Урок по изобразительному искусству с элементами интеграции (музыка + литература) "Образ солдата в искусстве" (7-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 7


Цель урока

духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание учащихся при помощи интегрированного воздействия изобразительного искусства, музыки и литературы

Задачи урока

  • формировать понимание общественного назначения искусства как средства выражения правды о войне и ее месте в духовной летописи человечества
  • способствовать выработке эмоционального отклика на художественные произведения (музыки, литературы, изобразительного искусства), находить образные слова и выражения в рассказах о них
  • содействовать овладению умением передавать задуманный образ (образ солдата) средствами различных видов искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства)

Музыкальный ряд

  • песня “Священная война” А. Александрова – В. Лебедева-Кумача
  • песня “Баллада о солдате” В. Соловьева-Седого – М. Матусовского
  • песня “Солдат” музыкальной группы “Любэ”

Литературный ряд

  • А. Т. Твардовский, поэма “Василий Теркин” - отрывок

Изобразительный ряд

  • плакаты о войне И. Тоидзе, Кукрыниксы
  • фотография монумента Е. Вучетича в Трептов-Парке (Германия) “Воин-освободитель”
  • выставка работ учащихся о Великой Отечественной войне

Ход урока

Учитель изобразительного искусства:

Война.

Смерть и кровь.

Жестокость и страдание.

Черное от пожаров небо.

Перепаханная взрывами земля.

Горячий исковерканный металл.

А рядом – искусство с его вечным стремлением к правде.

Как совместить две полярные стихии?

Ребята, Указом Президента Российской Федерации 16 февраля 2008 г. г. Воронежу было присвоено почетное звание “Город воинской славы”.

Воронежцы заплатили за свободу и независимость Родины высокую цену: 212 дней и ночей наш город сдерживал натиск фашистских захватчиков, сковал 30 вражеских дивизий, ослабляя натиск немцев на Ростов и Сталинград. Область отдала фронту более полумиллиона лучших своих сыновей и дочерей. 330 тысяч из них, две трети тех, кто ушел на фронт, не вернулись с полей сражений.

На сегодняшнем уроке мы увидим, услышим, прочувствуем образ солдата в искусстве.

Музыка “Священная война” - 1-2 куплеты.

Уже в первый день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихи “Вставай, страна огромная”, а 24 июня с набатной силой прозвучала песня на Белорусском вокзале в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски.

…Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума. И вот - первые такты музыки. Весь вокзал словно замер. Вдруг!!! Встает один, другой, все! После исполнения – тишина … и шквал аплодисментов. Требовали: Еще! Еще! Еще!

Почему несколько раз исполнили?

(перебарывали страх, воодушевляли слова)

В те же первые дни, когда звучала песня “Священная война”, из печати выходят плакаты художников Кукрыниксов и Тоидзе “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”, “Родина-мать зовет!”.

Посмотрите на эти плакаты. К какому виду искусства они относятся?

(графика)

К чему призывают эти плакаты?

(к действию, к защите Родины)

Почему художники выпустили плакаты, а не писали маслом эпические картины о войне?

(нужно было быстро реагировать на меняющуюся ситуацию на войне, быстро мобилизовать людей на борьбу)

Плакаты содержат лаконичные, яркие образы, говорящие об опасности, призывающие к немедленному действию, находящие прямой доступ к сердцам.

“Я помню, - писал маршал Советского Союза Баграмян, - что именно в этот момент многие граждане и воины осознали великую ответственность за свою Родину”.

Давайте выберем двух человек из класса, которые в течение урока нарисуют плакат на тему “Никто не забыт и ничто не забыто!”.

Учитель музыки:

“Баллада о солдате” написана Василием Соловьевым-Седым на слова Михаила Матусовского. Это рассказ о подвигах смелых солдат.

Что такое баллада?

(песня повествовательного характера о драматических событиях)

Какие средства музыкальной выразительности надо соблюдать при исполнении этого произведения, чтобы оно было правдивым:

1) характер;

2) образ;

3) интонацию;

4) темп;

5) динамику?

Давайте передадим наше отношение к этому подвигу и его героям: мужественным, простым людям, верившим в правоту своего дела.

