Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних школы-интерната VIII вида

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Пояснительная записка

Актуальность. В последние годы криминогенная обстановка на Кубани в целом улучшается, но показатели подростковой преступности, к сожалению, ниже не становятся. Как отмечают средства массовой информации (REGIONS.RU) за последние пять лет в Краснодарском крае были объявлены в розыск около тысячи несовершеннолетних. “За семь месяцев текущего года без вести пропали 400 подростков. Столько же детей стали жертвами преступлений. За первое полугодие в Краснодарском крае было выявлено 3972 малолетних правонарушителя, 739 несовершеннолетних подвергнуты уголовной ответственности”. Вызывает тревогу и тот факт, что увеличивается количество безнадзорных детей, убежавших из дома и занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством.

Каковы основные причины беспризорности и правонарушений обучающихся специального коррекционного образовательного учреждения?

Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:

  • неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
  • дефекты умственного развития;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с проблемами в развитии, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
  • неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся с проблемами в развитии. Этим и объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.

Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.

С этой целью нами была составлена Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ГСОУ школы-интерната № 15 VIII вида Краснодарского края (далее – Программа).

 Сроки реализации программы  - 2008-2011 гг.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон Краснодарского края от 21.07.2008 г. № 1539-КЗ “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”;
  • Федеральный закон от 24.06.99 №120-ФЗ “ Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.

Цель программы - формирование в ГСОУ школа-интернат № 15 VIII вида единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.

Задачи программы:

  1. Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  2. Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних:
  • изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
  • анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
  • систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
  • организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
  • установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;
  • привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
  • привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;
  • включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
  • содействие профессиональной ориентации и получению специальности;
  • оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;
  1. Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

В реализации программы принимают участие:

  • педагогический коллектив и сотрудники школы;
  • учащиеся школы;
  • родители;
  • представители различных инфраструктур.

Условия реализации программы: организация инициативной группы по сопровождению программы.

 Оценка эффективности Программы заключается в количественном сравнение данных, полученных  до и после конкретного вида работы, мониторинге за определенный отрезок времени.  Результаты реализации Программы ежегодно отслеживаются по Таблице 1. Мониторинг эффективности реализации программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ГСОУ школа-интернат № 15 VIII вида. (См. Приложение).

В графе 1 фиксируются периоды реализации Программы.

В графе 2 указывается общее количество учащихся, склонных к правонарушениям.

В графах 3-4 указывается количество детей, состоящих на профилактическом учете по школе и в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).

Количество семей, состоящих на профилактическом учете по месту жительства, фиксируется в 5 графе.

В графе 6 “Случаи длительного непосещения учащимися школы-интерната” фиксируется количество обучающихся, длительно не посещающих школу-интернат.

В графах 7-8 “Охват кружково-досуговой деятельностью” отмечается количество детей, посещающих кружки, спортивные секции, направленные на лечебно-оздоровительный отдых в летние лагеря.

Изучение социометрического статуса в 5-9 классах проводится методом социометрии (по Ю.Т. Соловьеву, Т.А. Соловьевой, А.Б. Вительманову, г. Кисловодск). В графах с 9 по 12 указывается уровень социального статуса в процентном отношении от общего числа обучающихся в 5-9-х классах. (I. Предпочитаемые - 6-7 выборов. I I. Принятые - 3-5 выборов. I I I. Непринятые - 1-2 выбора. IV. Изолированные - не получившие ни одного выбора.).

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) указывается в графах с 13 по 15. Он определяется путем соотнесения числа членов группы, находящихся в благоприятных категориях (I - I I) с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.

Высокий показатель при I + I I > I I I + IV.

Средний показатель при I + I I = I I I + IV (при незначительном расхождении).

Низкий показатель при I + I I < I I I + IV.

В графах с 16 по 18 фиксируются данные о продолжении учебы, трудоустройстве выпускников, склонных к правонарушениям.

 Работа по программе проводится с использованием следующих методов: консультации, наблюдение, групповые и индивидуальные развивающие занятия, тренинги, лекции, беседы, анкетирование, тестирование, мониторинг.

Использование узконаправленных методик: Социометрия.

Основные направления работы по созданию условий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

  • сохранение здоровья учащихся:
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учебной деятельности;
  • предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при проведении воспитательной работы;
  • проведение профилактической работы с родителями (лицами, их заменяющими);
  • организация взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты:

  1. Активизация деятельности школы-интерната по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  2. Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям,  безнадзорности, наркомании и других форм негативного социального поведения.
  3. Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
  4. Максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью.

Мероприятия
программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ГСОУ школы-интерната № 15 VIII вида Краснодарского края

Список литературы:

  1. Закон Краснодарского края от 21.07.2008 г. № 1539-КЗ “О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае”.