Интегрированный урок обучения грамоте (чтение + математика + рисование + пение + подвижная деятельность) в 1-м классе по теме "Звуковой и предметный образы буквы «Ч». Буква «Ч» как имя предмета"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей со звуковым и предметным образами буквы «Ч»;
  • Добиваться чёткого различия образа звука и образа буквы;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать выводы, развивать память, внимание, творческую активность, мелкую моторику рук;
  • Обращать внимание на отдых на уроке (подвижные игры, прогулки, физ.минутки и т.д.).

Оборудование: «Букварь» под редакцией А.Ф.Малышевского, альбомы для рисования, краски, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, природный материал, Чебурашка - мягкая игрушка, магнитофон.

Ход урока.

1.Организация класса.

У: Доброе утро, ребята!
Д: Доброе утро!
У: Как ещё можно приветствовать друг друга?
Д: Здравствуйте! Привет!
У: Кому мы говорим «Привет!» - взрослому или своему другу?
Д: Так можно сказать своему другу.
У: Словом «здравствуй» мы желаем друг другу здоровья. Не забывайте говорить его при встрече.

2. Вводная часть.

У: Ребята, мы знаем уже много букв ,умеем читать и печатать слова. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы напечатайте отгадки на магнитных досках.

Без языка,
Без голоса,
а всё расскажет.
(книга)
Белый камешек
растаял,
На доске следы
оставил.
(мел)
Стальной конёк
По белому полю бегает,
за собой чёрные следы
Оставляет.
(ручка)

 

Д: Слово «ручка» мы не можем напечатать, так как не все буквы знаем. Не знаем букву «Ч».

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная!
(ёлка)

У: Какие слова напечатали?
Д: Книга, мел, ёлка.
У: Какое слово из них лишнее, почему?
Д: Лишнее слово ёлка- это растение, а мел и книга- школьные принадлежности.
У: Какое слово самое короткое?
Д: Мел- 3 буквы.
У: Какое слово самое длинное?
Д: Книга- 5 букв. 5 больше чем 3.
У: Какое слово мы не смогли напечатать?
Д: Слово- ручка. Не знаем букву «Ч».

3. Звуковой образ буквы «Ч».

У: Послушайте стихотворение. Какой звук чаще всего встречается?

Чей ты, ручей?
Чёрных грачей,
Чечётки,
Чирка,
Чижа,
Червячка,
Чащобы дремучей,
И речки под кручей.

Д: Повторяется звук (ч).
У: Какой буквой обозначается этот звук?
Д: Буквой «Ч».

4. Предметный образ буквы «Ч».

У: На что похожа буква «Ч»?
Д: На перевёрнутый стул.

Д: На цифру 4.
У: Да, вы правильно решили:

     Ч мы пишем как четыре.
     Только с цифрами, друзья,
      Буквы путать нам нельзя.

У: Утром мы с вами поздоровались с помощью слова «здравствуйте». А как здороваются военные люди?
Д: Они отдают честь.
Мальчик надевает солдатскую пилотку и изображает, как отдаёт честь солдат. Дети наблюдают и сравнивают с буквой «Ч».

Буква «Ч» сказала: «Есть!»
        Отдала кому-то честь.

Выслушиваются другие представления детей.

У: Откройте альбомы для рисования и изобразите букву «Ч». Составьте рассказ: на что похожа ваша буква «Ч».

Под караоке песни про Чебурашку дети рисуют свои рисунки, затем рассказывают про свою букву.

Рисунок и рассказ Зайцевой Полины:

В субботу я  помогала маме убираться в квартире. Когда я перевернула стул, то увидела, что он стал похож на букву «Ч». После уборки мы поставили на стол красивые чайные чашки и чайник. Всей семьёй пили душистый чай.

