Летний школьный лагерь "Звездная школа" как форма подготовки учащихся к выбору будущей образовательной траектории (профиля)

Разделы: Внеклассная работа


Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. Каникулы в большей мере, чем учеба в школе, отвечают потребностям ребенка в свободе, свободном выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов.

Исходя из этого, лето – это время для развития творческого потенциала, совершенствования личностных взаимосвязей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождения в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов, развлечения, игры, разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья. Лето дает возможность востребовать самые разнообразные таланты детей. Этот период необходимо использовать, чтобы  создать условия, благоприятные для позитивной самореализации личности. [3]

Лето – это так же период, благоприятный для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами между детьми.

Актуальность программы «Звездная школа» состоит в том, что ее содержание включает направления деятельности, отвечающие современным требованиям и условиям образования. Это и оздоровление воспитанников, их трудовая деятельность, а так же организация досуга воспитанников. Почему именно понятие «школа» присутствует в названии лагеря? В переводе с русского языка на древнегреческий «досуг» – «схан, схода, или школа». Действительно, раньше школой считалось не учебное заведение, а свободные от обязанностей занятия. Эти занятия помогали человеку познать себя, найти свое «Я», обрести опыт. Дети, посещая «школу», получают специфические знания по выбранному профилю деятельности. [9]

Исходя из вышесказанного, «Звездная школа» – это программа, позволяющая ребенку познать и понять себя, «открыть свою звезду», укрепить физическое, психическое и социальное здоровье в летний период. А так же данная программа способствует активному творческому участию детей и взрослых в работе творческих мастерских, праздниках, тренингах, тестах, играх, что рождает образовательно-воспитательное пространство летнего школьного лагеря. [3] Модель программы летнего школьного лагеря «Звездная школа» представлена в схеме 1, в которой выделены направления, формы организации и виды деятельности учащихся.

Схема 1. См. приложение.

Исходя из вышесказанного, цель летнего школьного лагеря состоит в развитии у ребят предметных и ключевых компетентностей — ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и др., необходимых в любой профессиональной деятельности. Форма, в которую облекается жизнь подростка в лагере, отвечает его потребностям в общении со сверстниками и взрослыми, в увлекательном труде и деятельном насыщенном досуге, в ощущении своей успешности и значимости.

Содержание программы «Звездная школа» представляет широкий спектр направлений деятельности. Позволяет продемонстрировать, проявить каждому ребенку  свою индивидуальность, уникальность,  в различных делах на основе свободного выбора и интереса. [3]  Динамичная смена задач и форм деятельности учащихся, позволяет проявить творчество, самостоятельность. Предусмотрена кружковая деятельность и творческих мастерских, что способствует удовлетворению потребности в самоутверждении, профессиональному самоопределению учащихся. Работа творческих мастерских невозможна без системы дополнительного образования в летнем школьном лагере. Сила мастерских еще в том, что детей немного и есть возможность у педагога поработать с каждым индивидуально, проанализировать от занятия к занятию его рост, продвижение. [4] Организация деятельности мастерских дает школьникам возможность профильных проб, которым в рамках предпрофильной подготовки принадлежит особая роль и место. Именно проба дает возможность ребенку не просто получить информацию, а смоделировать тот или иной вид деятельности и определить собственный уровень готовности к освоению этой деятельности. [8] Поэтому наибольшую смысловую нагрузку психолого-педагогического характера несет вторая часть дня – «творческая». Она предполагает три составляющие, порядок которых может меняться, но сами составляющие неизменны. Первой составляющей является тестирование ребят, направленное на выявление их склонностей, способностей. Вторая составляющая – это занятость детей в творческих мастерских. Каждое занятие предполагает завершенность. Таким образом, ребенок в организационный период посещает несколько мастерских и выбирает себе наиболее понравившиеся, в которых он будет заниматься в течение смены. [3]

