Формирование навыков литературоведческого анализа на примере сказки В. Хмельницкого "Дымок"

Разделы: Начальная школа


Триединая цель урока

  1. Продолжать формирование навыка чтения.
  2. Развивать речевой слух и интонационно правильное чтение.
  3. Воспитывать у учащихся интерес к чтению книг.
  4. Формировать интерес к истории родного края.

Методы обучения

  1. Объяснительно – иллюстративный.
  2. Эвристическая беседа.
  3. Частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. Фронтальная.

Подготовка к уроку

Читали книги. В. Хмельницкий “Скворец, скворчиха и скворчонок”; М. “Детская литература” 1989. В. Хмельницкий “Бабочкино воспитание” Издательство “Малыш” Москва 1989

Подбирали пословицы со словом дом.

Обеспечение урока.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник – 3-е изд., -М.: Баласс, 2008.
  2. Фотографии национальной одежды саамов  < Рисунок 1>. < Приложение 1>.
  3. Презентация в Power Point.

Ход урока

1. Организационный этап

Вступительное слово учителя.

К нам на урок пришли гости. Повернитесь и поздоровайтесь с гостями. Повернитесь ко мне. Начнём урок. Садитесь.

2. Этап проверки домашнего задания

Учитель. Проверим домашнее чтение.

Сначала откроем букварь на странице 94. Прочитайте.

  • Ученик 1: Первое предложение.
  • Ученик 2: Третье предложение,
  • Ученик 3: Пятое предложение.

Как показать голосом конец предложения? (понизить голос и сделать паузу).

Прочитайте все предложения с нужной интонацией.

  • Ученик 4: Читает все предложения. Что ты прочитал? (текст) докажите, что это текст.
  • Ученик 5: Все предложения связаны по смыслу одной темой “дом”. Есть название текста.

3.Этап всесторонней проверки знаний

Учитель. Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим о значении слова дом. Этим вопросом заинтересовались многие. Послушаем результат одного исследования.

Ученик 6: Рассказывает об основных значениях слова дом. (Приложение №1)

Учитель. Кто запомнил первое значение? Повторите. Второе значение? Повторите. Третье значение? Повторите. Вам понравилось это выступление? Как говорил ученик?

Ученик 7: Он рассказывал понятно, без ошибок, выразительно.

Учитель: Хорошую речь называют музыкальной. Сегодня мы будем развивать такую речь.

Проведём парную работу. Рассыпались пословицы. Собрать пословицу, прочитать вслух, объяснить, как вы понимаете. Пока пары готовятся, вспомните, какие пословицы со словом дом знаете вы.

Ученик 8: В родном дому – стены лечат.

Учитель: Как ты понимаешь эту пословицу? (Вызывает затруднение). Помогает весь класс. Мнения детей расходятся. Одно из них: лечат те люди, которые живут вместе, лечит семья. Проверим парную работу. Решите кто из вас будет читать, а кто объяснять?

Пара 1: Мой дом – моя крепость (говорит о надёжности, неприкосновенности дома, семьи)

Пара 2: В своём дому и стены помогают (успех ждёт тех, кто находится на своей территории).

Учитель. Для многих поколений людей слово дом – это тёплое слово, такое же тёплое, как слово мама. Нет ничего дороже родного дома во всём многообразии его значений.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Учитель: Составьте словосочетание из двух слов по этой схеме ______ дом, чтобы всем стало ясно, как вы любите свой дом (гостеприимный дом, весёлый дом, любимый дом…).

Разгадайте, о чём идёт речь. Шатёр в форме конуса, покрытый шкурами оленей, кожей, корой деревьев? (Приложение №1). Вот как выглядит переносное жилище коренных жителей Севера. Конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур. Это кувакса < Слайд 4>. Оно до сих пор используется как переносное жилище саамов. А вот саамская изба – тупа < Слайд 3>. С плоской крышей, без чердака и фундамента. Её можно встретить и сейчас. Самое древнее жильё саамов – вежа < Слайд 2>. Её можно увидеть только в Краеведческом музее. Перед вами старинная одежда саамов. < Рисунок 1>. Сегодня они тоже шьют, красивую одежду используя традиционные узоры. < Рисунок 2>.

Ученик 9: Основные цвета саамской одежды - красный, синий, желтый и белый. Каждый их них символизирует одну из сторон окружающего мира - огонь, воду, солнце и снег. Очень редко используется зеленый, воплотивший в себе цвет травы и листьев. Саамы говорят, что сочные цвета восполняют им недостаток красок в тундре.

5. Этап усвоения новых знаний

Этот замечательный домик художник Лапшин нарисовал специально к рассказу этого автора. Прочитайте фамилию писателя. <Слайд 3>. Рассмотрите его.

