Открытый урок чтения. Приглашение к чтению "Великие читают, рассуждают, советуют…", 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель: развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Задачи:

  • Образовательная: расширение представлений учащихся о том, как и что читали и читают знаменитые люди и какие книги близки им.
  • Развивающая: развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
  • Воспитательная: воспитание внимания, расширение кругозора учащихся.

Оборудование и материалы:

  • Портреты (Императрица Екатерина II, Император Николай II, Путин В.В., Горький А., Бунин И.А., Пушкин А.С., принц Майкл Кентский); (см. приложение № 1)
  • Мультимедийный проектор, ноутбук (c установленным пакетом Microsoft Office 2003, программы Power Point и Publisher)
  • Информационные буклеты (по количеству учащихся) (см. приложение № 2).

Подготовительная работа:

  • Найти и отобрать необходимый материал;
  • Подготовить информационный буклет;
  • Провести анкетирование у учащихся (см. приложение № 3);
  • Разработать презентационный материал - сопровождение к уроку (см. приложение № 4)

Оформление:

  • на доске помещены портреты Императрицы Екатерины II, Императора Николая II, Путина В.В., Горького А., Бунина И.А., Пушкина А.С., принца Майкла Кентского;
  • по центру доски экран, на который будут проецироваться презентационные материалы;
  • учащиеся одеты торжественно: юноши - строгий костюм, девушки - светлый верх, тёмный низ;
  • по окончании Открытого урока Чтения оформить бюллетень "Эхо Открытого урока Чтения" (см. приложение № 5).

Ход урока

Учащиеся в течение всего мероприятия сидят за партами. Те дети, которые читают по ролям и об одном авторе сидят рядом (парами). Гости и учителя, приглашённые на урок, сидят на заранее подготовленных местах по усмотрению учителей организаторов.

Учитель литературы: - Уважаемые судари и сударыни! Уважаемые 11-классники!

Это особенный год в вашей жизни: вы ученики выпускного класса; этот год объявлен Годом русского языка по решению ЮНЕСКО; вы участники Открытого урока Чтения, проводимого в рамках международного Фестиваля "БиблиОбраз - 2007".

Чтение: помните, так назывался урок в вашем "первоклассном" расписании.

Готовясь к сегодняшнему уроку, мы провели маленькое социологическое исследование и узнали, что:

Классный руководитель: Комментирует диаграммы (см. приложение №4 "Наша статистика"), составленные на основе анкетирования учащихся (см. приложение №3).

- Мы провели социологический опрос. Предлагаем вашему вниманию итоги.

"Наша статистика"

В каком возрасте ты начал (а) читать?

4 - 5 лет: 57 %;

6 - 7 лет: 39 %;

8 7 лет: 4 %.

До какого возраста ты читал (а) с увлечением?

До 9 - 10 лет: 9 %;

до 12 - 13 лет: 30 %;

до 14 - 16 лет: 26 %;

до сих пор читают увлечённо: 35%.

С какого возраста ты перестал (а) читать?

С 13 лет: 9 %;

с 14 - 16 лет: 39 %;

до сих пор продолжаю читать: 52 %.

Чему ты посвящаешь время, которое раньше уделял (а) чтению?

4 % - занимаются уборкой комнаты;

4 % - увлечённо делают уроки;

4 % - "общаются" с компьютером;

8 % - танцуют, посещают художественные кружки;

13 % - слушают музыку;

16 % - занимаются спортом;

30 % - общаются с друзьями;

и лишь 21 % продолжают читать книги.

Учитель литературы: - Совсем недавно подводились итоги ОКР, и тогда Саша Пилецкая рассуждала:

Пилецкая Александра: - Школа - это мастерская, где хранятся и преумножаются традиции и духовные ценности народной культуры.

Учитель литературы: - Традиции, вековые традиции: мы их наследники, и одна из таких традиций - традиция чтения.

Перевернём несколько страниц Отечественной истории

  • XVIII век
  • На русском престоле Екатерина II.

