Урок музыки в 6-м классе. Тема: "Искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений"

Разделы: Музыка


Цель: познакомить учащихся со значением устно- поэтического и музыкального творчества русского народа (на примере «Снегурочки» А.Островского, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, В. Васнецова, М. Бочарова).

Задачи: раскрыть неповторимую красоту различных образов, выраженную в музыке, поэтическом слове, изобразительном искусстве; помочь учащимся почувствовать единоборство человека и природы, торжество в жизни светлого начала и непоколебимую веру в победу добрых сил над злыми; подвести к постижению понятий «замысел», «образ», «народное творчество».

Методы: наблюдение, беседа, контрастное сопоставление, творческая импровизация.

Материал: А. Островский. «Снегурочка»; В. Васнецов. «Аленушка»; Н.Римский-Корсаков. «Снегурочка» (фрагменты); П. Чайковский, Музыка к спектаклю «Снегурочка» (фрагменты).

Оборудование: экспозиция иллюстраций к опере «Снегурочка», аудиокассеты, CD диски.

ХОД УРОКА

1. Организация урока.

Музыкальное приветствие.

2. Изучение нового материала.

Многие выдающиеся писатели, художники и музыканты при создании произведений обращались к народному творчеству - сказкам, былинам, песням, используя их сюжеты, идеи, образы в своём искусстве. Композиторы сочиняли чудесную музыку на темы сказок разных народов, былей, исторических легенд и преданий. Так, М.Глинка написал оперы «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; М. Мусоргский - оперу «Борис Годунов», А.Бородин - оперу «Князь Игорь»; П. Чайковский - музыку к балетам «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Н.Римский- Корсаков - автор опер «Золотой петушок», «Кощей Бессмертный», симфонической сюиты «Шехеразада» на сюжеты арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Художники обращались к сюжетам народных сказок, бытовым сценам, а также рисовали иллюстрации к музыкальным спектаклям (операм, балетам). Можно показать некоторые репродукции: эскизы декораций В.Васнецова к опере «Руслан и Людмила», М. Шишкова к опере А. Даргомыжского «Русалка»....

Сегодня нам предстоит познакомиться со сказочной героиней - Снегурочкой. Этот образ заинтересовал писателя- драматурга А.Островского, композитора П. Чайковского и Н.Римского-Корсакова, художника В.Васнецова и М. Бочарова. Весенняя сказка «Снегурочка» заняла особое место в их творчестве.

В основу сказки А.Островского легли различные варианты русских народных преданий о Снегурочке, однако писатель во многом переработал их содержание. Замечательный древнеславянский образ воплощает оптимистическое начало, внутреннюю убеждённость, торжества света, тепла, радость весеннему солнцу и пробуждению природы.

«Не было для меня лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна» - так писал Н.Римский - Корсаков.

Учитель называет главных героев сказки: Снегурочка, Лель, Весна, бог Ярило -Солнце. Другие персонажи: царь Берендей, народ, Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха.

Необходимо обратить внимание на то, что в сказке противопоставляются два мира: Реальный (народ, Бобыль и Бобылиха, Купава, Мизгирь), и сказочно -фантастический (Весна, Ярило - Солнце, Мороз, Леший). Между ними стоят Снегурочка, старый премудрый царь Берендей и пастух Лель.

Пересказать краткое содержание оперы. Вместе с учащимися учитель выясняет, какими средствами художники и композиторы пользовались, чтобы обрисовать характеры основных сказочных героев.

Показ полотна М. Бочарова - эскиз декораций к опере Н.Римского- Корсакова «Снегурочка» (1811-1882). Созданный художником образ зимы, в котором объединились реальность и сказочность, обладает особой поэтичностью. Следует обсудить общее настроение картины, её сюжет, цветовое решение и предложить сравнить с личными впечатлениями.

Композитор Н. Римский - Корсаков средствами искусной гармонии оркестровки образно показывает картину зачарованного леса, в котором слышатся наигрыши пастушеских рожков, напевы хороводной песни.

Слушание: вступление к опере «Снегурочка», Н.Римского - Корсакова.

Звучит тема таинственного зимнего сказочного леса

Тема Снегурочки - легкая, подвижная, шаловливая мелодия представляет Снегурочку как весёлую девочку, раскрывает её страстное желание: «C подружками по ягоды ходить, на отклик их весёлый отзываться а-у,а-у!»Тембр флейты придаёт звучанию грациозный, но в то же время холодновато-прозрачный характер. (показ инструмента флейта)

На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? Ответы учащихся.

Слушание народных песен.
«А мы просо сеяли, сеяли».
«Белолица, круглолица».

В заключительном диалоге важно подчеркнуть значение обрядов, праздников, традиций в жизни народа не только в старину, но и в настоящее время, подвести учащихся к понятиям «народные традиции», «народная культура», «образ».

Подготовка к пению.

Распевание.

Работа над песней.

Исполнение песен дуэтом, трио... (умение анализировать своё исполнение). Песни по выбору учителя.

Домашнее задание.

Назвать сказки, исторические легенды, предания, послужившие основой для музыкальных, литературных и живописных произведений.