Технология здоровьесбережения учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Общеизвестно, что образ жизни молодого поколения определяет будущее нации. Практический опыт отечественной и зарубежной жизни педагогической науки показывает, что научно-техническая революция повышает нервно-психическое напряжение современных школьников и вместе с тем понижает уровень двигательной активности не только в процессе учебно-воспитательной деятельности, но и в повседневной жизни.

Из-за недостаточной психофизической готовности современного школьника к взаимодействию с резко изменившимися условиями окружающей среды наблюдается резкое снижение показателей физического развития, параметров физической работоспособности и состояния здоровья нынешнего поколения.

Выход и сложившейся ситуации один: необходимо формировать у молодого поколения правильный здоровый образ жизни.

К сожалению, современная Российская школа не является пока институтом формирования здорового и гармонично развитого человека. Поэтому нынешнее поколение школьников практически не владеет необходимыми знаниями и убеждениями, чтобы осознанно выбирать определенный образ жизни. Поэтому как никогда встал вопрос о создании здоровьесберегающей системы учащихся общеобразовательных учреждений России.

Представленные в работе материалы имеют свою новизну, т.к. в школе была разработана своя система здоровьесбережения учащихся в условиях обычной средней школы.

Практическая значимость заключается в системном анализе теоретических основ создания здоровьесберегающей системы, а также разработке механизма диагностики и оценки уровня соматического, физического и духовно-нравственного здоровья учащихся.

Практическая значимость состоит также и в том, что в школе создан учебно-методический комплекс по формированию знаний, умений и навыков по здоровьесбережению, который может найти широкое применение в практике работы общеобразовательных школ.

В последние годы тенденция к ухудшению состояния здоровья учащихся приняла устойчивый характер: наблюдается неблагополучная динамика основных показателей здоровья. В этой связи остро стоит вопрос о создании здоровьесбережения.

Анализ научной литературы и собственный опыт в работе позволил нам перейти к разработке базисной модели здоровьесбережения учащихся нашей школы.

Для создания модели были выделены следующие понятия: здоровье и его компоненты. Здоровье человека можно образно сравнить с древом. Оно, как и человек рождается, растет, развивается, приносит плоды и умирает. При поперечном же разрезе можно увидеть годовые кольца, которые мы можем представить в виде компонентов здоровья.

 

Схема 1. Древо здоровья

Данные компоненты здоровья легли в основу создания базисной модели здоровьесберегательной системы (ЗСС).

ЗСС представляет собой совокупность элементов, образующих единое целое.

Схема 2. Модель здоровьесберегающей системы

Разработанная нами модель здоровьесберегательной системы легла в основу программы развития школы здорового образа жизни.

Для управления школой ЗОЖ создана кафедра, Которая несет 2 основные функции: образовательную и контрольную.

Образовательная заключается в:

  • формировании системы, воспитании по дисциплинам кафедры на основе инновационных идей;
  • организации научно-прикладных и методических исследований по дисциплинам кафедры, а также научно-методической работы;
  • обеспечении реального высоко-эффективного учебно-воспитательного процесса на уровне современных требований, предъявляемых к подготовленности учащихся;

Контрольная – заключается в проверке эффективности функционирования педагогической системы по формированию у учащихся ЗОЖ.

  • Актуальными вопросами для решения на кафедре стали:
  • Двигательный режим школьника как один из основных источников ЗОЖ;
  • Углубленные медицинские осмотры в системе контроля за физическим развитием и его оценки;
  • Введение уроков здоровья в начальной школе;
  • Влияние двигательной активности на умственные способности;
  • Влияние ЗОЖ на ценностные ориентации ребенка;
  • Анализ мотивации учащихся и педагогов к учебе, повышению педагогического мастерства, уровня здоровья и др.

На сегодняшний день одной из самых неразрешенных проблем в области физического воспитания школьников является снижение интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями. В результате двигательная подготовленность молодого поколения уменьшается, следовательно, и уровень физической подготовленности становится ниже.

Влияние интереса, мотива, потребности на физическую подготовленность представлена в схеме 1:

Формирование интереса, мотива, потребности идет через знания, а формирования уровня физической подготовленности ведет к сохранению и поддержанию здоровья.

 

В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы в школе было проанализировано физическое здоровье школьников, изучено мнение по этой проблеме. С этой целью в школе проводилось анкетирование школьников, изучение личных медицинских карточек учащихся. Подготовительный этап показал низкий уровень сформированности знаний и умений по вопросу физического здоровья.

Поэтому был разработан механизм формирования знаний, умений и навыков (ЗУН) по проблеме. Основными ступенями в формировании ЗУН у учащихся стали:

  • получение первичных данных медицинского осмотра, внесение их в карту, обработка и анализ, определение способов повышения уровня физического развития;
  • физическая подготовленность и пути ее повышения;

Медико-биологической службой школы ЗОЖ сделано заключение о том, что еженедельный двигательный режим школьника не должен быть ниже 4-х и выше 6 уроков. Было решено апробировать проведение 2-х основных уроков и 2-х физкультурных занятий внеурочной формы, а остальное количество часов ребенок сам должен набирать за счет занятий в секциях.

