Учитель начальной школы: возможности профессионального роста

Разделы: Общепедагогические технологии


Перед современным педагогом стоит задача поиска возможностей максимально продуктивной адаптации к изменяющимся условиям деятельности и способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития в этих условиях, осмысления различных аспектов своей деятельности с опорой на новые системы отсчёта в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребёнком и культурой. При самом поверхностном наблюдении становится ясно, что действия, установки и позиция, а значит, и сознание педагога при общении с детьми имеют важнейшее значение для определения пути, по которому будет двигаться развиваться ребёнок. Особенно это значимо для 1 ступени обучения, где роль учителя в становлении и развитии личности ребёнка трудно преувеличить.

Начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов на 1 ступени обучения. Разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются всеми учебно-методическими комплектами по всем предметам с 1по 4 классы. Переход к современному образованию не может быть реализован без чёткого ответа на вопрос “как обучать?” Учитель должен получить конкретный и понятный алгоритм своей деятельности по подготовке и проведению уроков, который не разрушал бы личный практический опыт, вписывался в уже имеющиеся у него представления о том, что хорошо для детей, что помогает ученику стать успешным. С другой стороны, эти знания должны включать в себя имеющиеся в педагогике и психологии научные знания об общих закономерностях эффективного развития детей, которые сегодня напоминают рассыпную мозаику.

Всё более очевидным становятся основные недостатки существующего школьного образования - не только его перегруженность, но и то, что оно не несёт в себе личностного смысла для ученика. Таким образом, рост вариативности образовательной системы должен стать одним из приоритетных направлений модернизации.

В настоящее время в г.Комсомольске-на-Амуре действует 6 образовательных программ 1 ступени обучения (слайд 2 (см. презентацию)).

Действующие модели начального образования в городе представлены на слайде.

Основной стратегией работы учителей 1 ступени обучения остаётся развивающее обучение Л.В.Занкова с использованием программ новых УМК.

Методы работы с учителями имеют различный потенциал. Например, проблемно-деловые и рефлексивно – ролевые игры, позволяют создать ситуации, в которых через самооценку происходит проблематизация опыта педагогической деятельности. Формируется потребность в изменениях. Однако, чтобы закрепить мотив, учителю демонстрируются “образцы” успешного решения выявленных проблем, организуется просмотр уроков (видеоуроков) коллег, работающих по новым методикам.

Знакомство с новыми вариативными моделями начального образования осуществляется с помощью информационных методов (лекции, педагогические чтения), но они недостаточны для формирования практических умений. Этому служат комплексные методы работы: педагогические мастерские, мастер-класс, работа в творческих группах. Подробнее остановлюсь на организации и деятельности творческих и проблемных групп для педагогов начальной школы. Организация и работа методического объединения учителей начальных классов ориентирована на единство нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса, новых форм оценки качества образования младших школьников. На протяжении последних трёх лет в городском информационно-методическом Центре происходит смещение акцентов с ретрансляции методических рекомендаций на организацию и управление процессом непрерывного профессионального самосовершенствования педагогов. Ведущими методическими формами данного процесса стали семинары, творческие встречи, рефлексивно-ролевые игры, мастер-классы, проведённые на базе ГИМЦ, ММЦ, образовательных учреждений города. Важным фактором успешного внедрения результатов научных исследований и передового педагогического опыта в массовую практику является опора на творческих, наиболее опытных учителей. Ведь даже будучи высококвалифицированными работниками, без поддержки коллег, не все учителя смогут разобраться в каждой, возникающей в процессе жизнедеятельности школы, проблеме. Практика показывает, что такую миссию “первопроходцев” по внедрению в учебный процесс достижений науки успешно могут выполнить небольшие группы учителей, именуемые творческими, проблемными или инициативными.

Основными задачами творческих групп являются разработка рекомендаций на основе изучения достижений науки и пробное внедрение их в практику, поиски эффективного применения результатов научных исследований, создание передового опыта. Эти группы называют также проблемными, т.к. они создаются для решения актуальных педагогических проблем. Они часто именуются инициативными, т.к. состоят из людей, стремящихся работать по - новому.

Работа в творческой и проблемной группе органично связана с понятиями “самостоятельность”, “творчество”, “вариативность”, “рефлексия”, поддержка индивидуальности”. Процесс создания творческих и проблемных групп при организации экспериментальной работы проходит по определённому плану.

  • Кратко о каждой группе.

Творческая группа “Гармония” действует в городе на протяжении 4-х лет и объединила 25 педагогов, работающих по данному УМК.

Цель: наработка практического опыта преподавания по программам нового комплекса, совершенствование подходов индивидуального и дифференцированного обучения, обобщение первого опыта педагогов, работающих по УМК “Гармония”.

Постоянными участниками творческих встреч были учителя начальных классов 13 школ города. В 2007 – 2008 уч.году педагоги творческой группы в количестве 6 человек посетили межрегиональный семинар по УМК “Гармония” в г.Хабаровске, на котором рассказали о деятельности творческой группы и дальнейшей работе. Учителями творческой группы планируется больше времени уделить использованию ИКТ на уроках, анализ урока, с использованием ИКТ.

