто не разочаровался в том, что взял в свою семью ребят,
  • кто хочет сделать счастливыми детей, оказавшихся без родителей.
  • кто старается любить своих вновь обретенных детей,

Спасибо вам за это и всем еще раз добрый вечер.

Тема нашего разговора: " Родительская любовь и стили родительского поведения" и мы продолжаем.

Следующее упражнение, которое я хочу предложить вам, называется: "Мне нравится в себе:". Подумайте, что вам с себе очень нравится, и когда этот красивый цветок - символ тепла и доброты, окажется у вас, ответьте на вопрос.

(участники по кругу отвечают, передавая друг другу ЦВЕТОК)

Слайд 3.

Тема и план

Спасибо. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Я предлагаю вашему вниманию высказывание С.Л. Соловейчика, которое может стать вашей молитвой. Я зачитаю его вслух, а вы проговаривайте каждый про себя.

" Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: "Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы есть, мы живые люди. Он такой же как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка: Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому, что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем".

Слайд 4.

Слова С.Л. Соловейчика.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека - о родительской любви.

Я надеюсь, что все считают себя любящими родителями , и это вполне естественно, раз уж вы решились взять чужих детей под свою опеку. Детей, которые в силу различных обстоятельств лишились своих биологических родителей, лишились их тепла, ласки и любви. А вы взяли эту функцию на себя. Таким образом, этим детям очень важно то, что вы чувствуете по отношению к ним - любовь или ненависть, и как вы это чувство проявляете.

Процитирую слова одной девочки:

"Мне хочется, что бы я почаще понимала, что я дорога им, чтобы чаще звучали ласковые слова, чтобы в семье не было скрытности, чтобы не считали, что я ничего не понимаю".

Сегодня мы с вами должны понять, что теплые и хорошие отношения к ребенку принесут ему гораздо больше счастья, если он будет их постоянно видеть и ощущать.

Слайд 5.

Тема

  В процессе подготовки к нашей встрече с вами, мы позволили себе провести анонимное анкетирование среди ваших детей. Ребята отвечали на 6 вопросов анкеты. Сейчас я прочитаю их ответы, после чего хотелось бы узнать ваше мнение об услышанном. В опросе участвовали дети, начиная с 4-го класса. Маленьких не брали. Внимание на экран.

1 вопрос: Любят ли тебя родители (те, с кем ты живешь)?

Ответы: все ответили да.

2 вопрос: Как они проявляют свою любовь к тебе?

Ответы: хорошо проявляют, заботятся, проверяют уроки, обнимают.

3 вопрос: Хватает ли душевного тепла со стороны тех, с кем ты живешь?

Ответы: Да, хватает, но иногда бывает ,что и не хватает.

4 вопрос: Одинаково ли родители относятся к тебе и брату (сестре)?

Ответы: Да ,одинаково. Все устраивает. Нет.

5 вопрос: "Трудные родители - это:"

Ответы: Злые. Дают плохое воспитание. Это плохо. Всегда ругаются и не могут понять тебя когда тебе необходимо! Которые пьют, бросают детей, не воспитывают их.

6 вопрос: Как ты представляешь себе теплое душевное отношение родителей к тебе?

Ответы: Добрые, радостные, красивы, доброжелательные. Когда заботятся обо мне. Когда к тебе хорошо относятся. Когда родители не ругают детей и не бьют их. Когда с ними можно будет поговорить о нелепых ситуациях, и они тебя поймут, когда попросту не обзовут, поддержат в трудную минуту, когда просто любят.

Так отвечали ваши дети. А теперь я прошу вас поделиться своими впечатлениями об услышанном. Поделиться своим опытом проявления любви к ребенку. Как вы показываете детям, что вы их цените, любите. Что-то, может быть, делаете вместе.

(родители высказываются).

Хочу процитировать мысль известного педагога и психолога Алана Фрома из "Азбуки для родителей": "Пути проявления любви к ребенку - это уважение его желаний, проявление любви постоянно (мягкость, приветливость, чуткость). Отдавать свое свободное время без остатка. Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.

Взяв в свою семью чужого ребенка, вы заменяете ему родителей.

Родитель - это особая роль взрослого человека в обществе людей. Родитель обязан обеспечивать жизнедеятельность ребенка, а также воспитывать, учить, лечить и, кроме того, просто любить его. Таким образом, быть родителем в нашей культуре - это очень ответственно и человек, который становится родителем (неважно как), вместе с личной ответственностью за своего или приемного ребенка наделяется ответственностью общественной.

Слайды 6-7.

Результаты анкеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8.

Инспектор по делам несовершеннолетних Слайд 9.
Психолог В нашем обществе принято спрашивать с родителей за результаты воспитания, критиковать их за то, как они воспитывают своего ребенка.

Из глубокой древности дошла история о том, как греческий философ Диоген, увидев, как некий юноша бранится и безобразничает, отвесил пощечину... его отцу! За много веков, прошедших с той поры, никто не усомнился в справедливости этой "педагогической меры" - все уверены, что она нерадивым родителем вполне заслужена.

