Урок математики "Решение задач и выражений"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания двухзначных чисел без перехода через десяток.
  • Закрепление умения решать задачи, выражения  изученных видов
  • Развивать пространственные представления, логическое мышление, смекалку, сообразительность.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • Провести межпредметные связи с уроками природоведения (окружающего мира).
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие, в котором нам понадобится ваше знание математики. Откройте тетради и запишите дату путешествия. А куда совершим путешествие - мы узнаем, выполнив первое задание.

2. Работа над темой.

Расшифруйте, расположив ответы примеров в порядке возрастания.

О

4+1+3

А

15-5+4

Р

8+3+6

З

12-8

К

9+9

П

2+ 8

О

14-9

 

 

Ответы:

4

5

8

10

14

17

18

з

о

о

п

а

р

к

- Куда же мы отправимся? (В зоопарк.)

- Что такое зоопарк?

Сейчас мы отправимся в гости к первому животному. Расшифруйте название, выполнив действия:

- Как выполняются действия в выражениях, где есть скобки?

Л

18-(12-4)

Б

18-(9+1)

К

(16-9) + 8

А

12-(3+9)

Е

17-9+5

 

 

Ответы:

8

13

10

15

0

 

 

 

 

 

8

13

10

15

0

б

е

л

к

а

  • Кто знает, почему белку так назвали?

 [Жители Древней Руси называли зверька «ве́верица». А, словом белка называли зверька с белой шкуркой. В ходе истории слово «ве́верица» утратилось, и словом белка стали называть любого животного этого вида.] 

3. Устные упражнения.

Мы продолжаем наше путешествие по зоопарку и узнаем некоторые интересные сведения из жизни животных:

  • Запишите число в котором 3 дес.  0 ед. и вы узнаете какой длины рождаются львята (30 см)
  • Запишите число в котором 1 дес.  2 ед. и вы узнаете как далеко могут прыгать кенгуру и пантера (12 м)
  • Запишите число в котором 5дес.  0 ед. и вы узнаете сколько лет живёт бурый медведь (50 лет)
  • Запишите число в котором 7дес.  5 ед. и вы узнаете сколько лет в среднем живёт слон (75 лет)

4. Решение задачи.

- Где содержат зверей в зоопарке? (В клетках и вольерах.)

Белка живёт в вольере треугольной формы. Давайте узнаем длину его сетки, если одна сторона равна  5 дм, другая - 2 дм, а третья – 3 дм.

Задача.

5+2 + 3 = 10 (дм)

Ответ: длина ограды 10 дм

- Переведите длину забора в метры (1м)

5. Физкультминутка.

А сейчас мы с вами попали на площадку молодняка. Кто знает, что это такое? (звериный детский сад). Отгадайте загадку и изобразите животное.

  • Трусоват лесной красавец. Догадались? Это … (Заяц)
  • Хоть открыты настежь двери. Но ко мне не ходят звери. Ты смотри, меня не трожь - я колючий шарик … (Ёж)
  • Летом бродит без дороги между сосен и берёз. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

6. Продолжение работы над темой.

Отгадайте загадку: Водяные мастера строят дом без топора. Дом из хвороста и тины и надёжную плотину. (Бобры).

Животное, которому мы отправимся – бобёр. В нашей стране много бобров. Бобр – крупный грызун. Ведёт полуводный образ жизни. Обитает по лесным рекам, сооружает  из веток и ила домики, поперёк реки делает плотины длиной 5-6 метров.

1) Узнаем длину тела бобра в сантиметрах
Будем действовать по алгоритму:

30+20+50=100 (см)

  • Чему равна длина тела бобра? (100 см)
  • Выразите в дециметрах, метрах

2) Узнаем массу бобра в килограммах.

  • Чему же равна масса бобра? (25 кг)
  • Назовите геометрические фигуры, которые встречаются в этом задании. Какая фигура лишняя и почему?

3) Бобр отличный пловец и ныряльщик. Узнаем, сколько минут он может находиться под водой.

- Замените суммой разрядных слагаемых числа 15, 39, 51. Найдите наименьшее число. 

  • Сколько же минут бобр может находиться под водой? (5 минут)

7. Решение задачи.

А сейчас мы отправимся в гости к очень необычному животному: муравьеду.

- Как вы думаете, чем питаются муравьеды? (муравьями и термитами)

Главное орудие этих своеобразных зверей — длинный, тонкий и клейкий язык, которым они захваты­вают свою пищу. Существует всего три вида муравьедов, и живут они в Южной Америке.

Морда у большого муравьеда длинная, трубкообразная, глаза и уши маленькие, хвост громадный и пышный. А сильные лапы вооружены мощ­ными и острыми загнутыми когтями. Муравьед захватывает добычу своим клейким языком (длиной более полуметра) и движет им вперёд-назад до 160 раз в минуту! Зубов у муравьеда нет, он пережёвывает пищу... желудком. На стенках желудка у него есть роговые бороздки, а кроме того, в желудке много песка и камешков — там и перемалывается пища.

Мать носит детёныша большого муравьеда на спине больше месяца. Детёныш крепко держится за шерсть матери острыми когтями.

Другой муравьед — тамандуа — гораздо меньше. Мордочка у него покороче, зато уши больше, чем у его крупного собрата. Тамандуа мо­жет ходить по земле, но с большим удовольствием лазает по деревьям. Хвост у тамандуа цепкий, он помогает ему держаться среди ветвей.

В густом лесу в кроне деревьев изредка удаётся заметить карликово­го муравьеда. Это крошечный зверёк. На землю он не спускается, целую ночь лазает по ветвям, держась за них лапами и длинным цепким хвостом. А днём забирает­ся в дупло и спит, свернувшись в клу­бок.

Раньше муравьедов истребляли ради их вкусного мяса, но теперь они стали редкими, и их охраняют.

Решим задачу: Длина большого муравьеда 1 м, муравьеда тамандуа – на 50 см меньше, чем большого, а карликового – на 30 см меньше, чем тамандуа. Какова длина тамандуа и карликового муравьеда?

Задача.

Большой – 1 м
Тамандуа – ?, на 50 см меньше, чем большой
Карликовый – ?, на 30 см меньше, чем тамандуа

  • 1 м = 100 см
    100 – 50 = 50 (см) – длина тамандуа
  • 50 – 30= 20 (см) – длина карликового

Ответ: 50 см длина тамандуа, 30 см длина карликового муравьеда.

- В одинаковых ли единицах выражена длина?

- Переведите 1 м в см.

8. Подведение итогов урока.

Итак, наше путешествие по зоопарку подходит к концу.

  • О каких животных говорили на уроке?
  • Что нового и интересного мы узнали о животных?
  • Как назвать этих животных по способу питания? (травоядные и хищники)
  • Как назвать этих животных по месту проживания и отношению к человеку? (дикие)

Оформление доски см. в приложении.