Горбунова Татьяна: - Сначала она без разбора читала романы; потом ей попались под руку сочинения Вольтера, которые произвели решительный перелом в выборе ее чтения: она не могла от них оторваться и не хотела, прибавляет она в письме к самому Вольтеру, читать ничего, что не было так же хорошо написано и из чего нельзя было бы извлечь столько пользы. Таким образом, чтение перестало быть для нее только развлечением. Она принимается за историю Германии в 10 тяжеловесных томах, усидчиво прочитывая по одному тому в 8 дней, столь же регулярно изучает огромный, в четырех объемистых томах философский словарь Бейля, прочитывая по тому в полгода. В то же время она прочитала множество русских книг, какие могла достать, не пугаясь очень трудных по неуклюжему изложению. Она изощрила свое внимание, расширила емкость своей мысли, так что без труда прочла даже "Дух законов" Монтескье, вышедший в том же 1748 году, а "Анналы" Тацита своей глубокой политической печалью произвели даже необыкновенный переворот в ее голове, заставив ее видеть многие вещи в черном цвете и углубляться в интересы, которыми движутся явления, проносящиеся перед глазами. 8

Учитель литературы: - Конец XIX - начало XX века:. На престоле Николай II.

Закревская Алина: - Царь читал мастерски и на многих языках: по-русски, по-английски (на нём разговаривали и переписывались Их Величества), по-французски, по-датски, и даже по-немецки (последний язык был государю менее известен). : Чтение вдвоем было главным удовольствием царской четы, искавшей духовной близости и семейного уюта".

К выбору книг для чтения император подходил серьёзно. Каждый месяц заведующий Собственною Его Императорского Величества библиотекою Щеглов представлял царю около двадцати интересных книг, вышедших за этот период, своего рода библиографический обзор новинок литературы.

Среди этих книг государь выбирал ту, которую читал супруге: обыкновенно историческое сочинение или русский бытовой роман.

Совместное чтение царской четы во многом похоже на семейное чтение многих других русских семей того времени и все же имеет неуловимое отличие. Это не только чтение отдыха, это напряженное духовное общение любящих друг друга мужа и жены, необходимое обоим. Несмотря на страшную занятость императора, чтения вдвоём откладывались только в самых экстренных случаях, книги для чтения проходили двойной отбор, сначала библиотекаря, затем самого Николая Александровича. Но главным, пожалуй, является то, что необходимость чтения вдвоём не отпала и после того, как выросли дети. Чтения вслух в кругу семьи, вместе с детьми, не отменяли и не заменяли совместных чтений наедине.

В тревожные дни после отречения, когда семья находилась в Царском Селе в полной неопределённости относительно собственного будущего, в окружении недружелюбно, а часто и открыто враждебно настроенных солдат, Николай Александрович выбирает для ежедневного чтения вслух семье и приближённым занимательные романы, чтобы отвлечь всех, хотя бы ненадолго, от тревожной действительности.

Постепенно меняется репертуар чтения. Чем сложней, враждебней становится обстановка вокруг, тем больше требуется сил, чтобы переносить происходящее с достоинством. Чтение выступает как один из способов обретения этих сил. Сознательная глубокая религиозность всех членов царской семьи определила содержание чтения. Когда их лишаю возможности посещать службы, вместо служб читается Священное Писание, особенно в Великий пост.5

Учитель литературы: - Начало XXI века: Наш современник, Президент России В.В. Путин:

Послушаем его ответы корреспонденту.

Чтение по ролям Филимошкин Никита и Самойленко Алексей:

- Господин Президент, неудивительно, что многие хотят получше узнать о Вас как о человеке. Вопрос Виктора, он живёт в Сан - Диего в Калифорнии: "Хватает ли времени читать книги? И что Вы прочли в последние время?"

- В.ПУТИН: Я думаю, что любой человек, когда он занимается какой-то конкретной деятельностью, должен повышать свою квалификацию. Я читаю, собственно, сейчас две книги, обе касаются России. Первая - это "История правления Екатерины II", а вторая - книга Дмитрия Лихачева "Раздумья о России". Это книга об истории и философском осмыслении истории литературы и культуры России.

- Ещё из Англии вопрос от Скотт Пэка, из Виндзора, Великобритания: "Кто Ваши любимые авторы?"

