Школьная академия наук – одна из форм повышения творческих способностей учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Единственно возможной стратегией развития России, по словам Президента «является инновационное развитие страны, опирающееся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом».

Для осуществления этой стратегии, прежде всего, необходимо обеспечить вовлечение молодежи в исследовательскую деятельность за счет усиления степени интеграции образования и науки. [1]

Поэтому основной задачей, стоящей перед современной школой является создание максимально комфортных условий для развития личности учеников, способствующих реализации их интеллектуального и творческого потенциала.  Развитие информатизации общества предполагает также решать проблему обучения детей взаимодействию с окружающим миром во всем его многообразии. Для наиболее полного развития способностей ребенка и их реализации необходимо найти новые формы работы, определить приоритетные направления,  сделать творческим  процесс обучения.

Одной из таких форм работы является повышение эффективности обучения школьников посредством самостоятельно спланированной и интересующей их исследовательской деятельности, приобщение их к научному творчеству.

В течение ряда лет  в нашей школе работает Школьная академия наук самостоятельная «ШАНс» в структуру, которой входят кафедры: литературы, истории, биологии, географии, физики, химии, математики, искусства и технологии. В ШАНс входят ребята разных возрастных групп с разными индивидуальными и интеллектуальными возможностями. Их работа строится на самоуправлении.

<Приложение 1>

Для того чтобы стать действительным членом академии, кандидаты под руководством академика делают серию докладов на интересующую их тему, выполняют небольшую исследовательскую или поисковую работу, которая заслушивается на сессии. Затем выступают оппоненты, дается рецензия и общим голосованием проводится прием в академию.

Учащиеся, овладевшие умениями и навыками самостоятельной  исследовательской работы, могут быть избраны в академики.

Ежегодно у нас проходит 3 сессии академии и одна общешкольная конференция, где заслушиваются исследовательские и поисковые работы, доклады теоретического характера, решаются организационные и управленческие вопросы, избираются академики, вносятся изменения в устав, ритуалы и атрибуты. Сессии могут проходить музеях  г. Москвы, где тематические занятия проводят сами учащиеся. Некоторые из них проходят в виде деловых игр, круглых столов, практических конференций и заседаний клуба «Что? Где? Когда?».

Таким образом, ШАНс имеет игровую упаковку, а  серьезная игра во взрослых всегда нравится детям.

Главной педагогической целью нашей исследовательской деятельности является формирование ключевых компетенций учащихся, которые проявляются в виде различных умений и навыков: рефлексивных, поисковых, коммуникативных, презентационных, менеджерских, работы в сотрудничестве и оценочной самостоятельности.

Реализация цели осуществляется через выполнение следующих задач:

  • воспитание творческой личности учеников;
  • развитие устойчивого интереса учащихся к предметам;
  • повышение эффективности обучения и воспитания учащихся, уровня их знаний и умений;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
  • подготовка к профессиональному самоопределению и адаптации к жизни в обществе;
  • духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников.

Для решения поставленных перед нами задач был намечен перспективный план работы:

I. Практическая часть:

  1. Наглядная агитация:
    • стенды с работами ШАНс в кабинетах и вестибюле.
  2. Исcледовательская работа:
    • поисковая работа  в Салтыковском лесничестве;
    • исследовательская работа на базе кабинетов;
    • исследовательская работа  на базе библиотек и архивов;
    • работа по заданиям общественных организаций и институтов.

II. Теоретическая часть:

  1. Ознакомление с работой научно-исследовательских институтов, лаборато-рий, музеев, общественных организаций;
  2. Посещение музеев, зоопарка, ботанического сада, организация экскурсий;
  3. Посещение лекций в институтах, работа в их библиотеках.

Какими приёмами можно воспользоваться, обучая школьников научному творчеству?

Для развития у ребят навыков исследовательской работы необходимо, чтобы исследования и наблюдения были систематическими  и планомерными, цель работы – чётко  сформулирована и посильна для достижения. При этом надо обязательно учитывать общее развитие ученика, имеющийся у него запас знаний и умений.

Для выполнения исследовательской работы ребят делятся на микрогруппы. В каждую из них обязательно входит ученик старшего класса. Это, как правило, академик, владеющий всеми методами экспериментальной работы. Состав микрогруппы может меняться в зависимости от задач, поставленных перед ней. Исследовательской деятельностью учащиеся занимаются на уроках, но в большей степени во внеурочное время в рамках школьного компонента и дополнительного образования.