На следующем этапе была предпринята попытка выработки механизма, направленного на увеличение двигательной активности и повышения уровня физической подготовленности учащихся. Для чего было предложено 4 урока физкультуры с направленностью на следующие виды двигательной активности: атлетическая гимнастика, плавание, спортивное ориентирование, спортивные и подвижные игры со сменой один раз в четверть и формированием групп по уровню физической подготовленности.

Далее нами была предпринята попытка комплексного подхода к овладению школьниками знаний и умений по формированию ЗОЖ. Для реализации этой цели был задействован весь аспект учебных предметов в рамках общеобразовательной школы.

В процессе апробации концептуальной программы ЗОЖ каждого школьника были использованы общепринятые формы учебно-воспитательного процесса: урочные и внеурочные.

В школе с 2000 года работает детская внутришкольная общественная организация “Олимпионик”, основная цель которой - воплощение основных принципов ведения ЗОЖ в режим учебно-воспитательной работы с учащимися.

В школе предпринята попытка создания комплексной системы внеклассно-воспитательной работы, направленной на формирование и активное включение школьников в процесс ЗОЖ, которое включает 5 основных направлений: соматическое, психическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое здоровье.

Практическая значимость секционных занятий включается в формирование основных физических качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости и ловкости.

Следующей основной формой в школе являются массовые мероприятия: спортивные праздники, турпоходы, праздники по ЗОЖ в начальной школе, спартакиада в школе по 10 видам программы с единым зачетом всех классов школы.

Врачебный контроль осуществляется врачом ОЭР, а в старших классах самими учащимися. Каждый учащийся нашей школы может оценить свой уровень здоровья.

Для того, чтобы наша модель здоровьесберегательной системы успешно функционировала в рамках программы развития школы, необходимо было также разработать ежегодные программные мероприятия, определить критерии для оценки уровня развития и наполнить ее конкретным содержанием.

Так в основу содержания программных мероприятий по формированию знаний и умений в рамках соматических аспектов здоровья легли следующие мероприятия:

  • медицинский осмотр;
  • проветривание учебных классов;
  • утренняя гигиеническая гимнастика;
  • санитарно-гигиенические мероприятия (чистота кабинета, парт, оформление кабинета);
  • профилактика простудных, хронических заболеваний др.

Для формирования знаний и умений аспектов духовно-нравственного здоровья учащихся были разработаны следующие мероприятия:

  • Проведение праздников по ЗОЖ в начальной школе: “Я по улице иду”; “Закаляйся как сталь”; “В стране правильного питания”; “В здоровом теле здоровый дух”; “Игры народов мира”;
  • Участие в комплексной профилактической оздоровительной программе “Выбери жизнь”;
  • Спортивные праздники школы: “Красота, здоровье, молодость”; “Акробатическое шоу”; “Физкульт – Ура”; и другие;
  • Интеллектуальные игры по здоровью: “Колесо истории”; “Курить – здоровью вредить”; Пойми меня: “ЗОЖ каждому учащемуся”; Брейн-ринг: “Здоровье всему голова”; “Ускорь решение вопроса: здоровье или папироса?”;
  • Театр “Здоровье”;
  • Классные часы по темам: Вредные привычки (“Суд над курением”; “Не навреди себе”); По режиму дня (“Твой биологический год”;“Биологические ритмы и режим дня”; “Активный отдых в режиме дня” и др.); Двигательная активность (Сознательное отношение выпускника школы к двигательной активности, как средству повышения уровня физической подготовленности и укрепления своего здоровья; “Организуешь себя – организуешь жизнь”);
  • Детская организация “Олимпионик – самоуправление школой”;
  • Радиопередачи, родительские собрания и конференции, круглые столы.

Такие мероприятия как:

  • Проведение традиционных дней здоровья: “По лесам и по полям” (день походов). “Рыцари пяти качеств” (открытие спартакиады), поездки (зимние на г.Сугомак и г.Егоза) и др.;
  • Подвижные игры на переменах в начальной школе и спортивный час в ГПД;
  • Проведение классных часов о значении физкультуры в жизни человека;
  • Занятия в тренажерном зале и др. дополнили модель здоровьесберегающей системы в формировании навыков, умений и знаний в физическом здоровье учащихся.

В рамках здоровьесбережения учащиеся формируются знания и умения в рамках психических аспектов здоровья через следующие мероприятия:

  • диагностическая работа (индивидуальные и групповые консультации);
  • коррекционная работа: (уроки по коррекции: работа с тревожными, агрессивными, замкнутыми детьми; уроки по релаксации; родительское собрание;
  • развивающая работа: (тренировочные занятия; занятия по развитию памяти, внимания, мышления, личностных качеств в учении; классные часы);
  • профилактическая работа: (беседы: снятие тревожности, расслабление; родительские чтения; психолого-педагогические консультации; совет профилактики; классные часы (вредные привычки и др.); уроки с включением элементов ЗОЖ;
  • психолого-педагогические семинары.

