Повторительно-обобщающий урок по теме "Основные итоги развития общества в период расцвета феодализма. XI-XV века" (6-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели и задачи:

  • обобщить знания учащихся по истории средних веков периода зрелого феодализма, помочь воссоздать колорит эпохи, приблизиться к пониманию мотивов поведения и образа мыслей исторических героев, воспитывать интерес к предмету;
  • развивать творческое мышление учащихся, умение выделять, анализировать и обобщать наиболее существенные признаки разнообразных исторических явлений и процессов, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщающие выводы;
  • с помощью учебно-познавательных игр, упражнений, задач активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать у учащихся уважение к точке зрения другого человека, чувство сопереживания, сотрудничества, формировать толерантное мышление.

Оборудование урока: контурные карты, карточки с заданиями, кроссворды, настенные карты, костюмы для театрализованной сценки, видеофильм “Отважное сердце”, учебные картины.

Ход урока

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Постановка проблемно-познавательного задания. Почему XI- XV в.в. занимают особое место в истории средневековья стран Западной и Центральной Европы?

Представление жюри и команд (две по 5 человек), остальные ученики разбиты на команды болельщиков, которые в ходе игры будут стараться как можно больше заработать баллов в общий зачёт команды.

  1. Разминка. Игра “Вопрос-ответ”.

Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ 1 бал).

  • Почему в XI веке в странах Западной Европы происходит возникновение новых и рост старых городов?
  • В чём основное отличие города от деревни?
  • Мы знаем, что в средние века купцы объединялись в гильдии, крестьяне – в общины, ремесленники в цеха. Почему средневековому человеку были необходимы эти объединения?
  • Что означает слово “демократия”? Какие средневековые городские порядки можно рассматривать как элементы зарождающейся демократии?
  1. На ярмарку в Шампань.

Учитель обращается к болельщикам с вопросами (за каждый правильный ответ 1 балл в копилку команды).

  • Как назывались люди, занимающиеся исключительно торговлей? (Купцы)
  • Назовите основные центры торговли в Европе. (Брюгге, Венеция, Генуя)

Задание командам: мысленно перенесёмся в эпоху средневековья. Представьте себе, что вы купцы. Одни – новгородские, другие – бейрутские. Примерно, в одно и то же время вы отправляетесь на знаменитую ярмарку в Шампань. Отметьте на контурной карте свой путь, расскажите о тех трудностях и превратностях судьбы, которые встретятся вам на вашем пути. Победит та команда, которая сумеет правильно указать маршрут /не только на контурной, но и на настенной карте/, и наиболее интересно об этом рассказать. Не упустите из виду товары.

Команды выполняют задание, болельщики обмениваются кроссвордами по заданной теме, составленными заблаговременно в качестве домашнего задания. За правильно выполненное задание получают 1 бал, который идёт в зачёт их команды.

  1. Мозговая атака.

Учитель поясняет, что в течение минуты командам нужно дать как можно большее количество правильных ответов на предложенные вопросы.

  • Ежегодный торг, в котором принимают участие купцы из разных стран (ярмарка).
  • Объединение ремесленников одной специальности в союз (цех).
  • Хранилище больших сумм денег (банк).
  • Выдающееся произведение искусства (шедевр).
  • Церковный суд (инквизиция).
  • Богатого человека в средние века называли… (“мешок перца”).
  • Странник, ходивший на поклонение святыням (паломник).
  • Владелец банка (банкир).
  • Союз купцов (гильдия).
  • Центр торговли на северо-востоке Франции (Шампань).
  • Продукт труда, произведённый для продажи (товар).
  • Хозяйство, при котором всё необходимое для жизни производится внутри хозяйства (натуральное).
  • Отступник от веры (еретик).
  • Здание городского совета (ратуша).
  • Специалисты по денежным делам (менялы).
  • Центр Российской торговли на севере страны (Новгоро).
  • Во главе средневековых цехов стояли (старшины).
  • Главная городская церковь (собор).
  • Центр северной торговли (Брюгге).
  • Союз подмастерьев (братство).
  • Материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия (сырьё).
  • Система власти в средневековом городе (самоуправление).
  • Хозяйство. При котором продукт труда производится для продажи на рынке (товарное).
  • Глава городского совета (мэр).
  • Союз 70-ти немецких городов для торговли в Северной Европе (Ганза).
  • Человек, занимающийся ремеслом (ремесленник).
  • Человек, дающий деньги в долг под высокий процент (ростовщик).
  • Правила, обязательные для всех членов цеха (устав).
  • Средства для покупки вещей (деньги).
  • Поселение ремесленников и торговцев (город).
  1. Католическая церковь.

