Ипользование игры в учебно-воспитательном процессе как средства развития творческой личности студента

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Теоретическая база опыта. Актуальность и перспективность

В настоящее время задача развития творческих способностей основной массы студентов является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи учащимся преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.

Я, как преподаватель, глубоко убеждена, что в форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни глубоких умений. Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта – сама жизнь».

Вопрос развития творческой личности является «вечной проблемой и основные идеи и направления в её решении высказывались ещё Аристотелем, Дестервергом, нашли неожиданное методическое решение у американских педагогов-психологов 40х-50х годов (И.Войтинга – методы фокальных объектов; В.Гордона – метод «синтетики»; А.Осборна – метод мозгового штурма и др.), поддерживались Выготским и, наконец, достаточно глубоко и разносторонне освещались в методических рекомендациях наших авторов: В.А.Худяковым, А.В.Шанкиным, Э.С.Чугуновым, В.Д.Бухаревым, В.Е.Алексеевым.

Возникает вопрос: почему работая в режиме инновации, я стараюсь первостепенное значение уделять этой проблеме, какие же новые нетрадиционные подходы я пытаюсь внедрить в практику деятельности коллектива по развитию творческой личности студента?

Во-первых, вижу свою задачу не только в подготовке квалифицированных, но и конкурентно-способных специалистов, способных в конкурентной борьбе достигать высших результатов, специалистов, являющихся, прежде всего творческой личностью, способных быстро ориентироваться в производственной обстановке и принимать решения в сложных нестандартных технологических ситуациях; специалистов, способных в сегодняшнем нестабильном мире организовать свое дело.

Во-вторых, изменяется цель образования, это не только вооружение студентов определенной суммой знаний и умений, но и обучение их навыками самостоятельного труда и ориентация на развитие личности.

Как сказал физик Мак Лауэ, «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто».

Итогом деятельности должно являться развитие творческой личности студента.

Однако следует отметить, что традиционная педагогика не позволяет раскрыть творческие способности личности и в педагогической практике преобладает репродуктивное преподавание.

Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от преподавателя к студенту и, по словам Осмолова, «превращается в снабжение ответами без поставленных учениками вопросов».  Со временем у студента вырабатывается не только стереотип деятельности, но и характер мышления.

Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних – 17% и у шестилеток – 37% опрошенных.

Иными словами, в действительности оказалось, что школа не только не развивает, но и в 98 случаях их 100 губит наши творческие способности.

По результатам проведенного анкетирования и разноуровнего среза знаний студентов 1 курса 95%  опрошенных владеют только репродуктивным уровнем усвоения знаний и только 5% имеют способности к творческому труду.

Таким образом, к нам в технику приходят студенты, которые разучились задавать вопрос преподавателю: почему?

Очередной круг противоречий по формированию творческой личности будущих конкурентоспособных рабочих потребовал в первую очередь пересмотра содержания образования и внедрения эффективных форм и методов учебной деятельности.

Поэтому, чтобы решить возникшие проблемы, стараюсь на своих уроках создать атмосферу творчества и радости, как для студента, так и для преподавателя. В этом мне помогает широкое применение игровых методик на занятиях и во внеурочное время.

Условия возникновения опыта

  • Игра- это не самопроизвольный процесс. Она может возникнуть и успешно осуществляться только при определённых условиях. Поскольку всякая игра в той или иной мере предполагает поисковую деятельность студентов, то, следовательно, учебный материал должен быть проблемным, т.е. должен содержать учебные задачи изначально или же в результате дополнительной переработки.
  • Для проведения любой игры требуется очень большая подготовительная работа, в которой очень важной является помощь со стороны студентов.
  • Одним из главных условий является готовность учащихся к искреннему общению, диалогу.
  • Очень большую роль в успешном проведении игры играет оснащение кабинета и его эстетическое оформление в соответствии с темой игры.

Сущность опыта, его продуктивность

Предлагаемый в настоящей работе опыт направлен на обеспечение развития творческой личности студентов при помощи деловых и познавательных игр.

Продуктом творческой деятельности учащихся на уроках является:

  • Разработка оригинальных моделей;
  • Конструкторское решение моделей сложных форм;
  • Решение конструкторских задач;
  • Поиск наиболее эффективных способов обработки;
  • Разработка конструкторско-технической документации;
  • Трансформация моделей на одной базовой основе;
  • Разработка изделий из нерациональных отходов и межлекальных выпадов;
  • Изготовление изделий декоративно-прикладного характера.