- В.ПУТИН: Русская классика: Чехов, Толстой, Достоевский. Я с удовольствием читал в свое время Дюма и Жюля Верна, и Мопассана, и современную литературу тоже очень любил. У нас был очень хороший преподаватель в школе, он нас научил бережно относиться к литературе, научил пользоваться книгой. 6

Учитель литературы: - Страна с такой вековой традицией чтения не могла не подарить миру великую литературу.

XIX век стал золотым веком русской литературы, а её "солнцем" А.С. Пушкин

Лутошкина Ольга: - Пушкин находил особую прелесть в чтении даже скучных книг, объясняя это следующим образом: "Книгу занимательную вы проглотите слишком скоро, она слишком врежется в вашу память и воображение; перечесть её уже невозможно. Книга скучная, напротив, читается с расстановкою, с вдохновением; оставляет вам способность позабыться, мечтать; опомнившись, вы опять за неё принимаетесь, перечитывая места, вами пропущенные без внимания, и проч.".

В течение своей жизни Пушкин посетил очень много мест, и самым радостным моментом было для него знакомство с библиотеками.

В августе 1833 года он отправился на Урал и по пути заехал в Ярополец навестить тёщу Наталью Ивановну Гончарову. Жене, которой он писал очень часто, Пушкин среди прочего сообщает "Я нашёл в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал десятка три, которые придут к нам с вареньями и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен".4

Учитель литературы: - Сам очарованный магией слова, А.С. Пушкин и своих любимых героев наделял жаждой чтения.

Пилецкая Александра: "Евгений Онегин" Татьяна в библиотеке Онегина

- Татьяна взором умилённым

Вокруг себя на всё глядит,

И всё ей кажется бесценным,

Всё душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг:

И Таня, скрыв своё волненье,

Не без того, чтоб не вздохнуть,

Пускается в обратный путь.

Но прежде просит позволенья

Пустынный замок навещать,

Чтоб книжки здесь одной читать.

Через день

Уж утром рано вновь явилась

Она в оставленную сень,

И в молчаливом кабинете,

Забыв на время всё на свете,

Осталась наконец одна,

И долго плакала она.

Потом за книги принялася.

Сперва ей было не до них,

Но показался выбор их

Ей странен. Чтенью предалася

Татьяна жадною душой;

И ей открылся мир иной.

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним ещё два три романа,

В которых отразился век

И современный человек

Изображён довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Хранили многие страницы

Отметку резкую ногтей;

Глаза внимательной девицы

Устремлены на них живей.

Татьяна видит с трепетаньем,

Какою мыслью, замечаньем

Бывал Онегин поражён,

В чём молча соглашался он.

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает

То кратким словом, то крестом,

То вопросительным крючком.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Теперь яснее - слава богу -

Того, по ком она вздыхать. 3

Учитель литературы: - Первый Нобелевский лауреат в области литературы И.А. Бунин всю жизнь вёл читательский дневник. Даша Свечникова перелистала несколько страниц этого дневника:

Свечникова Дарья: - Заснул поздно, читал "Палату ном. 6". Волнение,- очень нравится,- мучительное желание и себе писать, и чувство, что ничего не могу, что я полный банкрот - и что вот-вот откроется эта тайна. И тоска, тоска, и мысль, что теперь каждый день дорог, что старость уже на пороге,- да, уже форменная старость.

На ночь читал Белого "Петербург". Ничтожно, претенциозно и гадко.

Кончил перечитывание двух рассказов Тургенева. Мастерство изумительное, но, в общем, читал равнодушно - исключение некот. страницы. Кое-что (почти все, вернее) читал как новое - так забывается Тургенев. Одно "Полесье" почти все по-настоящему прекрасно. Почти во всех рассказах,- да, кажется, даже во всех,- редкое богатство совершенно своих, удивительных по меткости определений чувств и мыслей, лиц и предметов.

Говорили об Андрееве. Все-таки это единственный из современных писателей, к кому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю. В жизни бывает порой очень приятен. Когда прост, не мудрит, шутит, в глазах светится острый природный ум. Все схватывает с полслова, ловит малейшую шутку - полная противоположность Горькому. Шарлатанит, ошарашивает публику, но талант. Впрочем, м. б., и хуже - м. б., и самому кажется, что он пишет что-то великое, высокое. А пишет лучше всего тогда, когда пишет о своей молодости, о том, что было пережито.

