Урок литературы в 10-м классе по теме "Необычная судьба Ф.И. Тютчева — человека и поэта"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Знакомство с биографией Ф.И. Тютчева, выявление особенностей жизненного пути поэта, которые повлияли на характер его творчества и личность.
  2. Развитие у обучающихся умения самостоятельно подбирать материал для сообщения; выступать перед незнакомой аудиторией.
  3. Пробудить интерес к судьбе и творчеству поэта.

I. Вступительное слово учителя.

Федор Иванович Тютчев – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении десятилетий и без которого, по словам Л.Н. Толстого, “нельзя жить”. Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателя своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи короткие. Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф.И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение отражается в лирических фрагментах поэта. Н.А. Добролюбов говорил, что Тютчеву “доступны и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но вопросами нравственности, интересами общественной жизни”

Мы знаем слова поэта, обращенные к убитому Пушкину:

Тебя, ж как первую любовь,
России сердце не забудет….

Или еще одно тютчевское стихотворения:

Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Знамениты романсы на стихи Тютчева “Я помню время золотое” (1836 г.), “Я встретил вас – и все былое” (1870 г), посвященное Амалии Лерхенфельд, в которую поэт был влюблен.

Звучит романс “Я встретил вас…”

II. Выступление учеников.

1. Слово учителя.

Ваши одноклассники подготовили сообщения о жизненном и творческом пути Ф.И. Тютчева.

Задание. Прослушав их, постарайтесь ответить на вопрос:

В чем необычность судьбы Ф.И. Тютчева – человека и поэта? (вопрос проецируется на экран)

2. Чтобы пробудить интерес у обучающихся к судьбе и творчеству поэта, ученица начинает рассказ о женщинах Тютчева (портреты Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дёрнберг, Елены Денисьевой, Амалии Лерхенфельд проецируются на экран).

Далее заслушиваются сообщения:

- Детство и юность поэта.

- Начало литературной деятельности.

- Длительная служба на чужбине.

- Возвращение на родину.

(Во время выступлений класс делает записи)

После выступлений обучающихся учитель повторяет вопрос и раздает вспомогательный материал:

Даты Города События Знакомства и встречи
05.12.1803 Овстуг

Брянский уезд

Орловская губерния

Рождение  
до 1819 Овстуг

Брянский уезд

Орловская губерния

Детство, первые стихотворные опыты С. Раич – поэт, переводчик античных поэтов
22.02.1818 г Москва Принят в члены общества Любителей российской словесности  
1819-1821 Москва Учеба в Московском университете М.П. Погодин – писатель, историк
1822 Мюнхен Начало дипломатической службы в русском посольстве Ф. Шеллинг – философ

И.В. Гете – поэт, автор “Фауста”

Г.Гейне – поэт-романтик

1826 Мюнхен Женитьба на Элеоноре Петерсон  
1836 Петербург Публикация первой подборки стихов в “Современнике” А.С. Пушкина  
1837 Турин Перевод в Италию старшим секретарем русской миссии  
28.09.1838 Петербург Смерть жены  
17. 07

1839

Ницца Женитьба на Эрнестине Дернберг

Уход в отставку

Возвращение в Мюнхен

 
1844 Овстуг

Москва

Петербург

Возвращение на родину П.А. Вяземский – поэт, друг Пушкина

В.А.Соллогуб – писатель.

Е.П. Ростопчина – поэтесса

С.Т. Аксаков – писатель, друг Гоголя

1850 Петербург Статья Некрасова “Русские второстепенные поэты” (републикацией 22 стихотворений)

Начло романа с Е.А. Денисьевой

 
1854 Петербург Первый сборник стихов (под ред. И.С. Тургенева)  
1858 Петербург Назначение на пост председателя комитета иностранной цензуры  
1864 Петербург Смерть Денисьевой  
1868 Петербург Второй сборник стихов (под ред. И.С. Аксакова)  
1870   Смерть брата и сына  
1872   Смерть дочери  
27.07.1873 Царское Село Смерть поэта  

III. Ответ на поставленный вопрос.

Работая в парах, десятиклассники делают вывод: необычность судьбы Ф.И. Тютчева – человека и поэта в

  • необычной одаренности и ранней карьере поэта и чиновника;
  • позднем начале публикации стихов и поздней славе;
  • необычно длительном пребывании вдали от родины (22 года)
  • знакомстве и общении с выдающимися представителями русской европейской культуре;
  • трагической судьбе близких поэта.

IV. Чтение стихотворений наизусть.

Задание: запишите название стихотворений, попытайтесь определить тему каждого стихотворения (тексты стихотворений раздаются)

Звучат стихотворения:

  • “Последняя любовь”
  • “А в небе тают облака”
  • “День и ночь”
  • “От жизни той, что бушевала здесь”
  • “О чем ты воешь, ветр ночной?”

V. Первичное восприятие.

- Понравились ли вам стихотворения? Какое особенно? Чем?

- Перечислите темы прозвучавших стихотворений.

VI. Подведение итогов. Комментирование оценок.

VII. Д.З. Выучить наизусть стихотворение (по выбору)

  • “Смотри как на речном просторе”
  • “Листья”, “Пожары”
  • “О, как убийственно мы любим…”
  • “Русской женщине…”