Учитель напоминает учащимся о том, что церковь оказывала очень сильное воздействие на жизнь средневекового общества. Именно она явилась организатором и вдохновителем крестовых походов.

Задания командам.

  • В XI веке во время пребывания на папском престоле Григория VII духовенству и священникам, было запрещено вступать в брак, обзаводится семьёй и детьми. Как вы думаете, с какой целью был введён такой порядок?
  • Каковы были причины могущества папской власти в XI-XIII веках?

Соотнести события и даты (команды получают карточки – необходимо стрелочками соотнести события и даты).

Образование Папской области Разделение церкви Поход бедноты
Взятие рыцарями Иерусалима 1099

1054

1096

1204

1261

Образование Священной Римской империи
Изгнание рыцарей  Из Константинополя Возникновение ислама Взятие Константинополь

Игра с болельщиками “Чьи слова”.

  • “Всем, идущим туда. В случае их кончины отныне будет отпущение грехов”. (Урбан II в Клермоне).
  • “Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами”. (Иннокентий III).
  • “Он может освобождать поданных от присяги плохим владыкам” (папа Григорий VII).
  • “Земля та течёт молоком и мёдом. Кто здесь горестен и беден, там станет богат рбан II, речь в Клермоне).

Учитель приглашает ребят совершить путешествие в средневековье, посмотреть сценку о продаже индульгенций, при необходимости подыграть и в последующем ответить на вопрос:

-О чём свидетельствует эта сценка? (О лживости и алчности монахов, католической церкви в целом, непомерном их желании обогатиться за счёт темноты и невежества народных масс).

  1. Образование централизованных государств в странах Западной Европы.
  • Что вы понимаете под централизацией власти?
  • Какие слои населения и почему были заинтересованы в централизации власти?
  • Что свидетельствовало о слабости королевской власти во Франции в XI в.?
  • Какими особенностями истории Англии можно объяснить более раннее образование в ней централизованного государства?

Учитель: Именно в период централизации власти произошло обострение классовой и национально-освободительной борьбы.

Следующее задание: Учащиеся получают карточки, в которых отмечают стрелочками события классовой и национально-освободительной борьбы.

Национально-освободительная борьба Гуситские войны

Жакерия

Битва на Косовом поле

События 1066 г. в Англии

Восстание У.Тайлера

Снятие осады с Орлеана в 1429 г.

Изгнание западных феодалов из Константинополя в 1261 г.

Классовая борьба

Учитель: Из всех событий классовой борьбы XIV века, безусловно, наиболее яркие Жакерия во Франции и восстание под предводительством У. Тайлера в Англии. Сейчас мы проведём игру “Документ - картина” и попытаемся выяснить, что было сходного в этих двух восстаниях. Команды получают документы и картины. Задача: каждой команде внимательно прочитать документ. Определить тезис и найти его доказательство на картине.

I –я команда: получает документ и картину, относящиеся к событиям Жакерии; II команда: получает документ и картину, относящиеся к восстанию У.Тайлера.

Задание болельщикам:

  • Какое восстание, на ваш взгляд, было более организованным и успешным? Почему?
  • Крестьяне обычно терпели поражение в борьбе с феодалами и подвергались жестоким расправам. Значит ли это, что классовая борьба крестьян была безрезультатной?

Учащиеся просматривают фрагмент учебного фильма о восстании крестьян и отвечают на вопрос:

- В чём убеждает нас этот фрагмент? (В том, что крестьяне – грозная сила…)

Конкурс капитанов - викторина “Что? Где? Когда?”(капитаны поочерёдно отвечают на вопросы).