(концертное исполнение песни)

Учитель литературы:

Ребята, о Великой Отечественной войне написано много произведений. Но есть в нашей литературе солдат, чье имя известно, наверное, каждому школьнику и взрослому. Он стал поистине народным героем, хотя был придуман поэтом Александром Трифоновичем Твардовским. Его изображение мы видим на представленных здесь иллюстрациях. Я думаю, вы без труда назовете его…

Да, это Василий Теркин, герой поэмы А. Т. Твардовского. Он простой солдат. На войне ему довелось и в разведке побывать, и переправу обеспечивать. Был он и ранен, и награду получал.

Но война – это не только сражения, боль и смерть. На фронте люди научились особенно ценить то, что в силу привычки теряло цену в мирные дни, что казалось обыденным: майский дождь в сумерках, дрожащий отблеск фонарей в лужах, смех ребенка. Солдат на войне остался человеком. Так и Василий Теркин. Он мог и пошутить, и товарищей подбодрить, и яичницу подарить, и часы починить.

Перед нами репродукция картины “На привале”. Давайте попытаемся ее оживить и озвучить, конечно же, с помощью прекрасных стихов Твардовского. Представим, что в центре картины – Василий Теркин. У кого-то из бойцов оказалась гармонь, а играть он не умел. Но Теркин-то – отличный гармонист.

(выразительное чтение ученикам отрывка из главы “Гармонь”)

Скажите, пожалуйста, ребята, каким вы представляете Теркина?

(ответы учеников)

Пользуясь передышкой, Теркин помогает бойцам на короткое время забыть о войне, вспомнить мирную жизнь, отдохнуть.

Учитель изобразительного искусства:

Люди военной поры…

Каждый вносил личную лепту в разгром врага, исполняя свой долг на боевом посту. И каждый пост был незаменимо важен. Понимание этого формировало облик и поведение рядового труженика войны. И прежде всего – солдата Отечественной, который вынес на себе нечеловеческое напряжение фронтовой жизни, сражаясь с врагом лицом к лицу, не раз смотрел в глаза смерти, был героем и принес победу.

Одним из таких героев был Николай Иванович Массалов.

Из воспоминаний Николая Ивановича.

Утром 29 апреля 1945 года в Берлине мы готовились к штурму. Было тихо, как перед бурей. И вдруг в этой тишине послышался детский плач. Словно из-под земли звучал голос ребенка, звавшего мать. Его надо спасти, подумал я. Площадь простреливалась. Под пулеметами я все-таки добрался туда, где слышался плач. Лежит красивая белокурая женщина. Рядом – узелок с одеждой. Немцы стреляли ей в спину. Никого не хотели выпускать из обреченного логова. Даже своих. К убитой матери припала девочка лет трех. Только и запомнилось, что белое платьице в горошек. И все не могла уняться от плача: “мутти, мутти…- мама-мамочка”. Только взял на руки – смолкла. Я с ребенком – закричал. Прикройте меня огнем.

Мощно заговорили пушки. Начался артобстрел. И казалось, весь фронт салютует подвигу русского солдата.

Ребята, посмотрите на эту фотографию   (http://www.museum.ru/alb/image.asp?32714). Что вы видите?

(образ солдата с мечом и девочкой на руках…)

Какой это вид искусства?

(скульптура)

Станковая или монументальная скульптура?

(монументальная скульптура)

Эту монументальную композицию создал известный скульптор Евгений Вучетич. На высоком постаменте советский солдат сжимает в одной руке карающий меч, а другой бережно подхватил маленькую немецкую девочку. Этот образ воина-освободителя с ребенком на руках стал символом великого подвига советских воинов и находится в Трептов-Парке в городе Берлине. И прототипом этого образа солдата стал Николай Иванович Массалов. Посмотрите на его фотографию на экране. На пожелтевшем газетном снимке вы видите его уже ветераном войны, пожилым человеком с девочкой на руках. И по сей день о подвигах таких героев нам напоминает вечный огонь.

Наш урок был посвящен образу советского солдата в искусстве и является продолжением встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсов стихов и рисунков, сочинений.

В конце урока плакат “Никто не забыт и ничто не забыто!” завершен. Ученики выносят мольберт с плакатом, зажигают свечу и произносят слова:

  1. Война не забыта еще и не должна быть забыта, чтобы больше не повториться;
  2. Та война была для нашего народа подлинно справедливой, героической, подлинной победой над страшным злом – фашизмом.