Дорогой товарищ писатель, я прочел 2 "советских" книжки - одну в стихах - "Василий Теркин" Твардовского-и другую в прозе, какого-то К. Паустовского (пожилой человек, интеллигентный), в которой есть рассказ "Корчма на Брагинке", - и в совершенном восторге и от "Теркина" и от "Корчмы"! Совершенная редкость в этой "советской" литературе! Не читали ли?

"Дон Кихота" я читал еще в детстве, - жалкое и сокращенное издание, жалкий перевод. Сейчас читаю полный, отличный перевод. Умен и талантлив был Сервантес на удивление! 10

Учитель литературы: - Для героя его рассказа "Антоновские яблоки" - чтение увлекательный экскурс в мир своих предков.

Брежнева Елена: "Антоновские яблоки" гл. III

: Когда случалось проспать охоту, отдых был особенно приятен. Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме - тишина. Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют. Впереди - целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша, оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие. Потом примешься за книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьянных корешках. Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами: хороши и заметки на их полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернешь книгу и читаешь: "Мысль, достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного": и невольно увлечешься и самой книгой. Это - "Дворянин-философ", аллегория, изданная лет сто тому назад иждивением какого-то "кавалера многих орденов" и напечатанная в типографии приказа общественного призрения, - рассказ о том, как "дворянин-философ, имея время и способность рассуждать, к чему разум человека возноситься может, получил некогда желание сочинить план света на пространном месте своего селения": потом наткнешься на "сатирические и философские сочинения господина Вольтера" и долго упиваешься милым и манерным слогом перевода: "Государи мои! Эразм сочинил в шестнадцатом столетии похвалу дурачеству (манерная пауза, - точка с запятою); вы же приказываете мне превознести пред вами разум:" Потом от Екатерининской старины перейдешь к романтическим временам, к альманахам, к сантиментально-напыщенным и длинным романам: Кукушка выскакивает из часов и насмешливо-грустно кукует над тобою в пустом доме. И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска:

Вот "Тайны Алексиса", вот "Виктор или дитя в лесу": "Бьет полночь! Священная тишина заступает место дневного шума и веселых песен поселян. Сон простирает мрачные крылья свои над поверхностью нашего полушария; он стрясает с них мак и мечты: мечты: Как часто продолжают они тонко страдания злощастнаго!.." И замелькают перед глазами любимые старинные слова: скалы и дубравы, бледная луна и одиночество, приведение и призраки, "ероты", розы и лилии, "проказы и резвости младых шалунов", лилейная рука, Людмилы и Алины: А вот журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку, ее полонезы на клавикордах, ее томное чтение стихов из "Евгения Онегина". И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою:1

Учитель литературы:- А.М. Горький: Алёша Пешков, чьё детство и отрочество прошло "в людях", где чтение было праздником и познанием жизни.

Антонов Евгений: "В людях"

В субботу, развешивая на чердаке бельё, я вспомнил о книге, достал её, развернул и прочитал начальную строку: "Дома - как люди: каждый имеет свою физиономию". Это удивило меня своей правдой, - я стал читать дальше, стоя у слухового окна, и читал, пока не озяб, а вечером, кода хозяева ушли ко всенощной, снёс книгу в кухню и утонул в желтоватых, изношенных страницах, подобных осенним листьям; они легко уводили меня в иную жизнь, к новым именам и отношениям, показывая мне добрых героев, мрачных злодеев, не похожих на людей, приглядевшихся мне. Это был роман Ксавье де - Монтепэна, длинный, как все его романы, обильный людьми и событиями, изображавший незнакомую, стремительную жизнь. Всё в романе этом было удивительно просто и ясно, как будто некий свет, скрытый между строк, освещал доброе и злое, помогая любить и ненавидеть, заставляя напряжённо следить за судьбами людей, спутанных в тесный рой. Сразу возникло настойчивое желание помочь этому, помешать тому, забывалось, что вся эта неожиданно открывшаяся жизнь насквозь бумажная; всё забывалось в колебаниях борьбы, поглощалось чувством радости на одной странице, чувством огорчения на другой.

Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем. 2

Учитель литературы: - Увлечение чтением определило профессию А.М. Горького, одного из пролетарских писателей, первого Председателя Союза советских писателей.

Читать приходилось много:

Другой писатель Новиков - Прибой вспоминал:

Клементьева Екатерина: Вот так, по воспоминаниям А. С. Новикова-Прибоя, читал журналы Максим Горький: "Взяв первый журнал, Алексей Максимович разрезал его и начинал не то читать, не то просматривать: Горький не читал, а, казалось, просто скользил по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали. Покончив с первым журналом, Горький принялся за второй, и все повторилось: он открывал страницу сверху вниз, как по ступеням спускался по ней взглядом, на что у него уходило меньше минуты, и так снова и снова, пока не добрался до последней страницы. Откладывал журнал и принимался за очередной".

Взяв тогда один из журналов, Новиков-Прибой выбрал в нем рассказ, небольшую повесть, цикл стихотворений, литературно-критическую статью и внимательно их прочитал (на что, кстати, у него ушло несколько часов), а на следующий день устроил Горькому небольшую проверку - высказав свои впечатления о прочитанном. Как он ожидал, Горький начал вскоре с ним спорить. Но вот чего не ожидал Новиков-Прибой, так это поразительной насыщенности горьковских возражений фактами: Алексей Максимович не только помнил фабулу повести, ход сравнения и образы, которые встречались в ткани обсуждающихся произведений. 7

Учитель литературы: - Мы говорили о людях неординарных, великих, и хочется думать, что вы услышали, как великие читают, размышляют, советуют:

А теперь познакомимся с принцем Майклом Кентским - двоюродным братом королевы Великобритании Елизаветы II, вернее послушаем его интервью.

Чтение по ролям Козлов Антон и Окунев Дмитрий:

- Этот год официально объявлен ЮНЕСКО Годом русского языка. А где Вы учили русский язык? Как часто Вам удаётся читать или говорить по-русски?

- Я начал учить русский язык свыше сорока лет назад, в 1960-е годы, когда учился в военной школе Беконсфилд. Это был очень качественный курс русского языка, составленный в основном эмигрантами из России. Хотя грамматику преподаватели английские учителя, разговорную практику у нас всегда вели носители языка, я помню, один был из Владивостока, другой из Латвии, ещё один из Москвы. Эти занятия оставили в моей памяти глубокий след, поскольку постоянно говорить на иностранном языке достаточно сложно. И нет ничего хуже уроков грамматики в понедельник утром. Хотя нет, наверное, всё-таки есть - и это занятия аудированием в понедельник днём (улыбается). После этого мне ещё довелось изучать русский язык, когда я жил во Франции. К сожалению, я никогда не жил в вашей стране, и поэтому у меня никогда не было "живой" практики, хотя я немало использовал своё знание русского языка во время своих поездок в Россию на протяжении последних пятнадцати лет. Для меня это было большим преимуществом, поскольку я заметил, что если иностранец в России хоть чуть-чуть пытается говорить по-русски, отношение к нему сразу сильно меняется. Поскольку я являюсь сам переводчиком и лингвистом по образованию, меня пригласили быть патроном британского Института лингвистов. И я с сожалением отмечаю, что в Великобритании становится всё меньше мест, где британская молодёжь может изучать русский язык. Хотя для его применения есть очень много сфер, и не надо забывать, что по-русски говорят люди на очень обширной территории - от Эстонии до Владивостока.

- А какие у вас любимые русские книги? Вы успеваете знакомиться с новинками современной российской литературы?