Роль учителя в этой работе учащихся является направляющей и корректирующей, так как исследовательская деятельность требует от него не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Он осуществляет контроль над ходом исследования, дает консультации, всячески поощряет инициативу учеников.

Именно поэтому учитель должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей, развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. [2]

В обучении методике учебных исследований можно выделить несколько этапов.

Первым из них является выбор темы исследования и формулирование его цели.

Главные критерии для выбора темы – это:

  • работа должна  соответствовать  интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям;
  • объекты исследования должны быть доступны для систематических наблюдений;
  • темы должны быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся  понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствова-ния практических умений и навыков.

Выбрав тему, ученику дается задание в письменном виде. Руководитель записывает цель исследования, сведения об источниках знаний, краткие указания к выполнению работы. Указания к заданиям мы стараемся составлять так, чтобы они не регламентировали полностью действия ученика, а лишь направляли его деятельность в нужную сторону, помогали определить последовательность операций, оставляли простор для творчества, позволяли исследователю открыть для себя новые знания, факты или явления. Одно и тоже задание по конечному результату можно использовать в работе с учащимися разного уровня подготовленности. Для этого разрабатываются и разные технологические карты. Одни из них

составляются в общем виде и рассчитаны на школьника, имеющего опыт исследовательской работы. Другие указание содержат более подробные и конкретные рекомендации. Они необходимы начинающим исследователям или учащимся, испытывающим какие-либо затруднения в ходе работы.

Следующий этап – сбор предварительных сведений об объекте исследования и методике работы с ним.

Используя доступную  литературу, учащийся ищет конкретные сведения об объекте изучения, выясняет, что уже известно по данному вопросу науке, знакомится с научной терминологией.

Для успешного выполнения исследования особое значение имеет разработка плана. Он включает в себя перечень работ, обеспечивающих логическую стройность и

последовательность хода исследования. При разработке плана мы определяем:

  • условия проведения исследования;
  • необходимые наблюдения;
  • приборы и материалы для каждого этапа работы;
  • последовательность выполняемых исследований;
  • наиболее рациональную форму записи информации;
  • форму отчётности (сообщения или презентация  на уроке, кружке, конференции).

Детальный план исследования записывается в рабочем дневнике.

После составления плана ученик подбирает необходимые для работы материалы и оборудование, проводит в запланированной последовательности наблюдения и измерения. Очень важно приучать школьников точно фиксировать результаты наблюдений. Народная мудрость гласит: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным». Основное требование к записям наблюдений – четкость и ясность в описании. Необходимо научить учащихся регистрировать факты только во время наблюдения, отмечать лишь то, в чем он убежден, не выдавать кажущееся за реальность. В тоже время наблюдатель  должен обязательно записывать все свои сомнения и предположения, искать их подтверждение или отрицание.

Основной задачей ученических исследований  является обучение школьников методам самостоятельного мышления. Необходимо учить ребят не только фиксировать и анализировать отдельные факты, но и находить связи между ними.

По мере накопления материала учащиеся отрабатывает его и осмысливают. На первом этапе обработки все цифровые данные сводят в таблицы. При этом многое незамеченное ранее  становится ясным. Дальше определяются средние значения показателей, вычисляют процентные отношения, строят графики и диаграммы. В некоторых случаях   составляют обобщенные таблицы.

В конце всего исследования  формируются выводы, которые пишут, сжато без подробных доказательств. Основные выводы приводятся в порядке от общих к более частным, от более значимых к менее значимым.

Заключительная стадия  исследования – литературное оформление работы. На  этом этапе учитель помогает ученику уточнить логику работы обнаружить в ней неясности, «белые пятна», определить способ ее изложения. В работе должно наблюдаться единство стиля изложения, обеспечена орфографическая и пунктуационная грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Изложение результатов работы содержит следующие разделы:

  • введение, в котором сообщаются актуальность, цели и задачи данного исследования;
  • литературный обзор;
  • материалы и методы исследования, где описываются объект, методы сбора материала, используемое оборудование, точное и подробное описание методики эксперимента;
  • результаты работы и их обсуждение, где материалы наблюдений тщательно анализируются и обрабатываются. Если часть сведений заимствованы из литературы, то делаются соответствующие ссылки с тем, чтобы можно было без труда разобрать, какие данные получены автором, а какие взяты из литературы. Желательно полученные результаты сравнить с ранее известными. По ходу изложения материала помещаются иллюстрации  в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, фотографий;
  • выводы и предложения;
  • список литературы, куда включают источники, цитируемые в тексте.