Рассмотрим еще некоторые примеры. Мальчик разбил стекло. Одна из стандартных реакций окружающих: "Чему тебя только родители учили?" Малыш капризничает в автобусе, пассажиры: "Мамаша! Успокойте своего ребенка!" Ребенок плохо ведет себя в школе, и учительница жалуется на него матери. На улице, в детском саду, в школе и в гостях - всегда и везде родитель в ответе за своего ребенка и его поведение.

Многие - знакомые, родственники, и просто прохожие - знают, как нужно данному родителю воспитывать своего ребенка, и щедро по этому поводу дают советы. Но, к сожалению, реально помочь родителю справиться со сложными проблемами воспитания, найти ответы на постоянно возникающие вопросы практически никто из них не может.

Сейчас я вам предлагаю с помощью одного нехитрого теста оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из 4-х вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный. Опросники и бланки для ответов имеются у каждого.

Инструкция:

Отметьте в таблице, в бланке ответов, выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя (дается время на выполнение теста). Эти результаты останутся лично у вас и их показывать никому не нужно. Поэтому отвечайте искренне. Вы делаете это только для себя.

(Играет тихая спокойная музыка)

Слайд 10.

Тема

  Итак, если у вас преобладают ответы, относящиеся

1. К авторитетному стилю. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и зa ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Показываю плакат "Стили родительского поведения". Объяснение по плакату.

2. К авторитарному стилю. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Показываю плакат. Объяснения по плакату.

3. К либеральному стилю. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Показываю плакат. Объяснения по плакату.

4. К индифферентному стилю. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Показываю плакат, объясняю по плакату.

Слайд 11.

Стили родительского поведения

Сейчас я расскажу вам один случай.

Восьмилетний Саша казался совершенно нормальным мальчиком. Хорошо учился, любил играть со своей младшей сестрой, побаивался старшего двоюродного брата - проще говоря, был обычным ребенком. Но иногда - где-то раз в неделю - он резко менялся. Молча слонялся по комнате, рассматривал все вокруг грустными глазами, не прикасался к игрушкам и не хотел делать уроки.

- Что с тобой, Саша? - встревоженно спрашивала его мама. Но он молчал. И однажды он сказал то, от чего мама перепугалась:

- Я не хочу жить...

Мама в недоумении: - почему ее сын что-то скрывает от нее? Ведь они так прекрасно ладили!

Другими словами, почему была утеряна та ниточка, что прочно соединяла её с детьми и имя которой - доверие?

Детское доверие - довольно хрупкая вещь. Его тяжело заслужить и очень просто потерять. Как только ребенок понимает, что родитель готов грубо разрушить то, во что он верит, - он перестает верить ему. Любой ребенок может совершить ошибку. Но если он точно знает, что будет за нее наказан - он не расскажет о проступке никогда. Хотя именно благодаря доверию родители могут наиболее эффективно воспитывать ребенка.

Каждому нужна своего рода "отдушина" - человек, которому он мог бы выговориться, с которым мог бы посоветоваться или просто рассказать о своей радости или своем горе. В редких случаях такой "отдушиной" становятся родители. Удержать доверие ребенка непросто, достаточно мелочи - и приходится снова тратить месяцы на то, чтобы вновь завоевать его. Но, как показывает практика, именно в тех семьях, где существует доверие между детьми и взрослыми, вырастают счастливые дети.

Слайд 12.
  И вот теперь - конкретные рекомендации, как завоевать и сохранить доверие ребенка (приложение).

Внимание на экран.

Эти рекомендации мы отпечатали для вас, чтобы вы о них не забывали.

Слайды 13-14.

Рекомендации

Социальный педагог После всего сказанного здесь хотелось бы вас спросить: "Согласны ли вы с тем, что у добрых и заботливых родителей ребенок, как правило, вырастает хорошим и порядочным человеком, а недостаток заботы или излишняя суровость приводят к разнообразным нарушениям в его развитии и поведении. Обнимая и целуя ребенка, мама и папа не только демонстрируют ему свою любовь, но и способствуют налаживанию его полноценных эмоциональных контактов с миром. А вот дурные взаимоотношения родителей, семейные скандалы и рукоприкладство скверно сказываются на мироощущении и поведении детей".

(родители отвечают, высказывают свои мнения)

Некоторые психологи, а в частности американский психолог Джудит Рич Харрис и Кэтрин Харден из Университета штата Вирджиния (США) с этим не согласны. По их мнению, родительское влияние на становление личности ребенка сильно преувеличено.

Родители ссорятся и дерутся в силу особенностей их темперамента и характера, заложенных генетически. И дети, естественным образом наследующие те же особенности, в силу этого оказываются склонны к такому же поведению.

Они изучали поведение нескольких тысяч приемных детей. В результате широкомасштабных наблюдений психологи установили: вне зависимости от семейной атмосферы дети склонны демонстрировать те формы поведения, которые характерны для их биологических родителей. То есть дети драчунов, оказавшись даже в самых миролюбивых условиях, бывают, агрессивны и непослушны, а дети спокойных родителей даже в конфликтной атмосфере приемной семьи не склонны следовать дурному примеру.