Творческая группа “Занковцы” организована на базе ГИМЦ в 1992 году. В группу входят учителя начальных классов, работающие в СРО Л.В. Занкова, всего в группе 27 чел., из 14 ОУ города. В этом учебном году педагоги группы активно принимали участие в Интернет – конкурсах, проводимых на сайте ФНМЦ им Л.В.Занкова. В основном работа группы спланирована с учётом выхода по сети Интернет на сайт ФНМЦ им. Л.В.Занкова. Каждая виртуальная встреча сопровождается минутой общения с педагогами, работающими по системе Л.В.Занкова в различных регионах нашей страны. В 2007 – 2008 учебном году в России отмечается 50 - летие системы развивающего обучения, созданной академиком Л.В.Занковым. В октябре проведены “Педагогические чтения”, в которых приняли участие 112 педагогов города (из них 76 учителей начальных классов реализуют СРО в ОУ города). Педагогами уже поданы заявки для участия в фото конкурсе: “Мы – Занковцы”, конкурсах методических разработок: “Учитель-учителю”, “Открытый урок”. Совместная работа ФНМЦ им. Л.В.Занкова (г. Москва), методиста ГИМЦ, методического совета учителей и городской творческой группы “Занковцы” длится на протяжении 6 лет.

Творческая группа “Начальная школа ХХ1века”. Организована в 2002году.

Цель: освоение авторской концепции УМК; структура и технология урока,

В группу входят педагоги из 16 ОУ города. Всего 22 педагога. Заседания педагогов проходили в различных формах:

  • беседы по трудным вопросам программы, обмен мнениями;
  • выступления по заданным темам, из опыта работы;
  • посещение уроков, фрагментов уроков, внеклассных мероприятий;
  • выставки дидактического материала;

Педагогами намечен план работы на новый учебный год, который будет полностью посвящён изучению вопросов преподавания математики в данном УМК. Апробация данного УМК на уровне края продолжается в СОШ № 1, 3,51, Г.9.

Проблемная группа “Коррекция” насчитывает 16 педагогов. Наиболее эффективной методической помощью педагогам является консультативная при участии узких специалистов. Изменения организационно - методических аспектов коррекционно-развивающего обучения заставили вновь внести коррективы в нормативные документы, соответственно и в содержание работы проблемной группы.

Творческая группа “Школа 2100” - в её состав входят 27 педагогов из 26 образовательных учреждений города. Тематика встреч обусловлена планом работы группы. Проблема, поставленная педагогами для изучения “Дифференциация и индивидуализация процесса обучения”. Все встречи учителей проходили в режиме мультимедиа. К изучению в течение учебного года предложены темы: “Развитие мотивации и читательского уровня младших школьников”; “Портфолио учителя и ученика”, “Формирование функциональной грамотности уч-ся”, “Использование диагностики и мониторинга в процессе обучения”.

Методическая копилка Центра пополнилась электронными Портфолио творческих групп, конспектами открытых уроков, внеклассными мероприятиями и конспектами факультативных занятий. Каждая группа работает по самостоятельно составленному плану, исходя из современных требований к учебно-воспитательному процессу и рекомендаций методического совета учителей начальной школы, руководителем группы и методистом согласовываются активные формы деятельности педагогов, как в период аттестации, так и меж аттестационный период, обозначен круг проблем и намечены пути решения. Каждая творческая группа разрабатывает одну определённую проблему, т.к. работа одновременно над несколькими проблемами не даст возможности глубоко проникнуть в их суть, в то время, как разработка одной проблемы позволит:

  • углубленно изучать рекомендации науки, авторского коллектива;
  • понять авторскую идею курса;
  • внести необходимые коррективы;
  • создавать опыт реализации практических наработок;
  • целенаправленно влиять на учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, создавая творческие группы, мы реализуем личностно - деятельностный подход к обучению. Согласно данным учебной психологии и исследований учебного процесса, обучение ориентировано на участников, должно быть в значительной мере нацелено на практику.

Особого внимания заслуживает работа творческого совета по подготовке и проведению предметных олимпиад для учеников начальных классов. Традиционно вот уже на протяжении 12 лет, городским информационно-методическим Центром проводятся предметные олимпиады для учащихся 4 классов. Олимпиады проходят в два тура: школьный и городской, технология проведения олимпиады традиционна. Цель: выявление одарённых учащихся, развитие логического мышления и творческих способностей, повышения качества преподавания предметов математики, русского языка, окружающего мира. В состав творческого совета по подготовке и проведению олимпиад входят учителя всех ОУ города, не зависимо от того, какую образовательную программу они реализуют. Схема подготовки олимпиадных заданий представлена на слайде. Все три группы педагогов работают параллельно, создавая банк заданий. Руководителями творческого совета являются учителя ВКК, входящие в методический совет учителей начальных классов города.

Данная работа позволяет педагогам города выявить учащихся более мотивированных в учебной деятельности.

Методистами городского информационно-методического Центра ведётся мониторинг олимпиадного движения в городе. В дальнейшем дети – победители олимпиад в начальной школе заявляют о себе и в старших классах.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что созданная в ГИМЦ система повышения профессиональной компетентности и творческой активности педагогов, позволила значительно улучшить качество образовательной деятельности. Это выражается в мониторинге учебных достижений учащихся начальной школы города, в профессиональном росте педагогов начальных классов имеющих первую и высшую квалификационную категории, в том числе и победители ПНПО.