Все эти задачи можно решить, применяя на уроках деловые и познавательные игры, так как игра:

  1. Это-моделирование учебной, производственной, экономической и социальной деятельности человека;
  2. Представляет возможность многократно имитировать практически любую ситуацию с целью эффективного выбора форм и методов решения стоящих проблем. Игра позволяет находить эффективные управленческие решения с целью активизации учебно-воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении, максимального использования творческих возможностей обучающихся;
  3. Это важнейшее средство усиления познавательной деятельности студентов;
  4. Все элементы связаны единой педагогической деятельностью и представляют функциональную систему, в центре которой поисковая, аналитическая и созидательная работа всех участников игры;
  5. Это наиболее эффективное средство поиска объективно правильного управленческого решения в экстремальных ситуациях, когда другие методы решения проблемы неприемлемы;
  6. Она стимулирует творческий поиск обучающихся в обосновании проблемы, в аргументации путей, предлагаемых для её разрешения, в реализации найденных решений на практике. Игра позволяет создать учебно-игровое взаимодействие участников. Его ценность – в коллективном характере, индивидуальном поиске решения проблемы и ответственности каждого участника игры за получаемые результаты;
  7. Она формирует игровую атмосферу, которая требует от «потенциально пассивных» её участников проявления вынужденной активности, и способствует её поддержанию на протяжении всего игрового времени;
  8. Обеспечивает получение альтернативных результатов. Их анализ дает возможность выявить условия системного подхода к решению проблемы, позволяет приобрести определенный практический опыт поиска и обоснования принимаемых альтернативных решений.

Вследствие этого участники игры включаются в интенсивную умственную деятельность, мобилизирующую их творческий потенциал и познавательную активность.

Система работы

В своей педагогической практике я использую тренинговые, интеллектуальные и организационно-деятельностные игры.

Инструментами таких игр являются кубики, лото, вертолины, домино и т.д. (см. приложение)

Использование этих игр способствует эффективности урока, помогает мне быстро проверить усвоение учащимися учебного материала, оценить большее количество учащихся, чем это возможно при устном опросе.

Наиболее популярными сейчас являются интеллектуальные игры. Разработка интеллектуальных игр – это продукт деятельности творческой лаборатории «педагог – студент». Использование интеллектуальных игр способствует развитию у учащихся творчества, самостоятельного мышления и действия, умения логически мыслить, решать проблемы, получать и использовать информацию, приобретать навыки, способствующие получению новых знаний. Наиболее распространенными интеллектуальными играми являются игры со словами. Это словограммы, криптограммы, кроссворды, занимательные головоломки. Игры со словами расширяют техническую грамотность, эрудицию, учат работать с литературными источниками, дают возможность освоить необходимые понятия, потренировать память, глубже проникнуть в суть технических явлений, развивать техническое мышление, освоить мыслительные операции и логические приемы при усвоении учебного материала. По-разному можно организовать преподавание дисциплины. Можно загрузить студентов изучением сложнейших формул, схем, алгоритмов. Тогда занятия по конструированию станут уделом 2-3 студентов из всей группы. Для остальных же занятие превращается в скучное времяпровождение. Безусловно, с теми студентами, которые имеют повышенный интерес к специальности, приходится заниматься еще и отдельно, вне занятий. Перед ними я ставлю задачи повышенной сложности, направляю их деятельность, готовлю их к участию в научно-практических конференциях.

А как же быть с другими студентами? Не надо забывать, что на занятии  можно развивать умственные способности всех учащихся, воспитывать в них интерес к творчеству. Более всего мне в этом помогает использование на уроках интеллектуальных игр по типу популярных телепередач, таких как «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».

Например, урок – интеллектуальная игра «Умники и умницы» (см. приложение) ставил своей целью обобщить и систематизировать знания по «Моделированию и художественному оформлению одежды».

Правила игры хорошо знакомы студентам, поэтому они с удовольствием включаются в игру. Участники игры называются агонистами, остальные студенты группы – теоретиками. Для отбора участников  студентам были предложены творческие домашние задания. На уроке жюри оценивает выполнение задания и присуждает 1,2 и 3 места, что дает участникам право выбирать цветовую дорожку.

Каждый агонист должен правильно ответить на предложенные вопросы. Выигрывает тот, кто первым пересечет финишную черту. Если агонист не может правильно ответить на вопрос, право ответа предоставляется теоретикам. За правильный ответ и агонисты и теоретики награждаются «Орденом «Шелкового умника». Агонист не должен ошибаться, если он идет по красной дорожке (в случае ошибки переходит в разряд теоретиков), желтая дорожка дает право на одну ошибку, зеленая – на две.

Определены критерии оценки знаний: 3 «ордена» –оценка «5», 2 «ордена» – оценка «4», 1 «орден» – оценка «3».

На занятии у студентов есть возможность получить от одной до трех положительных оценок.

Особенно творчески студенты выполняют домашние задания, стараясь, чтобы их работа была лучшей. По желанию жюри за оригинальную домашнюю работу студенты награждаются поощрительными «орденами».

