Сценарии уроков по разделу "Гидросфера" (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


УРОК 1

Тема урока: Озера Хабаровского края.

Цель урока: расширить знания учащихся о происхождении озер Хабаровского края, выяснить особенности размещения озер по территории края, развивать самостоятельность и активность учащихся в ходе работы.

Ход урока

1. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Озера Хабаровского края».

Д/з:

  1. Составить кроссворд по теме «Озера Хабаровского края».
  2. Подготовить сообщение на тему.
  3. Составить туристический маршрут по озерам Хабаровского края.

2. Объяснение.

Красота природы нашего края не уступает красоте чужих стран. Просто надо хорошо знать свою родную землю. У нас в Хабаровском крае насчитывается свыше 58 тысяч озер. Среди них много небольших, но очень красивых, расположены в удивительных местах.

Название

Площадь (кв. км.)

Бассейн, к которому принадлежит

Болонь

338

р. Амур

Большое Кизи

280

р. Амур

Орель

314

р. Амур

Удыль

330

р. Амур

Хумми

115

Р. Амур

Чля

140

р. Амур

Чукчагирское

366

р. Аргунь

Эворон

194

р. Горин

Крупных озер мало. В основном они приурочены к низменным впадинам южной половины края. По долине Амура между Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре сосредоточены сотни озер, и здесь образуется своеобразный озерный ландшафт.

В-с: Каково происхождение озерных котловин в Хабаровском крае?

Задание: Составить схему «Озерные котловины Хабаровского края».

Озера по размерам, глубине и происхождению весьма разнообразны. Распределены они по территории края неравномерно. Наибольшее количество сосредоточено в северных районах края и в пойме Амура, наименьшее — в восточной части Сихотэ-Алиня.

1. Крупных озер на территории края мало. Самое большое по площади — оз. Чукчагирское. Оно занимает 366 км2 и является реликтом более крупного озера, существовавшего 15-20 тыс. лет назад. К этому же типу относится оз. Эворон (рис. 43). Реликтовые озера интенсивно зарастают, имеют небольшие колебания уровней воды. Они богаты различными видами водных растений и рыбными ресурсами.

Сообщение ученика:

Озеро Чукчагирское.

Озеро расположено в бассейне р. Амгунь в Эворон-Чукчагирской  низменности. Площадь озера — 336 кв. км. Имеет неправильную лопастную форму и двумя островами — Джалу и Годбаньки. В озеро впадают 48 небольших ручьев, вытекает р. Ольджикан. В озере зимует карась, из Аргуни на нерест заходят щука, сом, чебак, а в приток — ленок. На Ольджикане в 1987 г. создан орнитологический заказник федерального значения. Объекты спортивной охоты: лось, бурый медведь, гусь, утка.

Сообщение ученика:

Озеро Эворон.

Одно из крупных озер Приамурья.

Реликтовое озеро в пределах Эворон — Чукчагирской низменности. Площадь водного зеркала — 194 кв. км. Форма — неправильный овал; наибольшая  длина —30 км, ширина — 20 км, глубина — 3м. Основной приток — р. Эвур. Из озера вытекает р. Девятка — приток Горина. У южных и восточных берегов набольшие острова. Это места, где гнездятся многие виды водоплавающих птиц, особенно утки. Здесь пролегает миграция птиц. Весной из Амура в озеро заходят на нерест и нагул крупные косяки чебака, сазана, сома, щуки, карася.

На Среднеамурской и Удыль-Кизинской низменностях встречаются небольшие реликтовые озера и даже их скопления (Недоступные озера). Эти водоемы требуют особого внимания при хозяйственном освоении территории, так как обладают слабой устойчивостью к антропогенному воздействию.

2. Большую группу составляют припойменные озера в долинах  Амура и некоторых его крупных притоков. Они образовались в результате повышения поймы и русла реки в процессе накопления наносов. Площадь наиболее крупных из них превышает 100 км2. Среди них озера Болонь, Хумми, Кизи, Удыль, Орель и Чля.

Все припойменные озера соединены с Амуром речными рукавами. Поэтому водный режим озер тесно связан с колебаниями уровня воды в Амуре. Во время наводнений озера широко разливаются. В летнюю межень они мелеют так сильно, что даже небольшие суда не могут по ним ходить. Припойменные озера живописны. Берега их на некоторых участках напоминают морские. В озерах водится много рыбы, а многочисленные мелководные заливы — прекрасные места обитания водоплавающих птиц.

Сообщение ученика:

Озеро Болонь.

