Школьный тест умственного развития для проверки уровня сформированности определенных понятий по физике и математике в 7—9-х классах и совершаемых с ними логических действий

Разделы: Общепедагогические технологии


В последнее время начал формироваться новый акцент в понимании предмета и целей образования: важнейшей целью процесса обучения становится развитие личности учащихся. Для развития личности учащегося необходимо, чтобы сам ученик из объекта учебно-воспитательного процесса превратился в субъект, проявляющий свою самостоятельность и активно взаимодействующий с учителем.

Развитие личности учащегося, прежде всего предполагает  развитие его мышления.

Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Развитие мышления учащегося – одна из центральных задач школьного образования. Решая эту задачу,  мы на конкретном учебном материале физики, математики развиваем умения и навыки мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, абстрагирование, конкретизация.

Составленный школьный тест умственного развития исследует уровень сформированности определенных понятий физики и математики и совершаемых с ними некоторых логических действий.

Школьный тест умственного развития построен на таком содержании, которое подлежит обязательному усвоению, содержание теста определяется общественными требованиями (социально-психологическими нормативами) к умственному развитию школьника.

Тест состоит из 6 субтестов, каждый из которых содержит 5 заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьника. По выполнению заданий этих субтестов можно судить, насколько адекватно использует школьник в своей пассивной и активной речи некоторые термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии. Аналогии проводятся по следующим направлениям: выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста, выявление самого легкого и наиболее трудного типов логических связей.

Четвертый субтест – логическая классификация позволяет выявлять тип заданий с конкретными и абстрактными понятиями.

Логическое обобщение – пятый субтест проводится для определения характера типичных обобщений – по конкретному, видовому или категориальному признакам.

Шестой субтест – выявление закономерностей позволяет найти правила построения числового или логического ряда.

Задания составляются таким образом, чтобы ученик справился с ними, что позволяет каждому ученику совершенствовать и развивать свои индивидуальные способности.

Данные тесты умственного развития проводятся на уроке в форме индивидуальной работы в течение 40 минут в начале каждого учебного года: математика 6 – 10 классы, физика 8 – 10 классы.

Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.

Количественная обработка по тесту выводится путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Имеется специально разработанная схема представления количественных результатов школьного теста умственного развития. Но главное значение имеет качественный анализ результатов, поскольку с его помощью дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий. Особое внимание обращается на то, какой содержательный состав заданий является предпочтительным для ученика, какие логически операции наиболее или наименее усвоены, каков характер типичных ошибок при выполнении разных заданий.
Результаты теста могут быть представлены в графической форме.

Достоинством теста являются возможности, которые он представляют для создания реальной программы коррекции умственного развития учащегося, так как ее основой является четкое представление о недостатках вербального развития ребенка, соотнесенное социально психологическими нормативами. Зная исходный уровень умственного развития и норматив, к которому это развитие направлено по любому из его параметров, можно добиться их совпадения, наметив конкретные пути работы с учащимися психолога и учителей.

Отметим еще достоинство школьного теста умственного развития:

  • ученик работает на своем уровне усвоения знаний, в зоне своего ближайшего развития;
  • рост познавательной активности;
  • рост мотивации ученика, интерес к предмету;
  • стремление ученика перейти на более высокий уровень развития, - дает возможность рационально распределять время;

Учителю предписывается осуществлять следующие ведущие действия:

  • организацию самостоятельной работы учащихся;
  • мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся.

Возможность тестирования учащихся на компьютере, так как составление данной программы не вызывает большого труда у учителей в современной школе.

При желании учителя физики и математики могут видоизменять вид по своему усмотрению или продолжить его разработку для учащихся 11-х классов.

Данные тесты рекомендуются учителям школ города для формирования ключевых предметных компетентностей по физике и математике в 5-9 классах.

Количественная обработка результатов тестирования

Индивидуальные показатели по каждому набору заданий – балл по тесту и субтесту – выводится путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте N3 правильно решил 3 задания, то его балл по этому субтесту равен 3. Неправильные ответы оцениваются 0.

Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.

По замыслу полный состав заданий теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процент выполненных заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого.

Если предполагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического.

Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% выполнение каждого субтеста, испытуемые подразделяются по результатам на тестирования 5 подгрупп:

  • Наиболее успешные – 10% всех испытуемых;
  • Близкие к успешным – 20% всех испытуемых;
  • Средние по успешности – 40% всех испытуемых;
  • Наименее успешные – 10% всех испытуемых.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера групп, по оси ординат – процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отображающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу.

Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУР как учащимися одного класса, так и разных классов.

При анализе результатов отдельного учащегося глобальные оценки умственного развития типа «лучше», «хуже», «выше», «ниже», - основанные на подсчете баллов, полученных им при выполнении теста, и сравнении с группой (или нормой) мало что дают для понимания своеобразия умственного развития. Однако в качестве первого шага для получения самого общего впечатления об ученике можно порекомендовать подсчитать его общий балл.
Ясно, что общий балл по тесту может объединять неодинаковые вклады каждого субтеста. Поэтому следующий этап анализа – выяснение баллов, полученных учащимися по каждому субтесту.

Приложение 1.

Качественная обработка результатов тестирования

Групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам физики и математики. Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом.

Качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т. е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее или наименее успешных внутри групп.

Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствую расширению кругозора, формированию миропонимания. По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития.

Анализ качественной стороны субтеста 3 «Аналогии» приводится по следующим направлениям:

а) выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста (естественнонаучной, физико-тематической);
б) выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических связей из следующих, заложенных в тесте: вид – род; часть – целое; причина – следствие; порядок следования; противоположность; функциональные отношения;
в) выявление типичных ошибок при установлении логических связей; характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8 классов часто стремятся подбирать к данному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или глубокие связи с заданным понятием; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.

Если имеются две или более групп учащихся, то по каждому из названных показателей, возможно, их сравнение.

Приложение 2.

Приложение 3.