На базе летнего школьного лагеря организована работа следующих творческих мастерских, где школьнику дают возможность получить представление о той или иной сфере деятельности, в том числе осмыслить не только полученную информацию, но и свои непосредственные впечатления, полученные в результате профильной пробы:

  • мастерская  искусства вышивания «Волшебная  иголочка»;
  • мастерская «Юный дизайнер»;
  • мастерская  искусства макраме «Волшебные  узелки»;
  • мастерская театрального искусства «Мир-и-Я»;
  • мастерская дизайнерского искусства «Экодизайн»;
  • мастерская художественной обработки древесины «Умелые руки»;
  • мастерская вокального пения «Звонкие голоса»;
  • мастерская изобразительного искусства «Акварелька»;
  • мастерская моделирования одежды « Грация»;
  • мастерская флористики «Семицветик»;
  • мастерская юных корреспондентов «Портфель».

Успешная реализация программ творческих мастерских осуществляется при соблюдении пяти основных педагогических принципов:

  • «Дойти до каждого» – это основной принцип работы мастерской, на занятиях которой присутствует 10-15 человек.
  • «Работа на творческий процесс и конкретный результат» – это принцип, по которому из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами.  Руководители должны четко представлять, над, чем и ради чего они работают.
  • «Уважай личность ребенка». На занятиях  мастерских создается атмосфера бережного отношения к личности ребенка.
  • «Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, творческие мастерские доступны ребенку.
  • «У каждого свое дело, а вместе мы команда». Каждый ребенок в лагере занят своим делом в творческой мастерской, у каждого своя ответственность, но общий результат. [6]

На сегодняшний день существует множество диагностических методик, тестов, позволяющих школьнику определить свои склонности, интересы, профессиональные ориентации. На основе полученной информации, индивидуальной консультации с психологом, беседы с родителями и учителями осуществить осознанный профессиональный выбор. Однако в таких случаях не наступает момента осознания своего предназначения. Процесс осознания, озарения может произойти в процессе практической деятельности, когда учащийся, получив знания и навыки, самостоятельно применяет их на практике. [1]

Таким образом, результативность воспитательно-образовательного процесса в лагере определяется не тем, что делает учитель, а тем, что под его руководством и с его помощью делают учащиеся для самостоятельного выбора своей профессиональной будущности [4], [7]. При этом важным критерием является готовность осуществления осознанного выбора образовательной траектории. В таблице 1 представлены показатели, которые отражают степень проявления критерия результативности образовательного процесса предпрофильной подготовки учащихся в лагере.

Таблица 1.Критерии и показатели результативности  воспитательно-образовательного процесса в лагере

Критерии результативности

Показатели

Готовность осуществления осознанного выбора образовательной траектории

- аргументируемый выбор

- знает свои личностные особенности

- знает содержание и особенности будущей образовательной траектории (профиля)

Выбор образовательной траектории (профиля) является для школьника одной из первых серьезных жизненных задач, требующих максимально ответственного подхода. Успешное овладение той или иной профессией зависит в значительной степени от способностей человека, т. е. от устойчивых психологических и физических качеств личности, которые проявляются в определенной практической деятельности. Опираясь на теорию профориентации Френка Парсона, были выделены три показателя результативности воспитательно-образовательного процесса. Выявление склонностей, способностей учащихся к тому или иному виду труда для того, в дальнейшем разработать индивидуальную образовательную траектория для воспитания в себе  профессиональных качеств. Личное и профессиональное самоопределение учащихся осуществляется на основе психолого – педагогических рекомендаций.  Идеология психолого-педагогического сопровождения состоит в том, чтобы не оградить ребенка от трудностей, в частности от выбора, не решать проблемы за него, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса. Вся эта деятельность базируется на психодиагностической информации психологической службы, ее коррекционно-развивающей работе с детьми и психологическом консультировании школьников по проблемам, связанным с профессиональным  выбором. В результате деликатной помощи педагогов учащийся учится соразмерять свои индивидуальные возможности и способности с тем или иным запросом и выстраивать свою образовательную траектория исходя из своих интересов и соизмеряя с теми потребностями, которые в данный момент актуальны для рынка труда.

