"А.Погорельский: писатель, психолог и воспитатель" (урок по литературе в 5-м классе по произведению А.Погорельского "Чёрная курица или подземные жители")

Разделы: Литература


Цель:

  1. Познакомить с психологическим мастерством А. Погорельского в изображении детского характера.
  2. Развитие умения работать с деталью, умения анализировать текст, умения вступать в диалог по прочитанному произведению, умения сравнивать, развитие речи.
  3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

План:

  1. Повторение изученного (3 мин.).
  2. Подход к новой теме (5 мин.).
  3. Изучение новой темы (анализ отрывков текста) (20 мин.).
  4. Выводы по уроку (формулировка темы урока) (10 мин.).
  5. Домашнее задание (2 мин.).

Оборудование:

  1. Бумага для рисования.
  2. Весы и шашки.
  3. Карточки, на которых написаны положительные и отрицательные качества главного героя.
  4. Магнитная доска, магниты.

Ход урока

СУ Здравствуйте, мы с вами уже начали говорить о произведении Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители». Вспомним, о чем мы узнали на предыдущем уроке.
ПОУ
Это литературная сказка, написал ее Антоний Погорельский (А.А. Перовский) для своего племянника Алеши Толстого.
ВУ Чем отличается литературная сказка от народной?
ПОУ Дети говорят об отличиях литературной сказки от народной.
ЗУ Перед вами лежат маленькие листочки бумаги. Нарисуйте на них маленького человечка – себя. А теперь нарисуйте этому человечку хвостик.
(Дети рисуют на маленьких листочках бумаги, которые были розданы им до урока.)
СУ Те, у кого хвостик получился прямым, имеют характер нерешительный, неуверенный, но ровный. У кого хвостик с петелькой, те занудливы, пессимистичны и однообразны. У кого хвостик в виде точки, у тех характер замкнутый и отстраненный. Кто нарисовал хвостик-зигзаг, тот резок и активен. У кого хвостик, как у зайчика, тот общительный, добрый и ласковый. А у кого хвост некрасивый, непонятный, тот непостоянный, нервный и неуравновешенный человек.
ВК Как вы думаете, зачем мы провели этот тест?
ПОУ Вы хотели узнать о нашем характере.
ВК
А как называется человек, который изучает настроение, характер, поведение и другие особенности человека?
ПОУ Психолог.
СУ
Совершенно верно, этот человек – психолог, а наука, которой он занимается – психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека. Еще в Древней Греции, где зародилась эта наука, основной темой психологии была проблема души.
ВК А, интересно, может ли писатель быть психологом?
ПОУ Наверное, может.
ЗК
Давайте проанализируем сказу. Это поможет нам дать точный ответ на поставленный вопрос.
Перед вами лежат отрывки из текста, найдите, пожалуйста, те из них, в которых описывается характер Алеши до получения конопляного зернышка.
ПОУ Ребята ищут отрывок, в котором говорится об уме и миловидности героя.
ВК Выделите основные качества мальчика.
ПОУ Автор показывает нам ум и миловидность Алеши.
(Учитель крепит к магнитной доске карточки с теми качествами, которые называют учащиеся, к концу анализа на доске появятся две колонки с противоположными качествами Алеши.)
ВК Все ли это качества мальчика?
ПОУ Находят отрывок о доброте и скромности.
ВК На какие качества здесь указывает автор?
ПОУ Доброта, скромность.
ВК Что еще вы можете сказать об Алеше до получения зернышка?
ПОУ Находят отрывок, в котором говорится о том, что Алеша много читал.
ВК Ну а из этого отрывка, что можно узнать о мальчике?
ПОУ
Алеша одинок, чтобы не чувствовать себя одиноким, он много читает, а значит его можно назвать любознательным.
ВК Назовите любимые занятия мальчика.
ПОУ Говорят о том, что мальчик любил мечтать и кормить курочек.
ВК Ну а из этих характеристик, что мы узнаем об Алеше?
ПОУК
Автор отмечает мечтательность мальчика, показывает его любовь к окружающим.
ВК
Как ведет себя Алеша, когда король говорит ему о том, что Алеша спас его министра.
ПОУ Находят отрывок, в котором говорится о том, что Алеша любит правду.
ВК Какое хорошее качество присуще мальчику еще?
ПОУ Правдолюбие.
ВК А теперь перечислите все положительные качества главного героя сказки?
ПОУ
Ум, миловидность, доброта, скромность, любознательность, мечтательность, любовь к окружающим, правдолюбие.
СУ Действительно, ребята, все, что вы назвали – и есть те качества, которыми обладал Алеша до получения конопляного зернышка. Но что же произошло, что так резко изменило мальчика?
ПОУ Говорят о том, что мальчик спас курицу и получил конопляное зернышко.
СУ Верно, но тогда давайте разберемся, какие новые качества приобрел мальчик вместе с конопляным зернышком? Снова из предложенных вам отрывков текста выберите те, в которых показан новый характер мальчика?
ПОУ Рассказывают о том, что он стыдится пока еще принимать похвалу.
ВК Да, это Алеша после получения зернышка, но разве в нем что-то изменилось?
ПОУ
Пока нет, но, тем не менее, он воспользовался зернышком, а значит, не заслуженно получил похвалу, обманув учителя.
СУ Хорошо, давайте посмотрим, что происходит дальше.
ПОУ
«Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он того вовсе не заслуживал».
ВК
Но и тут не происходит ничего страшного, ведь Алеше стыдно принимать похвалу, он понимает, что не заслуживает их.
ПОУ Говорят, что мальчику стыдно, но он все равно использует зернышко.
СУ Верно, а это значит, что в нем начинает появляться какое желание?
ПОУ Желание обмануть.
