Категории семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, и работа с ними

Разделы: Социальная педагогика


Категории семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, и работа с ними

Категория семьи Причины и признаки социального неблагополучия ребенка в семье Направление и содержание деятельности социального педагога с семьей, с ребенком
1. Семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей Эмоционально напряженная атмосфера: взаимонепонимание, отрицательная реакция на поступки, проявление нетерпимости Социально-педагогический патронаж (контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время)
2. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности (детьми-инвалидами) Низкая адаптация в среде сверстников

Семья испытывает финансовые затруднения, так как один или оба родителя вынуждены не работать, при этом имеют невысокое пособие на ребенка, но вместе с тем большие материальные затраты на лечение

 

Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на развитие ребенка

Организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности

Защита интересов детей и их родителей во взаимоотношениях с различными структурами и инстанциями

Вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность:

• клуб по интересам;

• кружки

 

3. Семьи с родителями-инвалидами
4. Неполные семьи Семья испытывает финансовые затруднения.

В отсутствие второго родителя не всегда полноценно реализуются воспитательные и коммуникативные функции семьи у ребенка, возникают затруднения с половой идентификацией

Родительские тренинги, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений

Лекторий для родителей:

• “О возрастных особенностях ребенка и возрастных кризисах”;

• “О типах и стилях семейного воспитания”;

• “Осуществление социальными педагогами контроля занятости ребенка, организации социально значимой деятельности”

5. Многодетные семьи Низкое материальное состояние семьи Недостаточное обеспечение питанием, одеждой, жильем и т. п. Ограничены возможности получения детьми полноценного специального и высшего образования Социально- педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время. Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Включение семьи во всероссийские, региональные и муниципальные программы дополнительного развития ребенка

 

6. Малообеспеченные семьи:

• с низким уровнем дохода;

• с безработными родителями

Ребенок в такой семье зачастую имеет плохие материально-жилищные условия

В семье создается напряженная психоэмоциональная атмосфера

Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Организация досуга и летнего отдыха детей. Трудоустройство несовершеннолетних. Социально-педагогичен кии патронаж, контроль межличностных взаимоотношений к семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время
7. Неблагополучные семьи:

• педагогически несостоятельные, семьи;

• нравственно неблагополучные;

• с зависимостями членов семьи от психоактивных веществ;

• практикующие жестокое обращение с детьми

Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втягивается ребенок

Нарушаются права и интересы детей. Используются деструктивные методы воспитания

Эмоциональная атмосфера в семье и используемые методы воспитания травмируют психику ребенка, отрицательно влияют на результаты его обучения, полноценное развитие

Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время

Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (консультации, лекторий)

8. Семьи беженцев Отсутствие знаний о своих правах и социальных льготах

Эмоционально напряженная атмосфера в семье

Социально-правовой патронаж
9. Семьи участников военных действий

 Формы и методы работы, применяемые социальным педагогом в социально-психологическом сопровождении семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска

Диагностика семейных проблем Индивидуальная и групповая просветительская работа с семьей Профилактические мероприятия Социально-педагогическая защита прав ребенка
Наблюдение специалистов (классный руководитель, социальный педагог, медик, психолог и т. д.) Памятки для родителей Родительский лекторий, индивидуальные консультации, плановые беседы Выявление и поддержка детей, нуждающихся в социальной защите: опекаемых, инвалидов, малообеспеченных и т. д.
Анкетирование детей и родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как воздействующего фактора на личность ребенка Методические рекомендации для родителей П профориентация и трудоустройство учащихся из семей зоны риска Защита прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, прокуратура, Комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.)
Тестирование Консультации родителей по запросам Трудоустройство учащихся в летний период Индивидуальная помощь детям, подвергшимся психологическому и физическому насилию в семье
Анализ документации (личных дел, журналов и т. п.) Индивидуальные беседы Оказание материальной помощи Индивидуальный патронаж
Анализ продуктов детского творчества Родительский клуб Создание памяток и методических рекомендаций  
Составление социальных паспортов классов Участие в родительских собраниях Привлечение учащихся из семей зоны риска к участию в детском самоуправлении  
Создание балка данных семей учащихся, находящихся в зоне социального риска