Урок обучения грамоте по теме "Звуки вокруг нас. Звуки речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ввести понятие «звук речи»;
  • учить определять количество звуков в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • продолжить работу по развитию речи.

Оборудование:

  • карточки для схемы «Речь»;
  • карточки для обозначения звуков;
  • сотовый телефон;
  • «Букварь» М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова и др., I часть;

 

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Повторение изученного.

  1. Речь.
  • Какой может быть наша речь?
  • Из чего состоит наша речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • А из чего состоят слова?

во время ответов на вопросы на доске появляется схема:      РЕЧЬ
устная письменная
предложения
слова
слоги

- Мы с вами делали ещё одно открытие про слова: какие они бывают?

- Вот, например, ДРУЧКА – это настоящее слово или нет? Почему?

(ненастоящее, потому что ничего не обозначает)

- А вот слово РУЧКА какое? Почему?

(настоящее, потому что обозначает вещь, которой пишем)

- Скажите ручка и слово ручка – это одно и то же или нет?

(учитель показывает ручку и убирает её, чтобы дети объяснили разницу)

- Можете ли выделить слоги в слове ручка? Давайте выделим.

(хором делят слово на слоги)

- Сколько слогов получилось?

физминутка

 

III. Изучение нового.

  1. Введение понятия «звуки».

- Итак, значит, ручка – это вещь, предмет. А из чего она состоит?

(учитель показывает части ручки, разобрав её: стержень и корпус)

- Такие части есть в этой вещи – ручке. А как вы думаете, в слове ручка тоже есть стержень и корпус?!

- Из чего же состоят слова?

(рассуждения учащихся, напомнить о видах речи, что нас интересует из чего состоят слова устной речи, т.е. те, которые мы произносим )

- Сделаем вывод: слова устной речи состоят из звуков.

физминутка

а) упражнения в определении количества звуков

- Давайте мы с вами попробуем отыскать и назвать те звуки, из которых сложилось слово ручка.

(коллективно: вначале учитель произносит протяжно и членораздельно каждый звук, а потом ещё раз вместе с детьми, одновременно с этим, учитель крепит на доске квадратики, обозначающие звуки в слове – 5 квадратиков)

- Посмотрите, вот так, при помощи квадратиков, мы с вами будем обозначать звуки нашей речи.

- А теперь проверим, правильно ли мы составили звуковую схему слова ручка.

(прочитывают по схеме, произнося каждый звук слова)

- Сколько звуков в слове ручка?

б) игра «Поймай звук»

- А теперь давайте поиграем. Представьте, что у меня в руках «звуковой» мячик. Я буду «кидать» вам звук, а вы его должны поймать и повторить. Потом попробовать из пойманных звуков сложить слово. Попробуем?

(учитель произносит отдельно каждый звук слов и имитирует бросок мяча, дети «ловят» этот звук и повторяют, из пойманных звуков составляют слово: мама, мир, школа)

- Итак, из чего состоят слова в устной речи?

- Сделаем вывод: слова в устной речи состоят из звуков, но из звуков особых – их так и называют: звуки речи.

в) тренировочные упражнения

- А сейчас посидите тихо-тихо и послушайте: не услышите ли вы какие-то звуки.

(учитель включает из сотового телефона различные звуки: лай собаки, кряканье утки, ржание лошади, мяуканье кошки, звук сирены; дети объясняют, какой звук услышали)

- Вокруг нас можно услышать разные звуки. Давайте выясним, какие ещё можно услышать звуки. Поможет нам в этом букварь.

  1. Работа по букварю стр. 22-23.

а) беседа по картинкам стр. 22

- Рассмотрите картинки и объясните, какие звуки мы можем услышать?

(учащиеся объясняют по каждой картинке, что они могут услышать)

- Итак, мы выяснили, что вокруг много звуков, но все они отличаются от звуков нашей речи. Как вы думаете чем?

(учащиеся высказывают свои мнения)

- Из этих звуков нельзя получить слова.

б) работа со звуковыми схемами стр. 23

- Авторы букваря задумали слова и предлагают нам их разгадать. Но сначала надо научиться понимать задания, которые нас просят выполнить.

- Посмотрите на верхний ряд картинок и на звуковые схемы под рисунками. Из скольких звуков должны состоять задуманные автором слова?

- Предположите, какие это могут быть слова?

(учащиеся предлагают слова: ау и уа)

- Проверим, подходят ли эти слова к схемам. Сейчас будем произносить каждый звук слова и обозначать его квадратиком. У вас на столах лежат конверты с квадратами. Достаньте их.

(задание выполняется коллективно: учитель на доске, а учащиеся на партах, а потом схемы сравниваются)

* аналогично проводится работа со словами усы и осы

в) работа по выделению звука в слове

- Посмотрите на картинки нижнего ряда. Кто догадается, какие звуки мы должны в них выделить и назвать?

(выделяются и называются первые звуки, а потом сравниваются пары слов: слова разные, но что их сделало разными?)

 

IV. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что научились делать?