В результате внедрения концептуальной модели школы ЗОЖ в практику работы СОШ № 40 были получены следующие результаты:

  1. Создана комплексная развивающая система урочной и внеурочной работы в рамках средней общеобразовательной школы в формировании ЗОЖ каждого учащегося.
  2. Разработана поэтапная система формирования интереса и потребности школьников к ведению ЗОЖ через систему формирования знаний.
  3. Ежегодно проводится спартакиада школы под девизом “Рыцари пяти качеств”, где традиционными являются осенний кросс, биатлон, первенство школы по прыжкам в высоту, разнообразные военизированные эстафеты.
  4. В школе создано и работает научное общество учащихся. Учащимися ведется научно-исследовательская работа в направлении ЗОЖ, обобщается весь накопленный опыт за годы экспериментальной работы в школе 40.

Вот некоторые темы научно-исследовательских работ:

  • “Мониторинг физического здоровья с позиции личности современного школьника”.

Лауреат городской научно-практической конференции г. Озерск и Челябинской области. В работе основное внимание уделено общей характеристике физического здоровья современного школьника, а также содержанию мониторинга физического здоровья, методике и оценке физической подготовленности. Выведена общая итоговая оценка результатов диагностики физического здоровья ученика. Разработан механизм формирования ЗУН по проблеме.

  • “Проблема создания здоровьесберегающей системы учащихся в условиях общеобразовательного учреждения и пути ее разрешения с позиции личности современного школьника”.

В работе разработана базисная модель ЗСС, программно-методическое обеспечение процесса формирования знаний и умений по проблеме здоровьесбережения учащихся по каждому из аспектов ЗСС. Выведена итоговая оценка общего уровня здоровья, которая рассчитывается по формуле: ЗСС= (С+Ф+П+Д):4.

  • “Физическая подготовленность школьников как результата разрешения конфликтов на уроках физической культуры”. лауреат открытого конкурса исследователей и творческих работ “Юность, наука, культура”

В ходе написания работы было доказано, что уровень конфликтности существенно влияет на показатели физической подготовленности учащихся подросткового возраста. В результате чего была разработана и описана модель процесса физического воспитания школьников, которая позволила существенно снизить уровень конфликтности между субъектами и, как следствие повысить уровень физической подготовленности учащихся через повышение интереса к занятиям и увеличение общего объема двигательной активности в режиме учебной недели.

 В школе ведется ежегодное тестирование физических способностей с системным анализом его результатов. Динамика развития физических способностей за последние годы дает только положительный результат. Положительная динамика отмечается по показателям всех физических качеств учащихся.

Наибольший прирост в классах определен в выносливости, скоростных, скоростно-силовых и координационных способностях. Здесь не отмечено ни одного результата низкого уровня физической подготовленности.

По сумме результатов всех физических качеств также выявлена положительная динамика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема, которая решается в ходе образовательного процесса, заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически апробировать пути преодоления противоречий между назревшей необходимостью в ведении здорового образа жизни современным поколением школьников и недостаточной, малоэффективной общепедагогической и дидактической оснащенностью учебно-воспитательного процесса для решения этой проблемы.

Проводимые теоретические исследования позволили разработать комплексную систему учебно-воспитательной работы, обеспечивающую необходимый и достаточный уровень поддержания соматического, психического, физического, нравственного и интеллектуального здоровья учащихся.

Практическая значимость всей проводимой работы определяется тем, что внедрение разработанной системы в практику работы средней общеобразовательной школы позволило достигнуть существенных положительных показателей сформированности правильного здорового образа жизни учащихся.

Существенно снизилась заболеваемость школьников в осенне-зимний период, вместе с тем повысился уровень их двигательной активности и, как следствие, заметно улучшились показатели физической подготовленности и физической работоспособности организма школьников.

Наметилась общая тенденция на снижение количества школьников, подверженных влиянию вредных привычек в результате совместной работы школы, семьи общественности в этом направлении.

Подводя общие итоги проделанной работе, следует отметить, что большинство учащихся школы в настоящее время располагают необходимыми знаниями и убеждениями, чтобы осознанно выбирать правильный здоровый образ жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Амосов М. М. Раздумья о здоровье. –М.: Молодая гвардия, 1979. 192 с.
  2. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. –М.: Физкультура и спорт, 1991. 336 с.
  3. Баранов А. А; Матвеева Н. А. Здоровье школьников: Пути укрепления. Красноярск: изд. Красноярского университета, 1989. 36 c.
  4. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. 2-е изд. –М: Физкультура и спорт, 1990. 206 с.
  5. Вершинский Е. В. Методика исследований в области физического воспитания. –М: 1987. 322 c.
  6. Зайцев Г. К. Фицическое воспитание и спортивная подготовка: новые подходы. –Л: 1941. 44 с.
  7. Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. –М: Обществознание РСФСР, 1982. 40 с.
  8. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Пер с англ. –М: Физкультура и спорт, 1991. 592 с.