Урок окружающего мира в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с особенностями строения и функционирования деревьев, как главными производителями экосистемы леса.
  2. Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира и себя как части этого мира. На основе разнообразного учебного материала учить анализировать, обобщать и сравнивать.
  3. Воспитывать понимание важности бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: карточки со словами; магнитофонная запись с диалогом Лены и Миши, песня “Бу-ра-ти-но”; таблица “Лес, кустарники, трава”, полено, карточки-определители, спилы, исследовательская карта, схема фотосинтеза, опыт, перфокарты и готовые ответы, “Дерево мудрости – дуб”.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Словарь урока

а) Беседа

- Наш урок я хотела бы начать вот с этого “Экос”-связь
- А как вы думаете, почему я начинаю с этого? (мы изучаем экосистемы)
- Так что такое экосистема? (жизнь растений и животных во взаимосвязи с окружающей средой) экосистема
- А какие экосистемы вам уже знакомы?

озеро болото луг

2. Актуализация знаний.

а) Беседа

- Что может произойти с озером, болотом, лугом с течением времени? Почему это происходит? (озеро заболачивается и превращается в болото)

озеро болото луг

(болото зарастает и превращается в луг)

озеро болото луг

б) Магнитофонная запись

- Сегодня на урок к нам пришли наши помощники Лена и Миша. Послушайте, о чём они беседуют. (Отрывок диалога из учебника)
- Так во что же может превратиться луг? (в лес)

озеро болото луг лес

- Да, в итоге образуется экосистема леса.

3. Постановка проблемы.

а) Работа по таблице

Вывешивается таблица “Деревья, кустарники, травы”

- Что растёт в лесу?

б) Работа по карточкам

- Выполните задания на карточках:

Узнай “этажи” леса и соедини их стрелками.

(Проверка. Если выполнено правильно поставить +)

- Какие растения преобладают в экосистеме леса? (деревья)
- Так о чём мы будем говорить на уроке? (ответы детей)
- Сравните, совпало ли ваше предположение с темой урока. (открывается тема урока)

Деревья – главные производители экосистемы леса.

- Кто такие производители? (Производители – снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом) производители
- Почему деревья называют главными производителями экосистемы леса? (ответы детей)
- Давайте попытаемся доказать почему они главные производители.

4. “Открытие” нового.

а) Работа по таблице

- Вернёмся к таблице.
- Какая отличительная особенность характерна для деревьев? (ответы детей)

Найдите схему строения дерева на стр.56 и выполните 2-е задание. Подпишите основные его части. Проверим, как выполнили задание.
(на доске, на схеме дерева ученик расставляет карточки-определители)

крона с листьями крона
ствол
корни

 - Поднимите руку кто выполнил так же. Поставьте себе +.
- А что такое крона? (ветви и листья)
- Какой процесс происходит в листьях на свету? (фотосинтез) фотосинтез
- Что такое фотосинтез? (процесс, при котором из углекислого газа, воды и минеральных веществ на свету образуются органические вещества)
(вывешивается схема фотосинтеза)

Фотосинтез

- Расскажите, используя схему, что происходит в листьях во время фотосинтеза.
- Откуда поступают в листья минеральные вещества и вода? (из почвы по корням, стволу, веткам)
- Что вырабатывается в листе? (органические вещества)
- А куда поступают органические вещества? (ко всем органам растения)
- Давайте доделаем задание №2. Прочитайте второе предложение. Выполните.

(синяя стрелка: корни впитывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами и по стволу подаётся к листьям,
красная стрелка: органические вещества идут на построение клеток самого растения, на его рост и развитие)

ОПЫТ

(Учитель показывает два стакана. В одном простая вода, в другом подкрашенная красными чернилами. В каждом стакане веточка комнатного растения “Огонёк”. Ученики анализируют увиденное и делают вывод.)

- Посмотрите, как выглядит настоящий ствол, точнее его часть. (Показ полена)

Папа Карло видел в нём полено, из которого сделал кого? (Буратино)

5. Физкультминутка.

(Под мелодию “Бу-ра-ти-но” выполняются ритмические упражнения)

6. Исследовательская работа.

- А это полено сегодня для нас станет объектом для изучения.
- Посмотрите, ствол имеет очень интересное строение, не такое простое, как кажется на первый взгляд. Что вы можете назвать? (кора, древесина) Стрелочками отмечено, где происходит движение минеральных и органических веществ.
- Почему дерево гибнет, когда его сильно ранят или обдирают кору? (ответы детей)
- Предлагаю вам исследовательскую работу. Посмотрите, что лежит у вас в конверте.
- Рассмотрите на схеме как устроен ствол внутри, а потом найдите эти части на спиле. Что нашли? Покажите.

ядро
сердцевинные лучи
камбий
древесина
флоэма
кора

Спил дерева:

Исследовательская карта:

- Попробуйте разломить. Каким свойством обладает древесина? (прочностью)
- А почему ствол у дерева такой прочный? (для удержания кроны и поднятия её над поверхностью земли)
- Как человек использует это свойство в своей хозяйственной деятельности?
- Камбий ежегодно утолщается и образует кольца, а по ним, что можно определить? (возраст дерева)
- Попробуйте подсчитать, сколько лет этому дереву.
- Обратите внимание на корни. Почему они такие мощные? (удерживают ствол в вертикальном положении)
- А сейчас давайте вернёмся к нашему вопросу: почему именно деревья – главные производители экосистемы леса?

7. Самостоятельная работа.

1-я группа

Пользуясь текстом учебника вставить пропущенные слова:

……………… производят органические вещества и снабжают ими все остальные части дерева.

Выбери правильное высказывание:

Минеральные вещества движутся:

а) снизу вверх
б) сверху вниз

Много ли солнечных лучей достаётся травянистым растениям леса?

а) да
б) нет

2-я группа

Пользуясь текстом учебника вставить пропущенные слова:

……………… пронизана тонкими сосудами, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх.

Выбери правильное высказывание:

Фотосинтез происходит:

а) в корнях
б) в листьях

Возраст дерева определяется:

а) по толщине коры
б) по годичным кольцам

3-я группа

Пользуясь текстом учебника вставить пропущенные слова:

Поранив ………………, легко нарушить движение соков.

Выбери правильное высказывание:

Главными производителями экосистемы леса являются:

а) травы
б) кустарники
в) деревья

Главное свойство стволов деревьев:

а) прочность
б) прозрачность

Проверка по готовым ответам

1-я группа: листья, а), б);
2-я группа: древесина,  б),  б);
3-я группа: кору, в), а).

(Проверка. Если выполнено правильно, поставить +)

8. Вывод

- Так почему же деревья главные производители леса?

Деревья, как и все растения – это уникальнейшие создания на земле, так как только они способны в своих зелёных листьях энергию солнца превратить в энергию органических веществ. А все остальные живые существа, в том числе и мы с вами используют эту энергию в переработанном виде. И об этом мы будем говорить на следующем уроке.

9. Оценки за урок

- Встаньте те, у кого сегодня были только +. За урок вы получаете “5”.

10. Д/з

- На стр. 58 задания. Сделайте те, которые вам больше всего понравятся.

11. Рефлексия

- А сейчас подведём итог нашей работы. (дуб – дерево мудрости, листья: зелёные – всё удалось, жёлтые – не всё удалось, красные – ничего не удалось)
- Выберите один из листочков и прикрепите его к дереву.

- Урок окончен. Спасибо за урок.