СУ Посмотрим, что происходит дальше.
ПОУ Находят отрывок, в котором описывается, как нрав мальчика изменился.
ВК
ПОУ
Как теперь мальчик относится к похвалам?
ПОУ Они ему нравятся, значит, он теперь принимает, не краснея, незаслуженные награды и гордится ими, важничает перед другими, много о себе думает, и считает, что он лучше других. Нрав его совсем испортился, он стал непослушным и гордым.
ВК Какие же новые черты появились в характере мальчика?
ПОУ Гордость, надменность, непослушание, нескромность.
ВК Неужели такой хороший мальчик ни разу не предпринял попытки к исправлению?
ПОУ
Находят отрывок о то, что иногда мальчик хотел исправиться, но его самолюбие ему мешало, и вместо этого он шалил.
ВК О чем говорит в этом отрывке автор?
ПОУ У мальчика проявляется чрезмерное самолюбие и праздность.
ВК
А теперь скажите мне, почему подземным жителям приходится покидать свое подземелье?
ПОУ
Потому что Алеша нарушил слово, данное Чернушке. Он рассказал всем об этом народе, и им пришлось уйти.
ВК Можно ли нарушение обещания назвать плохим поступком?
ПОУ Да, можно.
СУ А теперь посмотрите на таблицу, которая получилась у нас. Давайте положим на одну чашу весов положительные качества, а на другую – отрицательные. (На весы, заранее принесенные в класс, выкладываются шашки белого (положительные качества) и черного (отрицательные качества) цветов.)
Хорошее Плохое
  • Ум
  • Миловидность
  • Доброта
  • Скромность
  • Любознательность
  • Любовь к окружающим
  • Правдолюбие
  • Желание обмануть
  • Гордость
  • Надменность
  • Непослушание
  • Нескромность
  • Самолюбие
  • Праздность
  • Нарушение обещания
ВК Что вы видите?
ПОУ Чаша с отрицательными качествами перевесила, и весы перестали работать.
СУ Но ведь такой процесс происходил и в душе мальчика. Как показывает нам сбой работы внутренних весов Алеши Погорельский?
ПОУ Мальчик заболел.
СУ Погорельский тонко чувствует психологию подростка и мастерски описывает все переживания, всю борьбу, идущую в душе ребенка. И вместе с тем, он ни на минуту не сомневается в том, что мальчик исправится, он верит в него, постоянно говоря о том, что внутренний голос мальчика, голос совести, постоянно борется с происходящим. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда». Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда, при своей учености, будешь самое несчастное дитя!»
ВК
Кто еще, кроме голоса совести пытается наставить мальчика на путь истинный? Как призывают его к исправлению?
ПОУ
Чернушка. Именно Чернушка говорит о скромности, о неблагодарности, о том, что очень трудно избавляться от пороков.
СУ Совершенно верно, рупором авторских идей в произведении является курица Чернушка (петух) – символ рассвета, пробуждения, бдительности, призыва к пробуждению и бою.
ВК А еще на стороне автора выступает учитель. Какие слова произносит он?
ПОУ «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований.., тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли…»
СУ Верно, с ними солидарен и автор: «Увы! Бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность»
ВК
Прислушивается ли к голосу совести, к словам Чернушки, к словам учителя мальчик?
ПОУ Нет, не прислушивается.
ВК И что же происходит?
ПОУ Подземные жители покидают свое место, а Алеша заболевает.
ВК Изменился ли мальчик после болезни?
ПОУ Говорят о том, что мальчик выздоравливает духовно и физически.
ВК Можно ли назвать Антония Погорельского писателем-психологом, почему?
ПОУ Можно. Потому что в своем произведении он исследует душевные переживания мальчика, показывает, как из-за одного необдуманного поступка может измениться характер человека.
СУ Автор мастерски тонко показывает нам, как психологическое состояние человека отражается на физическом здоровье. Не зря, исцелившись духовно, мальчик выздоравливает и физически.
ВК Давайте вспомним, для кого была написана эта сказка?
ПОУ Сказка написана для племянника Погорельского, Алеши, воспитанием которого он занимался, и который стал впоследствии известным писателем Алексеем Константиновичем Толстым.
СУ Совершенно верно, а значит, она носит воспитательный характер. Какие же слова автор доверяет сказать Чернушке, которые содержат вывод по всему нашему уроку?
ПОУ «Не полагай..., что так легко избавиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою…»
ВК Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете эти слова?
ПОУ Пороки – это недостатки человека, его плохие качества, от них нужно избавляться, но делать это не так легко, как кажется на первый взгляд.
ВК А вы задумывались когда-нибудь над тем, каков ваш характер, хорошо ли вы себя ведете в отношениях с окружающим? Может быть, и некоторым из вас нужно подумать над своим поведением?
(Ответы могут быть разными, но дети, так или иначе, подумают о собственном поведении.)
ВК А теперь скажите, как бы вы назвали тему нашего урока?
(Дети формулируют тему, учитель записывает на доске.)
ЗК Переверните те листочки, на которых вы рисовали человечков, и поставьте оценку тем трем ученикам, которые, по вашему мнению, заработали ее на сегодняшнем уроке. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.
Составьте кроссворд по произведению. А желающие получить вторую пятерку, пожалуйста, нарисуйте Алешу до и после получения конопляного зернышка.

Условные сокращения

СУ – слово учителя.
ПОУ – примерные ответы учеников.
ВК – вопрос классу.
ЗК – задание классу.