Интеллектуальные игры использую и во внеклассной работе при кабинете с целью развития интереса к выбранной специальности и изучаемой дисциплине. Например, со студентами 1 курса провожу «Звездный час профессионала» по типу телеигры (см. приложение). Это игра проводится в начале учебного года, когда студенты имеют небольшую теоретическую подготовку по специальным дисциплинам, поэтому вопросы подбираю в зависимости от изучаемого материала. Так же, как и в телеигре, участники играют вместе с «родителями», в роли «родителей» выступают студенты старших курсов, преподаватели, мастера производственного обучения и настоящие родители. Такая форма внеурочного общения с преподавателями, мастерами производственного обучения, студентами старших курсов очень нравится первокурсникам.

По-моему, мало кого нужно сегодня убеждать, что игры на учебных занятиях – это здорово. Студенты оживлены, активны, а преподаватель перестает быть традиционным «погонялой». Нельзя заставить запоминать того, кто не хочет запоминать. Наша задача сделать, чтобы ученик захотел запоминать, а, значит, захотел учиться. В этом мне помогают деловые игры.

Самое важное – не «натаскивать» ученика, а научить его самостоятельно работать и приобретать те знания, которые от него может потребовать жизнь.

При изучении темы «Конструирование юбок» провожу урок-блок – 4 часа (см. приложение). На первом часе учащиеся знакомятся с историей развития юбок. Второй час строится на основе коллективно-мыслительной деятельности, в процессе которого изучаются способы конструирования основы прямой юбки. Третий час – деловая игра, в ходе которой «фирмы» разрабатывают модели юбок на основе прямой и защищают свои проекты. Студенты выступают в роли конструкторов, художников-модельеров, технологов, экспертов-наблюдателей. Четвёртый час темы - лабораторно-практическая работа, поведение итогов деятельности учащихся и проверка усвоения материала.

Этот блок очень продуктивен, т.к. деятельность учащихся на уроке осень разнообразна, что способствует развитию их творческого мышления и интереса. Студенты охотно выполняют предложенные им задания, не нужно тратить время на поддержание дисциплины, удерживать внимание студентов.

Таким образом, если студентам интересно на уроке, они своим поведением как бы стимулируют преподавателя, что способствует реализации учебно-воспитательных целей и задач урока.

Блок уроков по теме «Конструирование юбок» является подготовительным этапам ля проведения бинарного урока по производственному обучению (см. приложение). Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника «преподаватель – мастер – студент», активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память. Бинарный урок-игра формирует у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных производственных ситуациях, в условиях, когда оперативно и взвешенно принимается единственно верное решение. И студентам это удается.

Когда изучение крупной темы подходит к концу, для подведения итогов провожу  урок контроля знаний в форме игры «Вертушка» (см. приложение). Это игра предъявляет достаточно высокие требования к организованности студентов, их умению формулировать свои мысли. Проблемы, которые предлагается решить студентам, разнообразны по характеру, трудности, объему.

Радость творческого поиска – непременное условие духовного роста, мобилизации интеллектуальных сил ученика. Именно в творческом поиске формируется личность студента, выделяется его индивидуальный почерк и самая большая ответственность преподавателя – создать оптимальные условия для развития каждого студента, не пропустить, не прозевать талант. Выявить талант каждого студента мне помогают такие формы учебной деятельности, как урок-зачет «Тематический обзор» и урок-приглашение к творчеству под ассоциативным названием «Есть в женщине загадка». С большим желанием и любовью студенты оформляют свои проекты, защищают их в оригинальной форме.

Постоянная индивидуальная работа со студентами создает атмосферу раскованности, свободной учебы учеников, как на уроке, так и в свободное время. Большой объем работы студенты выполняют без нервозности и напряжения.

По всем видам активных форм работы с учащимися стараюсь выработать определенную систему, в которой акцент делается на то, чтобы содержание урока, его цели, мотивы деятельности преподавателя и студента были направлены на совместный труд, на сотрудничество. И сотрудничество, возникшее на уроках, расширило рамки одного кабинета и вылилось в постоянную, интересную внеурочную работу в техникуме. Это конкурсы профессионального мастерства «Золушка», «Авангард», Лучший модельер техникума». Эти мероприятия имели большой воспитательный результат, т.к. создали условия для самовыражения и раскрытия каждого ученика в непосредственном активном действии, сформировались коммуникативные качества личности, чувство ответственности, коллективизма, обеспечивалась психологическая корректность контроля, который становился малозаметным.

В своей педагогической деятельности я не придерживаюсь жесткой регламентации путей и способов получения конечных результатов, они достигаются теми методами и приемами, о которых я рассказала.

13.02.2009