- Должен вам признаться, что поскольку я изучал русский язык, в военном учебном заведении, курса литературы как такового у нас не было, в всё, что я потом пытался читать, было моей личной инициативой. Читать по-русски мне всё-таки немного сложно, и поэтому большинство шедевров русской литературы я знаю по англоязычным переводам. Но могу вам с гордостью сказать, что моя дочь, которая учится в Америке, абсолютно самостоятельно, по своей инициативе начала читать русскую литературу ХХ века, Булгакова, другие книги. И я рад, что мог послужить для неё хорошим стимулом в этом, хотя специально и не настаивал, чтобы она читала русскую литературу.6

Учитель литературы: Российские традиции к чтению. Авторитет в мире, но: вот информация к размышлению. Прочитаем: Помолчим: Подумаем:

См. приложение № 4 "Информация к размышлению".

- О многих книгах мы сегодня услышали, среди них есть знакомые и незнакомые вам, но у каждого из вас, я уверена, есть хоть одна книга, которая запомнилась вам навсегда. Давайте все вместе составим список книг, любимых 11 В.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель литературы:Первый из списков, в который вошли сто лучших книг, составил английский учёный Джон Леббок в 1891 году. Составление списка самых популярных книг - тоже традиция. Представляем вашему вниманию один из последних таких списков. Сейчас их легко можно найти в Интернете.

Классный руководитель: Демонстрирует список (см. приложение № 4 "Сто лучших книг").

- О существовании данного списка я узнала впервые от Ольги Алексеевны. И когда я его увидела, то сразу начала отбирать те книги, которые прочитаны мною:

Николай Носов - Приключения Незнайки

Артур Конан Дойл - Собака Баскервилей

Лев Толстой - Анна Каренина

Михаил Зощенко - Рассказы

Иван Гончаров - Обломов

Борис Полевой - Повесть о настоящем человеке

Марк Твен - Приключения Тома Сойера

Федор Достоевский - Преступление и наказание

Роберт Льюис Стивенсон - Остров сокровищ

Астрид Линдгрен - Малыш и Карлсон

Григорий Белых и Леонид Пантелеев - Республика ШКИД

Вильям Шекспир - Ромео и Джульетта

Илья Ильф и Евгений Петров - 12 стульев. Золотой теленок

Майн Рид - Всадник без головы

Даниэль Дефо - Робинзон Крузо

Виталий Бианки - Лесные были и небылицы

Иван Тургенев - Первая любовь

Александр Пушкин - Евгений Онегин

Дмитрий Фурманов - Чапаев

Жюль Верн - 20 тысяч лье под водой

Кир Булычев - 100 лет тому вперед

Редьярд Киплинг - Маугли

Николай Гоголь - Тарас Бульба

Рони Старший - Борьба за огонь

Александр Грин - Алые паруса

Михаил Лермонтов - Мцыри

Александр Дюма - Три мушкетера

Михаил Шолохов - Они сражались за Родину

Михаил Пришвин - Лесной хозяин

Алексей Некрасов - Приключения капитана Врунгеля

Михаил Булгаков - Собачье сердце

Константин Паустовский - Мещерская сторона

Александр Беляев - Человек-амфибия

Всего лишь 33 книги от этого списка прочитаны, мне стало не по себе:

Изучая названия книг, наткнулась на произведения о существовании которых никогда не знала - Константин Щемелинин - "Я". Быстренько набрала в http://www.yandex.ru/ это название, думала что опечатка, но: Открылся сайт автора: "Основная идея книги заключается в том, что в ней описан весь путь становления главного героя от человека до всемогущего существа, равного "богу" - Хозяина Вселенных. В процессе этой эволюции ему приходится пережить 2 своих смерти, участвовать в Первой Галактической войне, познать абсолютную власть над времени и материей, а также ощутить горечь потерь и радость побед.

Книга называется "Я", и она написана от первого лица, которое на момент написания книги является Властелином Вселенных. Книгу можно условно считать, как в определенной мере продолжение, 2 книг: "Мастера и Маргариты" Булгакова и "Войны миров" Уэллса.

В целом, книга "Я" является многожанровым произведением: с фантастической сюжетной линией переплетены крупные философские отступления и столь же значительные описания научных и биологических объектов, а также описания всевозможных технологий будущего; таким образом, отдельные части книги сильно отличаются друг от друга, как по стилю, так и по языку".11

А сколько книг прочли вы из данного списка:

Презентация буклета (см. приложение №2, гиперссылка "Буклет")

Электронный вариант буклета проецируется на экран, а классный руководитель демонстрирует учащимся и гостям печатный вариант продукта.