  • “Я действительно обещал тебе, еретик. Безопасный проезд, но только сюда. А это ты получил. Обратный же путь я не обещал. Твоё требование неосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов”. (Так ответил Сигизмунд Яну Гусу на церковном соборе в Констанце в 1415 году).
  • “- Откуда взялся ты стрелок. И как тебя зовут?
    - Моё жильё – Шервудский лес. А имя - … (Робин Гуд, друг всех угнетённых в Англии, “вольные стрелки”, XIV в.).
  • “Это ещё не все требования мужиков. Сейчас я прочту твоему величеству всё. Что надо. Мы не покинем Лондона до тех пор, пока новые пункты не будут внесены в королевский патент”. (Речь У.Тайлера, восстание в Англии 1381 г.)
  • “Ослеплённый полководец
    На воду бесстрашно стоя,
    Голосом, подобным грому
    Направляет ярость боя”.
    Кто сей полководец? (Главный организатор и руководитель гуситских войн Ян Жижка.)
  • “Много копий там разбито в щепки,
    Там разбито сербских, и турецких.
    И турецких. Только сербских больше.
    Там ломали копья свои сербы,
    Защищали государя-князя”. (Битва на Косовом поле под предводительством Милоша Обилича в 1389 г.)
  • “Дворяне хотели не только убить, но и надругаться над крестьянским полководцем. На его голову был надет докрасна раскалённый перевёрнутый вверх ножками железный треножник” (Жакерия, 1358 г., казнь Гильома Каля.)
  • “209 дней длилась томительная осада. Многие уже теряли надежду на победу. Но случилось чудо…”. О каком чуде идёт речь? (События Столетней войны, появление Жанны д,Арк у стен Орлеана.)
  • “Как паук, один, плёл он сети в своём уединённом углу. Его окружали лишь преданные ему люди. Когда это было выгодно. Он льстил людям, которых ненавидел и боялся. Король любил говорить: “Кто не умеет притворяться. Тот не умеет царствовать”. (Людовик XI. Именно при нём в XV в. завершилось объединение Франции. Он сумел победить своего главного противника Карла Смелого.)

Учитель: В чем значение образования централизованных государств?

Ответы учащихся.

Учитель обращает внимание, что наряду с основной линией исторического процесса, характерной для Франции, Англии, имели место и отклонения. Такие страны Западной Европы, как Германия, Италия, долгое время ещё оставались раздробленными.

  1. Культура Западной Европы в XI-XV в.в.

Задания командам (за правильный ответ – 1 бал).

  • Укажите факторы, благоприятствующие развитию культуры в Западной и Центральной Европе в XI-XV в.в. /рост городов, развитие хозяйства, торговли, образование централизованных государств/.
  • Что способствовало расширению представлений о мире? /путешествия купцов (Марко Поло), бродячие артисты, паломники, гонцы/.

Игра “Кто больше?” (необходимо назвать как можно больше достижений и открытий, сделанных европейцами в XI-XV в.в. Команды, не повторяясь, называют их по очереди. Побеждает тот, кто больше назовёт достижений и открытий.)

Задания болельщикам:

  • Подумайте, остались бы европейцы, надолго без книгопечатания, если бы Гутенбергу не удалось его изобрести?
  • В конце XIII в. в Европе были изобретены очки. О чём свидетельствует этот факт?

Задания командам: “Стиль – элементы”.

Команды получают карточки по архитектуре:

  • I-я команда должна отметить романский стиль и соответственно элементы романского стиля;
  • II-я команда – готический стиль и присущие ему элементы.

Учитель: Вы знаете, что скульптура была неотделима от архитектуры.

Задания:

  • Чем готические статуи отличались от романских? (античное искусство прославляло красоту человеческого тела, готическое – богатство мыслей, чувств, настроений человека, точнее дан облик человека).
  • Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? (Церковь – главный заказчик. Человек должен чувствовать себя слабым и ничтожным перед могуществом Бога.)

(При наличии времени можно предложить викторину).

Викторина: “Счастливый случай”.

  • Знаменитый учёный Англии XIII века (Роджер).
  • Глава университета (ректор).
  • Год издания первой печатной книги (1445).
  • Наука, определяющая будущее по звёздам (астрология).
  • Глава факультета в университете (декан).
  • Изобретатель книгопечатания (Гутенберг).
  • Объединение студентов одной страны (землячество).
  • Наука о религии (богословие).
  • Спор студентов по заданным вопросам (диспут).
  • Картина из кусков прозрачного стекла (витражи).
  • Венецианский купец и путешественник (Марко Поло).
  • Наука, занимающаяся превращением различных веществ в золото (алхимия).
  • Металлическая буква, используемая в печатном станке (литера).
  • Первые университеты в Европе появились в… (XII в).
  • Изображение богоматери в Западной Европе называлось “мадонна”, что означает… (моя госпожа).
  • Язык науки в средние века (латинский).
  • Цель поисков алхимиков (золото).
  • Очки были изобретены в Европе в … (XIII в.).
  • Бэкон утверждал, что способы достижения истины … (наблюдение, опыт).

Заключительный этап урока.

Учитель: Итак, урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к главному вопросу нашей темы.

Учащиеся без труда дают ответ на главный вопрос повторительно-обобщающего урока – ППЗ и приходят к выводу о том, что XI-XV в.в., несмотря на всю их сложность и противоречивость, являются наивысшей ступенью развития средневекового общества.

В заключении, определяется команда-победитель, проводится награждение, поощряется лучшая команда болельщиков и выставляются оценки.

Задание на дом: Составить кроссворд по теме (не менее 15 слов).