Второе по  величине среди пойменных озер в бассейне Амура, Площадь водной поверхности  равна 338 кв. км. Расположено с северо-восточной части Среднеамурской низменности. Озеро соединяется с Амуром протокой Сий. Длина озера — 58 км, наибольшая ширина — 20 км, максимальная глубина — 3-4 м. В центре озера находится остров Ядасен, это конус потухшего вулкана. По берегам озера  хорошие леса. Здесь обитают лось, косуля, кабан, волк, медведь.

Сообщение ученика:

Озеро Удыль.

Одно из крупнейших пойменных озер в бассейне Амура. Площадь водной поверхности 330 кв. км. Расположено в низовьях Амура, озеро соединяется с ним протокой Ухта длиной около 30 км. Вытянуто с юго-запада на северо-восток на 52 км, ширина озера достигает 16 км, глубина 3-4 км.

В 1999 году бассейну озера придан статус водно — болотных угодий международного значения. Здесь находится республиканский заказник.

Сообщение ученика:

Озеро Гасси

Уровень воды в нем в значительной степени зависит от уровня Амура, поэтому вода слабопроточная, летом хорошо прогревается — до +24...+26 С°. Озеро издавно славилось своими рыбными запасами: в конце весны — начале лета сюда заходит большое количество рыбы на нерест и нагул. Около трети береговой линии озера — песчаны и галечниковые пляжи, а остальная часть берега — низин; затапливаемая в паводки и зарастающая травой в маловодье

Уникально озеро тем, что в нем обитает самая северная популяция тропического по происхождению вида — дальневосточной черепахи. Главная особенность черепах — мягкий покрытый кожей панцирь, что отличает именно этих черепа от их сухопутных родичей. Тело уплощено, лапы снабжены плавательной перепонкой между пальцами, что позволяет животным активно плавать. На лапах по три пальца снабжены мощными когтями, при помощи которых черепахи мог) закапываться в донный грунт. Шея длинная, кончик морды вытянут в хоботок, позволяющий черепахам дышать под водой, не показываясь на поверхности. На берег черепахи выходят только для откладки яиц и для обогрева. Все остальное время проводят в воде: ищут добычу (преимущественно рыб и моллюсков), прячутся в случае опасности, зимуют.

Взрослые черепахи могут иметь длину панциря до 25 — 28 сантиметров. Поэтом этот вид внесен в Красные книги России и Хабаровского края.

Само озеро в 1979 году объявлено памятником пpиpoды краевого значения. Площадь памятника — 2 370 гектар. Места обитания и размножения дальневосточной черепа охраняются.

Сообщение ученика:

Озеро Цветочное.

Это озеро расположено близь села Улика — Павловка Хабаровского района.

Причем это озеро является местом самого северного обитания этого цветка на земном шаре. Цветы лотоса островками разбросаны по озеру. Когда поднимается ветер, с цветами творится что-то необычное: они меняют окраску, переливаются синим, розовым, белым, алым цветом. У лотоса крупные цветки, листья нежные тонкие, растут от самого  корня на длинном колючем и хрупком черешке. В большую воду озеро соединяется протокой с рекой Уссури. Глубина озера 1,5 м. В нем много рыбы — карась, касатка, белорыбица.

3. Широко распространены в крае ледниковые озера. Среди них выделяются моренные и каровые. Моренные озера образовались в долинах рек в понижениях холмистого моренного рельефа. Самое  крупное такое озеро расположено на границе с Амурской областью. Это Большое Токо. Много подобных озер в Охотском районе.

4. На морском побережье встречаются лагунные озера (рис. 45), образованные из морских заливов, отделенных от моря высокими береговыми валами. Они соединены с морем. В прилив морс­кая вода достигает озер, поэтому у воды в них солоноватый вкус. Наиболее крупные озера этого типа имеют площадь около 30 км2. Они все расположены на Охотском побережье. Это озера Тунгар, Мухтель и Большое.

Сообщение ученика:

Озеро Мухтель.

Это бывшая лагуна расположена на берегу залива Александры Охотского моря, от которого отделена косой Гилин. Озеро соединяется с морем узкой протокой. Длина его 10,8 км, ширина — 4,6 км, глубина до 4 км,  площадь — 28 кв.км. Основная достопримечательность озера — самая высокая  на Охотоморском побережье плотность белоплечих орланов, бурого медведя, северного оленя и самая крупная колония лебедей.

Район озера труднодоступен и безлюден. От Амура оно удалено на 110 км.

5. В районах широкого распространения известняков и доломитов на междуречье Учура и Май, а также в некоторых других местах встречаются карстовые озера. Они обычно образуют цепочки и имеют очень изрезанную береговую линию с множеством небольших заливов и полуостровов. Питание их происходит в основном за счет грунтовых вод, и поэтому уровень озер изменяется незначительно.

