Пришкольный участок как мониторинговая площадка

Разделы: Биология


Пришкольный участок при школе № 76 г. Лесного существует с момента ее открытия (1995 год) и отличается от традиционных. Многочисленные вазоны разной формы, клумбы, рабатки и другие элементы декорирования были предусмотрены архитекторами, т.к. проектирование, а затем и строительство здания школы и пришкольной территории в целом, осуществлялось по правилам современной ландшафтной архитектуры.

С 2003 года пришкольный участок школы стал мониторинговой площадкой, которая логично вписывается в систему ноосферного образования, соответствует ее целям, т. е. воспитанию экологической культуры личности.

Идея: переход от традиционных методов и форм использования пришкольного участка в учебно-воспитательном процессе к инновационному процессу его преобразования в учебно-исследовательскую мониторинговую площадку.

Цель: формирование экологической культуры учащихся путем привлечения их к экологическим проблемам вообще и проблемам пришкольного участка в частности.

Современные школьники должны быть готовы к самостоятельной жизни в обществе. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся получают представление о собственных возможностях и способностях по планированию и выполнению действий, учатся воспринимать себя в качестве субъекта деятельности, направленной на самопознание, самопреобразование, самообразование. Они учатся интегрировать знания, использовать теоретические знания на практике, осваивают новые информационные технологии, новые источники информации. Овладевают исследовательской компетентностью, которая проявляется в умении планировать исследование, разрабатывая его научный аппарат и прогнозируя его результаты.

Для наших целей при развертывании содержания школы ноосферного образования организован учебно-исследовательский мониторинг, основная цель которого заключается в освоении развивающейся личностью окружающего мира через систему постоянных наблюдений отдельных компонентов природы.

Выделю основные направления учебно-исследовательского мониторинга, организованного мной в рамках работы учебной площадки.

Основные направления учебно-исследовательского мониторинга:

  1. Мониторинг преобразования пришкольной территории;
  2. Мониторинг жизненного состояния древесных насаждений пришкольной территории;
  3. Мониторинг красивоцветущих видов дикорастущих растений и их интродукция в структуру пришкольного участка;
  4. Мониторинг экологического состояния пришкольной территории;
  5. Фотомониторинг.

Реализация направления №1.

Мониторинг преобразования пришкольной территории школы №76

Цель: преобразование пришкольной территории в рамках организованного мониторинга путем проектирования разнообразных фитокомпозиций, основанных на знании взаимоотношений организмов и среды, с учетом потребностей растений, их декоративности, а также основных законов ландшафтного дизайна. Проведение конкретных мероприятий по реализации проектов на пришкольном участке школы № 76, по защите и пропаганде их ценности и необходимости сохранения.

Работа осуществляется учащимися по индивидуальным темам на выбор: проект оформления композиции декоративно-лекарственных растений; проект каменистой горки; проект оформления центральных клумб; проект оформления вазонов «Капельки»; проект оформления миксбордеров; оформления рабаток; минивазонов и т.д.

Перед тем как разработать дизайн-проект определяем его назначение, цель; смысл отдельной фитокомпозиции или миниландшафта внутри целого проекта, соотношение эффект/ затраты/ возможности. В качестве примера - дизайн-проект «Сортовое разнообразие бархатцев (тагетисов) разных видов в ландшафтном дизайне школы №76»

Высаживая оптимистичные, «солнечные» бархатцы на клумбах, рабатках, в миксбордерах; используя для создания ярких пятен на газонах, для оформления модных цветников, можно сделать любую территорию нарядной и радостной в любую погоду и пришкольная территория не является исключением. В ландшафтном дизайне пришкольной территории было использовано 3 сорта бархатцев прямостоячих и 9 сортов бархатцев отклоненных.

Работа включала в себя следующие этапы:

  • подбор декоративных растений для оформления пришкольной территории (не только разнообразных сортов бархатцев, но и других растений), ознакомление с биологическими и экологическими характеристиками конкретных видов растений и агротехникой их возделывания, создание проектов фитокомпозиций.
  • анализ посевного материала, посев семян, наблюдения за посевами, выращивание рассады, размещение и посадка растений в открытый грунт согласно проекту, наблюдение за функционированием фитокомпозиций, фотомониторинг, выявление соответствия или несоответствия посевного материала, приобретенного в магазинах нашего города, реальному результату.
  • изучение и анализ изменчивости некоторых признаков бархатцев отклоненных разных сортов.
  • оформление проекта и его презентация.