"Нельзя недооценивать то, что заложено природой, - резюмирует Харден. - Пытаясь воздействовать на родителей и исправить их поведение, мы порой упускаем из виду индивидуальные особенности ребенка, которые и требуют самого пристального внимания и учета".

Даже родные братья и сестры не бывают абсолютно похожи друг на друга, заметно различаются своим душевным складом и поведением? Крайне редко бывает так, чтобы в семье, где ребенок не один, родители подчеркнуто выделяли любимчика и нещадно третировали изгоя. Семейная атмосфера все-таки общая, и родители стремятся привить детям одни и те же нормы и ценности, которые сами разделяют. Но их усилия прикладываются к разному "материалу". Любой генетик подтвердит, что генофонд сиблингов (братьев и сестер) далеко не идентичен. Брат может унаследовать серьезность и задумчивость бабушки по материнской линии, а его сестра - бесшабашность дедушки по линии отцовской. Родителям останется лишь развести руками: "Вроде бы воспитываем обоих одинаково..."

В качестве примера Харрис приводит собственных дочерей, родную и приемную (вторая была удочерена в младенчестве). По утверждению Харрис обе девочки росли в одной и той же семейной атмосфере, испытывали одинаковое отношение родителей и формы педагогического влияния. Обеим с малолетства читали одни и те же книжки, обе посещали развивающие студии, секции и кружки. Родная дочка оправдала родительские чаяния - хорошо училась в школе, достойно себя вела, поступила в университет, освоила интересную профессию, создала собственную семью. С приемной всё вышло иначе - училась плохо, в подростковом возрасте связалась с дурной компанией, школу бросила, рано начала выпивать и покуривать, профессии не получила.

В чем же дело? Наверное, не в семейной атмосфере и родительском воспитании, считает Харрис, ведь тут различий не было никаких. Девочки, имевшие совершенно разную наследственность, каждая по-своему восприняли родительское влияние, а в итоге стали теми, кем им было предначертано природой.

В качестве контраргумента рассуждениям Харрис можно привести одно широко известное явление - сироты, страдающие задержками развития и отличающиеся невысоким интеллектом, будучи усыновлены благополучными обеспеченными семьями, нередко демонстрируют быструю компенсацию задержек и заметный рост IQ. Значит, все-таки влияние семьи не следует сбрасывать со счетов?

Но и тут Харрис призывает не обольщаться. В каждом частном случае вовсе нельзя гарантировать компенсацию задержки и рост интеллекта. Когда же отрадное явление имеет место, то и тут дело прежде всего в генах. В неблагоприятной среде хорошие задатки ребенка зачахли бы втуне. В отсутствие задатков все усилия родителей пошли бы прахом. А одаренный ребенок, даже демонстрировавший отставание на ранних этапах развития, рано или поздно, попав в соответствующую среду, свои задатки проявит. Так что роль семейной атмосферы и родительского влияния не стоит совсем игнорировать, но, не надо и преувеличивать. Тут гораздо более важно, в какую среду попадет ребенок, какие манеры, нормы и ценности позаимствует у товарищей. А это мы с вами можем узнать и проследить только обретя доверие наших детей.

Слайд 15.

Тема и план

Представитель соц.защиты Слайд 16.
Ведущий Перед тем как закончить наш разговор за "круглым столом" мы хотели бы узнать ваше мнение о нашей с вами встрече. Что вы узнали нового, полезного для себя? Нужны ли вам такие встречи и такие разговоры? (родители высказываются).

На листочках с рекомендациями, которые мы вам раздали имеется еще список литературы, которую вы можете почитать, найти ответы на многие вопросы, а также подсказку в разрешении возникших проблем с вашими детьми.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, всяческих успехов, правильного выбора стиля родительского поведения, взаимного доверия, и, если принять слова американских психологов на веру, еще душевных сил и терпения. Всего вам доброго. До свидания.

Слайд 17.

Тема

Литература

  1. Т. Рязанцева. Родительская любовь. Тренинг для родителей. Газета "Школьный психолог", № 7, 2000.
  2. М. Битянова. Стили родительского поведения. Газета "Школьный психолог", № 5. 2000.
  3. С. Степанов. Два опросника. Линии родительской любви. Мера заботы. Газета "Школьный психолог", № 21, 1999.
  4. И. Диянкова. В поисках равновесия. Газета "Школьный психолог", № 4, 2002.
  5. Д. Ольшанский. Поступок. Газета "Школьный психолог", № 3, 2002.
  6. К. Тетерин. Детское доверие. Газета "Школьный психолог" № 46, 2001.
  7. С. Степанов. Кто воспитывает наших детей? Газета "Школьный психолог", № 17, 2007.
  8. С. Степанов. Дурной пример? Нет гены! Газета "Школьный психолог", № 2, 2008.