В крае много озер термокарстового происхождения (рис. 46), образовавшихся в результате таяния многолетнемерзлых породпри нарушении растительного покрова — пожарах, падении дерева и т.п. Они часто имеют размеры всего несколько десятков метров в длину и ширину. Эти озера встречаются лишь в северных районах края.

Озера обладают большими запасами водных ресурсов и рыбы. Они являются прекрасными местами для отдыха и туризма. Озера легко поддаются загрязнению, и поэтому к ним нужно бережно относиться. Некоторые большие озера края находятся под охраной (озера Болонь, Удыль)

ТИПЫ ОЗЕР

ПРИЗНАКИ

примеры

1

ОСТАТОЧНЫЕ (РЕЛИКТОВЫЕ)

Образовались в пониженных участках низменности. Это неглубокие озера (2-3 метра).

Чукчагирское, Эворон.

2

ЛЕДНИКОВЫЕ (МАРЕННЫЕ)

Образовались в долинах рек, понижениях холмистого моренного  рельефа.

Большое Токо.

3

ПОЙМЕННЫЕ (ОЗЕРА –СТАРИЦЫ)

Их более 1000 в долине реки Амур.

Они образовались в меандрах старых русел рек.

Орель, Петропавловское, Удыль, Болоннь, Хумми, Падали. Кади, Чля, Гаси, Дудинское.

4

КАРСТОВЫЕ.

В районах распространения известняков и доломитов на междуречье Учура и Маи.

Оз. Маркю-Вель.

5

 ЛАГУННЫЕ

Образованные из морских заливов, отделенных от моря, расположенных на Охотском побережье.

Оз. Тунгар, Мухтель, Большое.

3. Закрепление.

Задание:

а) Составить схему «Происхождение озер Хабаровского края»

б) Нанести на контурную карту Хабаровского края Озера.

в) Тест.

1. Какое из перечисленных озер является реликтом края:

1. Эворон 2. Болонь  3. Чукчагирское 4. Удыль.

2. Самое большое по площади озеро в крае:

1. Хумми  2. Б. Кизи   3. Удыль   4. Чукчагирское

3. Какие из перечисленных озер образованы в устьях частях притоков Амура:

1. Эворон 2. Б. Кизи 3. Болонь  4. Хумми.

4. Какие из перечисленных озер имеют ледниковое происхождение:

1. Большое Токо  2. Хумми   3. Эворон  4. Орель

5. Они образовались в меандрах старых русел:

1. Петропавловское 2. Тунгар, 3. Мухтель

 

Большое спасибо!

На уроке используется презентация «Озера Хабаровского края».

 

УРОК 2

Тема урока: Амур — река тревог,  река надежд.

Девиз урока: «Я хочу, чтоб ничто, достойное внимания, не исчезало из памяти людей.»

Цель урока: выявить пути загрязнения и предложить меры по  сохранению реки Амур.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Обьяснение нового материала.

— Прежде чем начать разговор, обратите внимание на предложенные слайды (см. презентацию).

В-с: Какие чувства и эмоции вызвали у Вас данные фотографии?

«Я хочу... чтоб ничто, достойное внимание не исчезало из памяти людей» — говорил Максим Горький.

И тема нашего урока: «Амур — река тревог, река надежд.»

Цель урока: Мы сегодня должны определить основных загрязнителей Амура и предложить пути очистки и сохранения своеобразия реки.

— Мы работаем в группах:

Их 3:

1 группа — гидрологов

2 группа — экологов

3 группа — художников

Вступление.

 «Удивительная природа. Описывать такие красоты как Амурские берега, я совсем не умею, пасую перед ними и признаю себя нищим» — говорил Антон Чехов.

Амур батюшка, величайшая речная система не только России, но и мира. Амур — река необычайного богатства, река тайн и открытий.

Лаборатория Гидрологов.

В-с:  Что является загрязнителем вод Амура?

В-с: Какие вещества в большей степени загрязняют Амур?

Лаборатория Экологов

В-с: Какие меры сохранения своеобразия природы Амура вы можете предложить?

Лаборатория Художников

В-с: Нарисовать листовки в защиту Амура.

Самое трудное задание, им надо выразить все свои  чувства и эмоции в виде рисунка.

А вот так рисуют дети.

А вот ответы школьников на предложенные вопросы

(на слайде)

Вывод: А самое главное у нас есть желание спасти Амур, сделать так что бы он не исчез из памяти людей.

 

УРОК 3

Тема урока: Рельеф дна Мирового океана.

Цель: Познакомить учащихся с рельефом дна Мирового океана, видами морей.