По мере реализации своей работы учащиеся

  1. ознакомились с разнообразной литературой по ландшафтному дизайну, показали роль бархатцев в озеленении, процесс их введения в культуру, выяснили основные направления селекционной работы: она осуществляется в направлении декоративности, зимостойкости, устойчивости к болезням;

  2. разработали и реализовали свой дизайн-проект оформления пришкольной территории с использованием разнообразных сортов бархатцев разных видов с учетом с биологических и экологических особенностей, агротехникой возделывания;

  3. проанализировали посевной материал, провели наблюдения за посевами, вырастили рассаду, и путем сравнения изображений на пакетах с выращенными нами растениями различных сортов бархатцев, выявили, что приобретенный в магазинах города посевной материал соответствует реальному результату;

  4. провели эксперимент по гибридизации бархатцев отклоненных сортов «Паскаль» и «Тигер Айз» - получили семена, результаты этой работы планируем проанализировать в следующем году;

  5. изучили и проанализировали изменчивость некоторых признаков бархатцев отклоненных сорта «Золото Маккены» и пришли к выводам, что степень вариабельности признака диаметр соцветий – средняя, а степень вариабельности признака количество краевых цветков в соцветии – более низкая. Модификации позволяют растениям данного сорта адаптироваться к условиям внешней среды. При достаточно стабильных абиотических и биотических факторах решающее влияние оказывает антропогенный фактор;

  6. изучили и проанализировали изменчивость окраски краевых язычковых цветков в соцветиях бархатцев отклоненных сорта «Арлекин» и пришли к выводам, что окраска варьирует от светло-желтых до красно-коричневых оттенков. Встречаются как одноцветные цветки, так и двух- и даже трехцветные. Растения с наиболее интересной окраской краевых язычковых цветков могут в дальнейшем стать исходным материалом для искусственного отбора, т.е. основой для выведения новых более декоративных сортов бархатцев отклоненных;

  7. продолжили мониторинговую работу по преобразованию пришкольной территории в целом, занесли результаты проделанной работы в сводную таблицу «Варианты оформления фитокомпозиций пришкольной территории школы №76 в период с 2003 по 2008 гг.», и сделали выводы, что фитокомпозиции стали более разнообразными и насыщенными. За период с 2003 по 2008 г. были созданы: композиция декоративно-лекарственных растений, каменистая горка и модульный цветник. Ежегодно преображались центральные клумбы, вазоны «Капельки», миксбордеры, минивазоны, рабатки согласно проектам, предложенных учащимися школы.

Реализовав этот проект, мы попытались показать, как можно использовать существующее сегодня сортовое многообразие бархатцев (тагетисов) в рамках школы. Считаем, что использование бархатцев в озеленении пришкольной территории в частности и нашего города в целом перспективно.

Сегодня уже пятое поколение учащихся включилось в работу по реализации данного направления. В целом за период с 2003 по 2008 г. представителями учебной площадки (уч-ся 6-9 классов) реализовано и оформлено около 20 индивидуальных и комплексных проектов.

Таким образом, представители учебной площадки являются основными проектировщиками ландшафтной архитектуры пришкольной территории.

Реализация направления №2.

Мониторинг жизненности древесных насаждений пришкольной территории.

Работа в данном направлении ведется с 2004 года. Объект исследования: наиболее часто встречающиеся на пришкольной территории виды деревьев. В озеленении пришкольной территории преобладают рябина, яблоня. Реже встречаются клены и ели. Предмет исследования: жизненность или жизненное состояние древесных насаждений. Район исследования: пришкольная территория школы №76. Все деревья присутствуют только в искусственных посадках.

По итогам 2007 г. жизненное состояние большинства деревьев удовлетворительное. По-прежнему преобладают деревья 2 класса жизненности (ослабленные, поврежденные деревья) – 55 % и 1 класса жизненности (здоровые деревья) – 35 %. Годичный прирост побегов в кроне в среднем составил - 12,6 см. Большинство деревьев средней декоративности, требуются небольшие санитарные мероприятия с последующим декорированием мест повреждения.

