Урок русского языка в начальной школе по теме "Мягкий знак в конце существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить орфографически  верно писать мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих;
  • развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, сопоставлять, развивать речь;
  • воспитывать аккуратность.

                   

Ход урока.

I. Орг.момент.
II. Минутка чистописания.     
  На доске:    Жж Шш (I вар.)   Чч Щщ (II вар.)

дру    на; ма    на; ?    лок
пру    на; ти    на; ?    жой

Учитель: - Вспомните, как шипит гусь?
- А как шипит масло?
- А есть ли звуки, которые шипят? Как они называются?
- Запишите по вариантам буквы.
- Какие из них всегда твёрдые, а какие мягкие?
- А какие правила связаны с этими буквами? (жи, ши, ча, ща, чу, щу.)
- Образуйте слова. Запишите 2 – 3 слова, Подчеркните орфограмму.         
- Найдите лишнее слово? (чужой) Почему?

III.  Работа над предложением. дана, на , жизнь, дила, добрые

Учитель: - Составьте из них предложение. Почему так говорят?
- Где ошибка? Какое правило применим? Записываем.
- Найдите грамматическую основу. Дать характеристику предложению.
(Повеств, невоскл, распрост.)

IV.  Словарь: восстановите слова   - деоб, инжу, рваказт.

Дети записывают в тетрадь: обед, ужин, завтрак.

Учитель: Как одним словом сказать?
Дети: Время приёма пищи.
Учитель: Что объединяет эти слова?
Дети: Имена существительные, И. п, неодушевлённые, нарицательные.

V. Работа по новой теме.
Тема и цель урока.

Учитель: Чтобы узнать тему урока надо разгадать загадки.

Я волшебник. Захочу, появлюсь
и превращу мел, которым пишут в школе
в мель, опасную на море.

Кто волшебник, отгадай, выше руку поднимай!

МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

в конце существительных

Вспомните, о каких согласных мы говорили в начале урока?

после шипящих.

Учитель. Давайте прочитаем тему урока.
«МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)    в конце существительных   после шипящих.»

 VI. Просмотр грамматической сказки.  (Дети обыгрывают)
  (I вариант)
     Как  - то в волшебной Стране Азбуковедения произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.
       Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода. Идёт и думает: «Женщины добрые. Они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.

(II вариант)
Захотелось как – то Мягкому Знаку найти себе друга. Пошёл он по тропинке и встретил ежа.
- Давай дружить, - предложил Мягкий Знак.
Но ёж ничего не ответил и свернулся в колючий клубок.
Обиделся Мягкий Знак и ушёл от ежа.
Идёт он и плачет. Вдруг видит: у дороги, где колосится рожь, сидит серая мышь. Пожалела она Мягкий Знак и оставила у себя жить.
Мягкий Знак был так ей благодарен, что с тех  пор всегда стал писаться в существительных женского рода, которые оканчиваются на шипящий.

VII. Работа по учебнику.

   Упр. 56

Делается вывод упр. 57 Дети самостоятельно формулируют правило о правописании мягкого знака (ь) в конце существительных после шипящих

VIII. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли дети погулять.
Очутились на лугу. Я вперёд быстрей бегу!
Лютики, ромашки, розовые кашки
Собирал наш третий класс. Вот какой букет у нас!

IX. Закрепление. Отгадай загадки

  • Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост  повернёт, то и в дом войдёт. (ключ)
  • Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)                              
  • Стоит над водой, трясёт бородой. (камыш)
  • Его бьют, а он не плачет, только выше, выше  скачет. (мяч
  •   
  • Махнула птица крылом и Накрыла весь свет одним пером. (ночь)

Дети записывают в тетрадь слова и определяют, где нужно писать мягкий знак.

Учитель. Когда же пишется  мягкий знак?

X.    Закончи предложения.

Ковёр ткал ……………..(ткач).
Весенняя птица ………..(грач).
После вечера наступает …(ночь).
У мамы послушная ……..(дочь).

Учитель. Найдите в предложениях слово, соответствующее схеме:

Дети: Весенняя.

XI.   Итог урока . Вывод.
 Домашнее задание упр. № 59 стр.73
  Релаксация.
- Что узнали нового на уроке?
- Как определить, когда пишется мягкий знак (ь) после шипящих?
- Блиц – вопрос. В какое слово надо вставить мягкий знак (ь)?

ТОВАРИЩ….
МОЛОДЁЖ…..
ЛЕЩ……….
КАМЫШ…..
ОВОЩ…..

Презентация