Поэтому при составлении блока методик акцент делался не на оценке индивидуальных психологических особенностях и мотивации учащихся, а на их направленности. [2,5] (приложение №1, приложение №2, приложение №3, приложение №4, приложение №5) Изучение этих особенностей в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе образовательной траектории (профиля) обучения самим ребенком. Выбранные нами методики представлены в следующей таблице 2.

Таблица 2.Основные методики изучения результативности воспитательно-образовательного процесса в лагере

Показатели

Методики

Цель методики

аргументируемый выбор

Анкета оптанта

Выявить наличие профессионального плана и степени его сформированности, об осознанности выбора профиля обучения, будущей профессии

 знает свои личностные особенности

Методика «Профиль»

Определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам (сферам знаний)

Дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов)

Оценить профессиональную направленность учащихся на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности

Опросник профессиональных склонностей (Л. А. Йовайша)

Определить склонности учащихся в профессиональной деятельности

  знает содержание и особенности будущей образовательной траектории (профиля)

Анкета «Ваша будущая профессия» (Л. Н. Лучко)

Выявить представления школьника о характере и особенностях будущего профиля, работы по выбранной (или изучаемой) им профессии

Цель данных методик – не только сбор информации  об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация  процесса профессионального самоопределения. В основе методик, составляющих данный блок, лежат известные психологам-профконсультантам анкеты и опросники.

После проведения выбранных методик необходимо познакомить учащихся с  их кратким психологическим портретом, в котором отражены основные результаты диагностики, существенные для принятия решения о выборе образовательной траектории (профиля) обучения. Оно должно быть написано грамотно и корректно, в однозначных понятиях, а главное, – доступных самим учащимся.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильно организованная предпрофильная подготовка на базе школьного лагеря через деятельность творческих мастерских будет способствовать динамичному развитию у каждого их участника творческого мышления, познавательных процессов, лидерских и организаторских навыков. Использование предложенных форм работы творческих мастерских послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности. Приобретенные детьми умения и навыки на занятиях мастерских будут способствовать личностному развитию и росту ребенка, а так же на проектирование каждым школьником своей образовательной траектории.

В заключении необходимо заметить, что конечный результат реализации программы летнего школьного лагеря «Звездная школа» можно сформулировать, так: школьник осознанно выбирает образовательную траекторию (профиль) и проверяет соответствие своих интересов и склонностей выбранному профессиональному пути.

Литература

  1. Вьюгова Т.С., Шамина О.Б. Осознанный выбор образовательной траектории как результат адекватной оценки старшеклассником его предпрофессиональной компетенций.// Папка. Интернет-журнал «Эйдос». Рубрика: Методика в школе.
  2. Голуб Г. Б., Великанова А. В. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Изд-во «Учебная литература», Изд-кий дом «Федоров», 2006. – с. 12-13
  3. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.: ЦГЛ, 2006. – с. 106-149
  4. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Преемственность профильного обучения и профессионального образования (проблемы и перспективы). М.: ИОСО РАО, 2003. – с. 54-66.
  5. Павлова И.Р. Рейтинговая система контроля и оценки в условиях профильного обучения. //Образование в современной школе. – 2007,№4. – с.37-42
  6. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства. /  авт. – сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 75-92; 108-111; 121-171.
  7. Рогова Р.М. Развитие представлений учащихся об обществе, о времени и о себе. Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.6. Образование как фактор государственной безопасности. М.: 2002. – с. 195-207.Романова А. А. Организационно – педагогические условия профилизации образования школьников / А. А. Романова // Школа – 2003 – № 6
  8. Тамбовцева Т.. Евстегнеева Л.  Составляющие предпрофильной подготовки. // d. Директор школы. – 2004, №8. – с.66-71
  9. Школа интересных каникул / авт. – сост. С. Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 23-24; 63-112.