Урок русского языка во 2-м классе по теме "Закрепление пройденного по теме «Предложение. Текст»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить и обобщить знания учащихся о предложении и тексте о главных членах предложения;
  • повторить правила переноса;
  • развивать логическое мышление, устойчивость внимания, речь;
  • воспитывать орфографическую зоркость, интерес к родному языку

Работа с текстом позволяет систематизировать и обобщить полученные знания учащихся при изучении любой темы.

Урок начинается с чистописания, переходит в словарную работу, работу с предложением, работу с текстом.

Оборудование: книги со сказками, где один из героев - медведь, картинка с изображением медведя в берлоге, словарное слово медведь, таблицы с фразеологическими оборотами.

Содержание урока

Этапы Содержание
1. Орг. момент Организация класса.
2. Чистописание - Прочитайте буквы.

д б в г м з (Приложение 1).

- Что общего? (Обозначают согласнее звуки, звонкие)

- Какая буква сегодня будет на минутке чистописания? (м)

- Докажите, что вы правы. (Лишняя в этом ряду, так как обозначает непарный звонкий согласный, а все остальные - парные)

- Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква м.

(Буква м обозначает звуки [м], [м,]. Эти звуки согласные, звонкие непарные).

3.Словарная работа. Перед вами анаграмма. Отгадайте новое словарное слово.

д е м ь в д е (Приложение 2).

Медведь (Приложение 3).

- Кто такой медведь?

- В каких сказках встречается? (Показ книг).

- Каким он там изображен?

На самом деле медведь - это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своей добыче - ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

Медведь - это мед едящий.

Медведь

- Подберите родственные слова. Запишем. Слов мы назвали много, все они могут не вместиться на строке, как же можно их перенести?

(Учащиеся вспоминают правила переноса).

- Еще о чем помним? (одну букву нельзя оставлять на строке и переносить).

- Прочитайте, что записали. Докажите, что это родственные слова.

- В каком еще значении употребляется слово медведь?

Можно услышать:

Медведь на ухо наступил (Приложение 4).

(Отсутствие музыкального слуха).

Медвежья услуга (Приложение 5).

- Когда так говорят?

(Неумелая услуга, которая вместо пользы приносит вред).

Выражение медвежья услуга пошло из басни И. Крылова "Пустынник и медведь".

Медведь, охраняя сон спящего человека, ударил камнем муху, севшую на лоб спящего. От удара человек умер. Медведь оказал ему медвежью услугу (Показ книги).

4. Знакомство с текстом. - Прочитайте, что написано на доске. (Дети читают текст).

Пришла осень. Позолотила она деревья, кустарники. Начался листопад.

Медведь нашел яму под деревом. Там лежали сухие листья и ветки. Медведь сделал себе берлогу и лег там.

Похолодало. Пошел снег. Тепло медведю под снегом! Медведь уснул.

- Что прочитали? Докажите.

5. Сообщение темы. Сегодня на уроке мы обобщим знания о предложении и тексте, вспомним все, что о них знаем.
6. Работа с текстом. - Озаглавьте.

- Определите вид текста (Текст- сообщение, текст-повествование).

- Какие еще виды текстов знаете? (Текст-описание, текст-рассуждение)

- Части текста?

- Найдите и прочитайте первое предложение в основной части.

Спишите его (Медведь нашел яму под деревом.)

- Какие орфограммы?

- Какие знаете главные члены предложения?

- Подчеркните подлежащее и сказуемое (с комментированием).

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

7. Повторение о предложении. - Что записали? Докажите.

- Какой знак препинания? Почему?

- Какие еще знаки препинания могут стоять в конце предложения?

- Найдите в тексте восклицательное предложение.

- Выпишите его. (Тепло медведю под снегом!)

- Какой знак?

- Прочитайте так, как будто стоит вопросительный знак.

- Найдите последнее предложение. Прочитайте.

(Медведь уснул.) Распространите его.

- Запишем под диктовку (Медведь крепко уснул в своей берлоге.)

- Какие орфограммы встретились?

8. Самостоятельная работа. - Подчеркните главные члены предложения.

- Проверяем.

9. Итог. - Прочитайте предложения, которое записали.

- Что можете сказать?

- Докажите.

- Что такое текст?

- Виды?

- Какой теме был посвящен урок?

Молодцы.

Урок окончен.