Мониторинг жизненности древесных насаждений в период с 2004 по 2007 гг. показал, что

  • численность деревьев со II классом жизненности увеличилась на 8%. Уменьшилось количество деревьев I класса жизненности на 3%. Стабильно количество деревьев IV класса жизненности – 2 дерева. Количество деревьев с V классом жизненности за этот период времени увеличилось на 1%;
  • ели по-прежнему более устойчивые породы на территории нашей школы. Вероятно, это связано с тем, что они недоступны для людей (посадки расположены на склонах и защищены кустарниками). Сравнительный анализ классов жизненности рябин показал, что по-прежнему преобладают деревья со II классом жизненности. Ухудшилось жизненное состояние кленов. Наименее устойчивы к воздействию различных факторов окружающей среды – яблони. За этот период снизилось количество деревьев со I классом жизненности, и возросло количество яблонь со II классом жизненности.
  • поврежденные деревья имеются и со стороны ул. Мира (участок 1) и со стороны ул. Юбилейной (участок 2). Однако, примененный дважды: по результатам исследования 2006 г. и по результатам 2007 г. для оценки сходства или различия вариационных рядов признака, частоты (f1 и f2) которых распределяются в границах одних и тех же классов, критерий хи - квадрат Пирсона (х2) не выявил достоверных различий жизненности древесных насаждений на разных участках пришкольной территории.

Сравнительный анализ классов жизненности древесных насаждений пришкольной территории с жизненностью деревьев в новом микрорайоне г. Лесного показал, что по ул.Ленина преобладают в отличии от деревьев пришкольной территории, деревья II и III класса жизненности -74%. Использованный критерий хи - квадрат Пирсона (х2) : x2ф= 21,2, свидетельствуют о том, что экологически для нормального роста и развития древесных насаждений пришкольная территория нашей школы предпочтительнее. Поэтому вопрос, связанный с сохранением растительности нашей школы становится более актуальным.

Подготовлена группа ребят, которые могут продолжить начатую работу по разработанному плану мониторинга, ведь ежегодная оценка жизненности различных пород позволит сделать выводы об изменении их состояния или устойчивости в конкретных условиях существования.

Ребятами предложен проект «Дерево первоклассника», целью которого является высадка каждым первоклассником школы, совместно с родителями своего дерева, и уход за ним на протяжении многих лет. Разработан паспорт дерева первоклассника.

На мой взгляд, комплексный подход, основанный на мониторинге, регулярно проводимых социально-значимых акциях, применению разработанных рекомендаций поспособствует сохранению древесных насаждений пришкольной территории и формированию экологической культуры учащихся.

Реализация направления №3.

Мониторинг красивоцветущих видов дикорастущих растений и их интродукция в структуру пришкольного участка.

Основы мониторинга были заложены в 2005 году. Первый объект исследования: ценопопуляции вида купальница европейская, находящиеся в зоне рекреационной деятельности горожан. Предмет исследования: особенности возрастной, морфологической и пространственной структуры ценопопуляций купальницы европейской.

Знакомя учащихся школы с результатами проделанной работы, обращаю внимание на проблему необходимости сохранения красивоцветущих видов дикорастущих растений в окрестностях нашего города, на примере купальницы европейской. В 2006 г. приступили к интродукции данного вида на пришкольной территории нашей школы.

Задачи интродукции:

  1. введение в культуру дикорастущего вида местной флоры;
  2. изучение фенологических и морфофизиологических особенностей растений данного вида в новых для них условиях;

  3. в перспективе - возвращение части растений в места, где они когда-то обитали с целью сохранения и восстановления популяции.

Первые результаты интродукции

Из 12 перенесенных на пришкольную территорию растений купальницы европейской в имматурном (6 растений) и молодом генеративном возрастном состоянии (6 растений) прижилось 10. 3 растения благополучно зацвели в июне 2007 года, украсив пришкольную территорию. Лучше адаптировались к новым условиям растения, пересаженные в имматурном возрастном состоянии.

Сегодня уже третье поколение учащихся работает в данном направлении.

Реализация направления №4.

Мониторинг экологического состояния пришкольной территории.

Экологическая комфортность учебных заведений является одним из важных условий успешной учебы. Комфортные условия должны быть не только в пределах здания школы или в классах, но и на пришкольной территории школы. Результатом работы в этом направлении является составленный в 2005 г. и дополненный в 2007 г. паспорт пришкольного участка (Приложение №9).

Эффект в учебной и воспитательной деятельности.

  • Освоение учащимися технологии проектной деятельности, организация учебно-исследовательского мониторинга по ряду направлений, оформление гербарного материала, результатов фотомониторинга, видеоматериалов, составление экологического паспорта пришкольной территории, реализация своих проектов фитокомпозиций на пришкольной территории.
  • Развитие информационной и коммуникативной компетентности.
  • Участие ребят в олимпиадах и НПК по биологии и экологии, социально-значимых экологических мероприятиях разного уровня.
  • Профессиональное самоопределение школьников.
  • Рост уровня развития интенсивности отношения учащихся к природе непрагматической направленности и его основным компонентам, формирование у ребят совокупности качеств, образующих экологическую культуру личности и соответствующих модели выпускника школы ноосферного образования.