Знаком вам этот писатель? Назовите героев его книг. Что необычного вы можете встретить в его книгах? Дети называют героев сказок В. Хмельницкого.

По ключевым словам, рисунку, заглавию предположите, о чём будет текст. Версия ученика: “Жил в трубе дымок с папой и мамой. … Вылетел дымок, полетал немного и вернулся смотреть “Спокойной ночи малыши”.

На странице 95 найдите и вдумчиво прочитайте весь рассказ про себя. Затем будем читать его вслух.

Учитель. Как назван рассказ?

Прочитайте первое предложение. Представьте, себе какой был дымок?

Ученик: Маленький, беленький, хорошенький.

Прочитайте второе предложение. Автор оживил его. Какие слова он употребил для этого?

Ученик: Осмотревшись, помчался.

Третье предложение читаем на доске. Чьи это слова? Оно разделено на две фразы. Первая “- Постой, не спеши”, Вторая фраза “стала учить труба”.

Ученик: “- постой, не спеши”, - это произносит труба. “Стала учить труба”, - это слова Виктора Хмельницкого.

Учитель: Попробуйте прочитать это предложение вдвоем. Один ученик за Трубу, другой за автора. Выберите нужную интонацию для этого предложения. Выбор детей (интонация утверждения, отрицания или вопроса). < Слайд 7>. Прочитаем это предложение ещё раз по ролям с нужной интонацией.

Четвёртое и пятое предложения прочитайте в книге. Каким был дымок? (любознательным) Как вы понимаете, слово запыхтел? (Ответы детей). Какой знак в конце предложения? Поищите нужную интонацию (восклицательная). Как вы её нашли? (в конце предложения стоит восклицательный знак). Каким темпом (быстро, медленно или средне) надо прочитать слова Дымка? Почему? Прочитайте ещё раз в нужном темпе оба предложения. Как показали голосом восклицательную интонацию? (Голос повышается). Как показать голосом конец предложения? Для чего нужны паузы?

Ученик: Паузы нужны чтобы подумать, что будет дальше.

Учитель: Вообразите, что вы дымок. Что он может увидеть (весь мир…). Вы сможете сразу увидеть всё? (Ответы детей).

Прочитайте шестое предложение. Что сказала труба? Поищите интонацию

(интонация утверждения, отрицания или вопроса). Прочитайте с нужной интонацией. < Слайд 7>.

Седьмое предложение. Как вы понимаете, слово выпалил? (“Очень быстро”, “Если очень сильно надувать и надувать шарик, он может лопнуть, как Дымок”). Выпалил, это значит моментально. Какие важные слова надо выделить голосом? (“Сразу на все четыре стороны”). Как их можно объяснить? (Куда угодно, куда вздумается). Что произойдёт дальше?

Восьмое предложение читайте не спеша. Обратите внимание на знаки препинания. Какой знак вы видите? Многоточие (Очень длинная пауза). Прочитайте выразительно. Почему растаял дымок? (Ответы детей).

Девятое предложение. Прочитайте, как объяснила это труба. В каком смысле употреблено слово горячий? (В прямом смысле искры летели, в переносном смысле характер у него такой). Куда плывут послушные дети? (“За родителями”, “В школу”, в одну сторону). Мог быть с ними наш дымок?

6. Этап закрепления новых знаний

Учитель: Это сказка или рассказ? Объясните.

Ученик: Это чудесная сказка. Неживые предметы стали живыми, они разговаривали, думали, чувствовали.

Учитель: Сколько было героев в этой сказке? Попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Какие роли нам нужны?

  • а) Я буду читать за Виктора Хмельницкого, а два ученика будут читать за Трубу и Дымка.
    Понравилось вам чтение по ролям? (Очень. Читали с нужной интонацией, повышали и понижали голос. Выделяли голосом главные слова. Делали паузы в конце предложения).
  • б) Повторное чтение по ролям. Как читали ребята? Чтобы вы хотели исправить? (Высказывания детей).
  • в) Прочитаем выразительно ещё раз. Чему учит эта сказка? Не торопись, оглядись, выбери себе одну цель и иди в этом направлении.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель: Что понравилось вам на уроке? (“Больше всего понравилась сказка Виктора Хмельницкого”). Мне тоже понравился сегодняшний урок. Вы продемонстрировали интонационно правильное чтение. Активно работали. Показали хорошие знания.

Сказка, в которой как будто ничего особенного и не происходит. Нет там ни волшебников, ни сказочных превращений. Но привычные предметы, совсем несказочные, вдруг становятся удивительными и прекрасными. Посмотрите в мир внимательно на самые обычные вещи. Пусть они раскроют перед вами тайны. < Слайд 8>.

Дома читать сказку “Дымок” по ролям. Творческое задание: придумать свою историю в стиле Виктора Хмельницкого.