Интегрированный урок (музыка + трудовое обучение + изобразительное искусство) по теме "Мы встречаем Новый год"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с новой геометрической фигурой- конусом и с новой песней, ее мелодией и стихотворным текстом.
  2. Учить выполнять разметку деталей по шаблонам.
  3. Закреплять навыки работы с бумагой, клеем, ножницами и навыки работы над орнаментом.
  4. Развивать внимание, глазомер, память, мышление.
  5. Воспитывать аккуратность, усидчивость, старание, художественно-эстетический вкус, мотивацию к учению.

Оборудование: бархатная бумага, клей, ножницы, шаблоны, карандаши, кисточка, памятки работы с ножницами и клеем, таблицы, грамзапись музыки  П.И. Чайковского  «Времена года», образец изделия.

Ход урока

1. Оргмомент.

Игра «Доскажи словечко».

Каждый в доме его ждет –
Это праздник … (Новый год).

Снег идет, снег идет,
Скоро праздник  …(Новый год).

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель по трудовому обучению.

Что такое Новый год?
Это праздника приход,
Это смех друзей веселых,
Это пляски возле елок
Вот что значит Новый год!

Тема урока: «Мы встречаем новый год!»

– Сегодня мы познакомимся с новой геометрической фигурой-конусом, научимся его склеивать. Будем учиться выполнять разметку деталей по шаблону.

Учитель музыки.

Что такое Новый год?
Новый год – мороз и лед
И в танцующих снежинках
Незаметные пружинки.
Вот что значит Новый год!

– Сегодня мы познакомимся с новой песней, ее мелодией, будем учить стихотворный текст.

Учитель ИЗО.

Что такое Новый год?
Это дружный хоровод,
Это дудочки и скрипки,
Шутки, песни и улыбки,
Вот что значит Новый год!

– Отработаем навыки работы кисточкой методом прикладывания и тычка, закрепим навыки работы над орнаментом.

3. Изучение нового материала.

Учитель музыки.

– Почему мы все так любим и ждем праздник Нового года? (Он самый яркий, красивый, сказочный, волшебный).

– Какие новогодние песни вы знаете?

– А сегодня мы познакомимся с песней «Елочка», музыка П. Абрамова. (Дети слушают песню в исполнении учителя).

– Но прежде, чем приступить к разучиванию песни, что надо сделать?

– Распеться.

– Этот праздник непростой, он похож на сказку, и мы можем встретить сказочных героев. Да вы и сами в них превратились. Сейчас мы с вами представим сказочный лес. В лесу стоит избушка на курьих ножках. Там живет Баба Яга. Она тоже собирается на праздник. Баба Яга открывает свою скрипучую дверь.

Упражнение по методике В.В.Емельянова для развития голоса.

Дети изображают скрип.

Описание упражнения: дети опускают подбородок как можно ниже, поглаживая руками щеки; выкладывают язык на нижнюю губу, освобождая гортань, и, не напрягая связки, издают скрипучий звук, тем самым делая легкий массаж связок.

– Сказка продолжается, двери открылись, а в лесу поднялся ветер. Давайте передадим звуком «У», как шумит ветер.

Описание упражнения: дети с низкого регистра глиссандо переводят звук в верхний регистр и наоборот.

Дети знакомятся с мелодией 1 куплета и припева:

Куплет:

К нам пришла, пришла
Из леса синева.
В рукавичках белых,
В белом инее.

Припев:

Елочка, елочка,
Ты наш зимний друг,
Сказочным, сказочным
Стало все вокруг.

Физкультминутка. Игра Елочка

У ребяток наших

 

(Дети присели на корточки,

Елочка большая.

 

Постепенно поднимаются,

 

 

Тянутся руками вверх).

Огоньки на елке

 

(Кружатся на месте с поднятыми руками,

Весело сверкают.

 

поворачивая ладони в одну и в другую сторону).

Учитель по трудовому обучению.

– Без кого не может состояться праздник Нового года?

– Без Деда Мороза и Снегурочки.

– Посмотрите на образец изделия. Мы начнем изготавливать снегурочку, научимся склеивать конус.

– Какие нужны материалы для изготовления игрушек? (Бумага, клей).

– Какие нужны инструменты? ( ножницы, карандаши, кисточка).

– Повторим правила работы с ножницами и клеем.

– Из каких геометрических фигур состоит эта игрушка?

– Конус. Внизу – шире, вверху – сходится. Туловище – большой конус, руки – маленькие конусы.

– Сначала туловище игрушки, так как это основная деталь. Давайте составим план работы.

План работы.

  1. Разметить по шаблону бумагу для туловища.
  2. Вырезать деталь для туловища.
  3. Склеить контур, закрепить внизу скрепкой.

Самостоятельная практическая работа.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Класс делится (условно) на 3 группы и индивидуально каждому ученику оказывают помощь при изготовлении детали конуса учителя. По окончании проводится физкультминутка.

Учитель ИЗО.

– Итак, ребята, вы склеили туловище Снегурочки. И мы с вами должны его расписать.

Издавна люди учились украшать дом, посуду, одежду. Эти украшения отличались большим разнообразием: вышивка, ткачество, нашивка из лент, кружев, бисера, бус и других материалов.

– Посмотрите на шубку нашей снегурочки. Как украшена шубка?

– Орнаментом.

– В переводе с латинского означает украшение. Орнамент имеет несколько разновидностей. Основные три:

  1. Орнаментальные ленты, (таблица 1 – узор в полосе).
  2. Розета, (таблица 2 – узор в круге).
  3. Сетчатый орнамент, (закрывает всю поверхность – таблица три).

– Орнаменты подразделяются на геометрический и растительный.

Геометрический узор – узор, состоящий из треугольников, квадратов, прямоугольников, окружностей, полосок, точек.

Растительный узор – узор, состоящий из цветов, листьев и т.д.

Игра «Угадай, какой узор».

(Используются фотографии и рисунки с использованием орнамента).

– А сейчас методом прикладывания и тычка составим узор на шубку снегурочки. (показ на доске, как работать кисточкой).

Самостоятельная практическая работа.

Индивидуальная работа учителей (музыки, труда, ИЗО) с учащимися. Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Новогодний вальс».

4. Анализ работ учащихся.

Проводится оценка работ учащихся, сравнение работ и показ лучших.

– Посмотрите внимательно на эти работы. Сравните их.

– Какая из них вам больше понравилась? Почему?

– Что недостаточно хорошо выполнено в других работах.

5. Итог урока.

Учитель музыки: Что мы начали разучивать при подготовке к Новогоднему празднику и какие навыки закрепили. (Начали разучивать новогоднюю песню «Елочка» и закрепили навыки распевки).

Учитель по трудовому обучению: С какой геометрической фигурой познакомились и какие навыки закрепили? (Познакомились с конусом и закрепили навыки разметки бумаги по шаблону).

Учитель ИЗО:

– Каким методом  составляли узор на шубку снегурочки? (Методом прикладывания и тычка).

– А что закрепили? (Знания по составлению орнаментов).

Уборка рабочих мест.

Музыкальное прощание, дети под музыку уходят с урока.

На последующих двух уроках дети продолжают начатую работу: разучивают песню «Елочка»; конструируют и украшают игрушку.