 

Задачи:

  1. Продолжить работу по формированию понятий Мировой океан и сформировать знания об основных формах рельефа дна.
  2. Продолжить работу по формированию понятий море и сформировать знания о видах морей по рельефу дна.
  3. Способствовать развитию у учащихся компетентностей: информационной (аспект — извлечение первичной информации, 1 уровень; информационный (аспект — извлечение первичной информации, 1 уровень обработка информации — 2 уровень; разрешение проблемы (аспект — применение технологий — 1 уровень).

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: карта океанов, атласы, http://cor.edu.27.ru (Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы и проливы. Суша в океане (N 39142)), презентация.

Ход урока

I. Проверка знаний  и умений.

1. Использую ЦОР определите объекты зашифрованные цифрами.

ЦОР 1

1 вариант — заливы    

ЦОР 2

2 вариант — проливы  

ЦОР 3

3 вариант — острова

 

2. Учитель предлагает выполнить компетентно-ориентированное задание структура и содержание которого представлена ниже.

Стимул: Оценить  имеющиеся знания по теме «Виды морей»

Задачная формулировка:  В течение 5 минут  заполните схему.

Бланк для выполнения задания:

Схема1

Модельный ответ:                  

Схема2

Обсуждение результатов выполнения задания.

Заполняя схему, учащиеся делают вывод о том, что нахватает знаний, что бы заполнить всю схему.

Возникает противоречие между поставленной задачей и объемом имеющихся знаний.

II. Изучение нового материала.

После обсуждения результатов заполнения схемы учащимися формулируется тема урока: «Рельеф дна Мирового океана».

В-с: Что такое гидросфера?

В-с: Из чего она состоит?

В-с: Что такое Мировой океан?

В-с: Мировой океан это только вода? Если убрать воду, что мы увидим?

Зачитать стр. 138 (Рельеф......)

В-с: Что лежит в основе выделенных форм рельефа? (Высота над уровнем моря)

В-с: Это на суше, а как вы думаете, что из себя представляет рельеф дна океана?

Зачитать стр. 138 №1

Во время работы с текстом учебника, учащиеся в тетради рисуют схему рельефа дна Мирового океана.

В-с: Что такое материковая отмель?

В-с: Что положено в основу выделения?

В-с: Что такое изобата?

В-с: Как она выглядит на карте?

Работа с картой.

Задание: Приведите примеры морей, расположенных на шельфе.

Зачитать стр 139. №2.

В-с: Что такое материковый склон?

В-с: Почему склон? Какой склон? (Крутой, пологий)

Работа с картой.

Приведите примеры морей.

Зачитать стр 139 №3.

В-с: Что такое ложе океана? Что лежит в основе выделения?

В-с: Чем отличается от других форм рельефа?

Работа с нарисованной схемой.

Схема3

В-с: Что положено в основу выделения форм рельефа дна океана?

Учитель предлагает выполнить компетентно-ориентированное задание, структура и содержание которого представлена ниже.

Стимул: Оценить имеющиеся знания по теме: «Рельеф дна Мирового океана. Виды морей».

Задачная формулировка:

На основе полученных данных  заполните дальше предложенную схему. Сделайте общий вывод.

Каждый ученик получает рабочий лист.

Рабочий лист (бланк выполнения задания)

Схема4

Заполните схему. Приведите примеры морей каждого вида. Сделайте вывод.

Модельный ответ

Рабочий лист (бланк выполнения задания)

Схема5

Поле модельных ответов:

1. Выделена категория для выделения группы морей.

 1 

2. Приведены примеры шельфовых морей.

 1 

3. Приведены примеры глубинных морей.

 1 

4. Общий вывод.

 1 

Организация учителем обсуждения полученных результатов.

Анализируя  рельеф дна Мирового океана, можно выделить  категорию выделения морей.

Организация учителем самостоятельной деятельности учащихся, в ходе которой они, используя полученные новые данные могут выделить моря — шельфовые и глубинные.

Организация  учителем действий  учащихся по извлечению вторичной информации на первом уровне (информационная компетентность).

Возвращаемся к таблице, с которой начали работать, заполняем пустые ячейки. Таблица спроецирована на доску, один из учеников заполняет пустые ячейки, видно, что все проблемы, возникшие в начале урока решены.

В качестве рефлексии обсуждаем следующие вопросы:

  • Что такое материковая отмель?
  • Что такое материковый склон?
  • Что такое ложе океана?
  • Какие формы рельефа есть на ложе океана?
  • Какие виды морей вы знаете? Приведите примеры.
  • Какое море в древности называлось янтарным?

Новые термины и понятия: шельф, материковый склон, ложе океана, изобаты.

Результаты урока: Знание о единстве океана. Умение определять виды морей.

Домашнее задание:  48. принести контурные карты.