У: Сложите букву из любого материала.
Дети из шишек, палочек, засушенных листьев, собранных на прогулке, складывают букву «Ч».
Некоторые ребята лепят букву из пластилина, складывают из счётных палочек; на доске пишут букву цветными мелками, на листке бумаги рисуют красками.
У: Посмотрите, какие разные у вас получились буквы. Но они все нами узнаваемы. Молодцы!
Напечатайте букву «Ч» в тетради.

5. Буква  «Ч» как имя предмета.

У: Сегодня утром я нашла этот мешочек. Что в нём? Давайте узнаем.
Дети опускают руку в мешочек, не заглядывая в него. Находят один предмет, ощупывают его, описывают какой это предмет и называют его.
В мешочке лежат: черепаха(игрушка), часы, человек(игрушка), чашка, чеснок и другие.
У: на какую букву все эти предметы?
Д: На букву «Ч».

6. Подвижная игра «Чей голосок?».

Поиграем в игру «Чей голосок?»

Все встают в круг. Один из игроков становится в середину круга и закрывает глаза. Все идут по кругу и говорят: «Мы составили все круг, повернёмся разом вдруг! А как скажем скок-скок-скок- отгадай, чей голосок!»Если водящий отгадывает, то становится в круг. Узнанный ребёнок встаёт в середину круга.

7. Пение.

У: Отгадайте, чей это голосок? Какой сказочный герой поёт эту песню?
Звучит начало песни Чебурашки.
Дети быстро узнают этого героя и поют песню под караоке.
У: Чебурашка пришёл сегодня и к нам, только спрятался. Найдите его.
Дети ищут игрушку - Чебурашку в классе. После того как нашли, они описывают его: он мягкий, у него большие уши, он весёлый, он красивый…
У: Чебурашка приготовил для вас загадки. Прочитаем их в учебнике на странице 101.
Дети садятся на свои места и открывают учебники.
Загадку про чемодан читаю сама. По рисунку дети описывают чемодан: у чемодана четыре угла, значит он четырёхугольный, он большой,красный, кожаный…
Остальные загадки могут прочитать читающие дети.

Работа над скороговоркой:

Что ты делал, червячок?
С буквой Ч учил урок!

Отрабатывается интонированное чтение:
Девочки спрашивают, мальчики отвечают и наоборот.

У: Сколько листиков на чернике?
Д: На чернике 4 листочка.
У: Сколько ягод?
Д: 3 ягоды.
У: Чего больше ягод или листочков?
Д: Больше листочков. 4 больше чем 3.
У: На сколько больше?
Д: На один листик больше.

8. Инсценировка сказки.

У: Чебурашка любит сказку «Курочка Ряба». Расскажем и покажем её.
Дети надевают маски курочки, мышки, деда, бабки. В инсценировке дети участвуют по желанию.
Оговаривается интонация с какой будут произносить свои слова герои: мышка- пищит, курочка- кудахчет, дед и бабка- голос грубый, старческий.
После инсценировки:
У: Сколько персонажей в сказке было сначала?
Д: Дед, бабка, курочка Ряба- 3.
У: Сколько стало потом?
Д: Прибежала мышка, и их стало 4. 3 и ещё 1 будет 4.
У: Что произошло позже?
Д: Мышка убежала, и их снова стало трое.
У: Молодцы, ребята. Чебурашке очень понравилось  ваше представление.

9. Обобщение. Итог.

У: Вернёмся к слову, которое мы не смогли напечатать в начале нашего занятия.
Стальной конёк
По белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.
Д: Это ручка.
Дети печатают это слово на индивидуальных магнитных досках.
У: Сколько букв в этом слове?
Д: 5 букв.
У: Где звучит звук (ч) в слове?
Д: Звук (ч) звучит в середине слова.
У: Молодцы.
Найдите  на улице, когда будите гулять с друзьями и дома предметы  на букву «Ч». Придумайте и  напечатайте слова на букву «Ч»  в тетрадь. Завтра на уроке мы их прочитаем.