Классный руководитель: - Готовясь к уроку, мы думали о том, как сделать так, чтобы память об этом дне осталась у вас навсегда. Представляю вашему вниманию буклет, который начинается словами Д.Дидро: "Люди перестают мыслить, когда перестают читать". Информационная составляющая данного буклета - это список из ста лучших книг. В любую минуту вы можете открыть его, отметить книги, которые вами уже прочитаны, кто-то поставит перед собой цель о необходимости прочитать все другие, кто-то избирательно подойдёт к выборке книг, кто-то прочитает слова, адресованные ему и, может, начнёт читать художественные произведения. Я лишь зачитаю слова, обращенные к вам, думаю, что ни для кого не составит труда узнать их авторов.

11 В! Вы мой самый последний и самый нечитающий выпуск, но: есть надежда, что наши уроки отзовутся в душе вашей и вы начнёте читать, чтобы понять себя и людей, окружающих вас. Читайте!

11 В! Вы мой самый первый и, я думаю, в будущем самый читающий выпуск. Помните, что чтение книг развивает мыслительные способности человека. Так будьте же вы существами разумными.

Блиц-опрос

Учитель литературы: - Был ли этот урок для вас приглашением к чтению? Почему?

Антонов Евгений: - На Открытом уроке Чтения нам презентовали список 100 лучших книг, и у меня появилось желание прочитать их все! Я думаю, что на чтение книг надо тратить не меньше времени, чем на просмотр передач ТВ и игры на компьютере, чтобы чтение вышло за рамки школьной программы, и тогда мы станем самой читающей страной в мире!

Заболотских Ирина: - Для меня приглашение к чтению состоялось. Я узнала, что читали мои соотечественники, и мне стало интересно прочитать хоть несколько страниц из этих книг, ведь они притягивали внимание великих людей, удивляли и вдохновляли их.

Свечникова Дарья: - Готовясь к Открытому уроку Чтения, я прочла несколько страниц читательского дневника И.А. Бунина. Меня удивила его высокая требовательность к художественному тексту, и захотелось почитать дневники других писателей, чтобы узнать, какие мысли волновали их.

Лутошкина Ольга: - Урок Чтения стал для меня своего рода призывом.

Получив буклет "100 лучших книг" огорчилась - о многих авторах я даже не слышала. Одним из таких является К. Щемелинин. Название его произведения, "Я", заинтриговало меня и вызвало желание прочитать.

Монтякова Ирина: - Для меня приглашение к чтению состоялось, и я поняла, что необходимо расширять тематику чтения.

Ухова Дарья: - Приглашение к чтению состоялось, но я не думаю, что те мои одноклассники, которые до этого не читали, побегут в библиотеку и станут любителями художественной литературы.

Дедюхин Андрей: - Меня поразили слова Д.Дидро, ставшие эпиграфом к буклету: "Люди перестают мыслить, когда перестают читать". Я как-то не связывал эти понятия, а теперь: я не хочу стать немыслящим человеком!

Блиц-опрос оформляется после проведённого урока отдельным бюллетенем "Эхо Открытого урока Чтения" и размещается в классной комнате и в кабинете литературы.

Литература:

  1. Бунин И. Избранные сочинения. Том первый. - Москва, 1996, с. 53
  2. Горький М. В людях. - Горьковское книжное издательство, 1963, с. 335
  3. Пушкин А.С. Евгений Онегин. - Москва, Художественная литература, 1986, с.301
  4. Степанова Т.В. Семейное чтение зачем? Ники читал нам: // //Школьная библиотека, 2004, №4
  5. Столяров Ю. Книга - "пища для души". // //Школьная библиотека, 2002, №4, с. 32
  6. http://www.gloriamundi.ru/smi/20070807/67531291.html
  7. http://vasilyev-school.ru/kakchtvel.htm
  8. http://www.rulex.ru/01060083.htm
  9. http://www.mk.ru/blogs/MK/2007/07/17/society/301072/
  10. http://www.proza.ru/texts/2005/05/18-38.html
  11. http://www.fantwriter.ru/kniga.shtml