Одним из важных этапов осуществления исследования является презентация. Она завершает, подытоживает работу и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над исследованием. Презентация, как правило, составляется с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительные эмоции в оценке результатов, какими бы они ни оказались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке работы.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника исследования. При этом демонстрируются и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической деятельности и воплощения приобретенных знаний и умений.      

Для подростка возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самоопределения. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности и успешности. [3]

Оценка представленных на общешкольную конференцию работ производится по комплексному критерию – с учетом собственной исследовательской работы учащихся и ее презентации.

К числу критериев оценки проектно-исследовательской работы относятся:

  • практическая значимость;
  • объем и глубина проработанного материала;
  • уровень самостоятельности учащихся;
  • четкость и доступность выступления;
  • глубина и широта знаний по проблеме, продемонстрированная в ходе презентации;
  • дизайн, артистизм и умение заинтересовать аудиторию.

Для решения задачи интеллектуального и духовно-нравственного развития детей нами было решено привлечь к сотрудничеству родителей.

С целью выяснения отношения родительской общественности к новой форме сотрудничества был проведен социологический опрос. Анкетирование показало, что 74% родителей готовы оказать собственным детям необходимую помощь при выполнении исследований, а 10% выступили с конкретными предложениями и пожеланиями.

Суть семейного проектирования состоит в том, что родители выступают в роли педагога в той области знаний, где они наиболее компетентны. Являясь профессионалами, они могут дать квалифицированную консультацию, организовать практическую деятельность детей на конкретном участке работы, которая представляет социальную или практическую ценность для общества.

В такой работе прослеживалась личная заинтересованность каждого участника. Учителя, ученики и родители вышли на новый уровень общения, которое помогло ребенку войти в мир взрослых правил и способов интеллектуальной и практической работы, в опыт взаимодействия взрослых при решении практических задач.          

Выполненные учащимися творческие работы докладываются на уроках, сессиях ШАНс, общешкольных конференциях либо оформляются в виде стендовых докладов.

Такое участие ребят в исследовательской работе помогает им шагать от открытого к неизвестному, изведать ни с чем  несравнимую радость познания, открытия, творческого труда, способствует их самосовершенствованию и дальнейшему самоопределению.

В школе проводился социологический опрос учащихся и учителей, который показал, что в исследовательской деятельности принимают участие 60% учителей и 28% учащихся. В своей работе 98% участников используют ИКТ для поиска информации и в подготовке презентаций, 22% детей любят принимать участие в исследовательской деятельности, 3% не испытывают удовольствия, а 36% никогда не принимали в ней участие.

Диагностика умений и навыков учащихся показала, что наблюдается повышение:

  • коммуникационных навыков на 12%;
  • рефлексивных – на 21%;
  • поисковых – на 10%;
  • менеджерских – на 18%.    

<Приложение 2>

 

Доля учебных предметов в исследовательской деятельности школы составляет:

  • технология 25%;
  • литература 20%;
  • биология 15%;
  • математика 10%;
  • география 5%;
  • химия 5%;
  • физика 5%;
  • история 5%;
  • МХК  5%;
  • иностранный язык 5%.

<Приложение 3>

 

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения исследовательских, поисковых и проектных методов  как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Ребята, принимавшие участие в работе ШАНс, научились:

  • самостоятельно выбирать тему исследовательской работы, составлять план и прово-дить несложный эксперимент;
  • работать с дополнительной литературой, отыскивая в ней самое необходимое;
  • правильно оформлять рефераты;
  • использовать свои исследования на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • принимать правильные решения;          
  • адаптироваться к жизни в обществе.

Результатом работы ШАНс является новая форма проведения экзаменов по предметам – защита рефератов.

Исследовательская деятельность учащихся способствовала повышению эффективности обучения, творческой активности и формированию ключевых компетенций учащихся, так как она:

  • личностно  ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса к работе по мере ее выполнения;
  • позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Эти ценные моменты, которые дает участие в исследовательской деятельности, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных, коммуникационных и творческих способностей школьников.

Таким образом, использование исследовательской и поисковой деятельности в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности XXI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация. [4]

 

Список литературы:

  1. Вестник образования России, – М.: ПРО-ПРЕСС, март,2008.
  2. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений, – М.: АРКТИ, 2003.
  3. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении»: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов, – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Сиденко А.С. «Проекты и исследования в развивающейся школе», – М.: АПКиППРО,2007.
  5. «Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования». Сборник статей под редакцией Пахомовой Н.Ю., – М.: МИОО,2005.