Обобщающий урок по теме "Безработица" (7-й класс)

Разделы: Экономика

Класс: 7


Каждый учитель часто задает себе вопрос о том, как сделать уроки не только полезными, но и интересными для ребят. Другими словами, ставится проблема реализации такого важнейшего принципа активизации учебно-познавательной деятельности, как формирование мотивации к обучению. Одним из методических приемов решения данной проблемы является игровая форма организации учебного процесса.

В процессе игры участники получают удовольствие не столько от результата, сколько от самого характера деятельности: свободной, эмоциональной, состязательной, творческой.

Предлагаемая игра “Экономическая десятка” позволит педагогу в увлекательной форме провести урок-обобщение полученных учениками знаний по теме, а учащимся- приобрести опыт принятия нетрадиционных экономических решений, реализовать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать контакт с товарищами по команде, приходить к взаимопониманию, почувствовать вкус к совместной работе, когда успех или неудача одного отражается на итоге деятельности всей команды. Достичь прогнозируемых в ходе игры результатов предполагается путем участия команд в игровых ситуациях - турах.

Цели игры:

  • способствовать усвоению и закреплению определенных экономических понятий.
  • развивать находчивость, смекалку, сообразительность.
  • воспитывать дисциплинированность, формировать чувство партнерства сопереживания, усиливать мотивацию к обучению, прививать интерес к экономике.

Оборудование:

  • учебная доска,
  • мел,
  • листы с ребусами (4 шт.),
  • карточки для учителя (ведущего; 10 шт.),
  • листы с текстами (2 шт.)
  • тексты двух задач с решениями,
  • бумага для выполнения работ.

Задания некоторых туров выполняются в письменном виде и сдаются жюри для проверки. При устном ответе: первой отвечает команда, которая раньше подала сигнал (поднятая рука…). Выигрывает та команда, которая наберет в ходе игры максимальное число баллов. Для наглядности набранные командами баллы записываются на доске.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.)

Образование 3 команд-фирм.

2. Вводное слово учителя (5 мин.)

Экономические преобразования в стране, развитие рыночных отношений требуют серъезной как экономической, так и психологической подготовки людей. С одной стороны, это приобретение элементарных сведений из области экономики, с другой - перестройка собственной психологии.

Сегодняшняя жизнь вводит вас, ребята, в бытовую экономику, даже заставляет зарабатывать карманные деньги. Возможно, вы хотите узнать больше о рыночных взаимоотношениях. Для этого и нужны различные бизнес-игры, конкурсы. В игровой обстановке легче усвоить или закрепить деловые понятия, попытаться осмыслить новую систему экономических взаимоотношений.

Придумываются названия команд (фирм). Выбираются капитаны команд (президенты фирм). Представляются судьи (жюри).

3. Игра (30 мин.) Команды по порядку отвечают, за правильный ответ - 0,1 балла.

1-й тур. “Лучший знаток экономических терминов”.

1. Положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться людей не может найти работу. (Безработица).

2. Синоним “рабочей силы”? (экономически активное население).

3. К какой категории относятся люди, имеющие работу хотя бы 1 час в день или временно отсутствующие на работе? (Занятые).

4. К какой категории относят людей в трудоспособном возрасте, не имеющих работу, но активно ее ищущих? (Безработные).

5. К какой категории относят людей в трудоспособном возрасте, не имеющих работу и ее не ищущих. (Выбывшие из состава рабочей силы).

6. Безработица, вызванная тем, что в любой промежуток времени какая-то часть людей ищет соответствующую их квалификации и целям работу. (Фрикционная безработица).

7. Что означает структурная безработица?

8. Дайте определение циклической безработицы.

9. Какой закон гласит, если фактическая безработица превышает естественный ее уровень на 1%, то производство сокращается на 2,5%. (Закон Артура Оукена).

10. По какой формуле определяется уровень безработицы?

()

11. По какой формуле определяется уровень занятости?

()

12. Виды безработицы. (Фрикционная, структурная, циклическая).

2-й тур. Фольклорный. (2 мин.)

Игрокам предлагается назвать пословицы на тему, например, “Бедность - богатство”. За каждую пословицу начисляется 1 балл.

  • Бедность не порок.
  • Бедному собраться- только подпоясаться.
  • У богатого телята, а у бедного ребята.
  • На бедного Макара все шишки валятся.
  • Голод не тетка, пирожка не подсунет.
  • Голодной курице все просо снится.
  • Чем богаты, тем и рады.
  • Не с богатством жить, а с человеком.
  • С сильным не борись, а с богатым - не судись.
  • Богатство разум рождает.
  • От трудов праведных не наживешь палат каменных.

3-й тур. Экономико-математический. (10 мин.)

Задача 1. В стране насчитывается 76 млн. человек в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. человек не работают и не ищут работу. (домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты..). В стране 4 млн. 600 тыс. человек безработных и 1 млн. человек - работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день. Определите уровень безработицы в стране.

Ответ: Численность рабочей силы = 76 – 30 = 46 млн. человек.

Уровень безработных = (избыточные данные для провокации, мне также нравится делать ошибки и очень приятно, когда дети находят их сами).

Задача 2. В стране в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых.

Определить численность рабочей силы, уровень безработицы и уровень занятости.

В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0,5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.

В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из-за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в стране в сентябре.

Ответ: 1. Численность рабочей силы: 90 млн. + 10 млн. = 100 млн. человек.

Уровень безработицы =

Уровень занятости =

2. Численность занятых = 90 – 0,5 = 89,5 млн. человек.

3. Количество безработных = 10 – 1 + 0,5 = 9,5 млн. человек.

Численность рабочей силы = 89,5 + 9,5 = 99 млн. человек.

Уровень безработицы =

4-й тур. (2 мин.) Решение ребусов на экономическую тему. (1 балл).

5-й тур. (2 мин.) Конкурс капитанов.

Из разных слов путем перестановки букв, получение нового слова- экономическое. (За правильный ответ- 0,5 балла).

- Зебра. Батон (безработная).

- Каноэ. Коми (экономика).

- Си. Пеня (пенсия).

- Лак. Мера (реклама)

- Парта. Лаз (зарплата)

- Ракурс. Тут (структура)

- Аз. Ток (отказ)

- Пресс. Идея (депрессия)

- Овод. Рог (договор)

- Спор. Аз (запрос)

6-й тур. (2 мин.) Поисковый. (нахождение обобщающего понятия; 0,5 балла).

1. Переезд, информация, активный поиск работы (безработица).

2. Состояние здоровья, работа, инвалид (выбывшие из состава рабочей силы).

3. Студент, рабочая сила, работа (занятые).

4. Экономика страны, человек, опасность (циклическая безработица)

5. Внедрение новейших технологий, сокращение рабочих мест, поиск работы (структурная безработица).

6. Специальность, работа, перемена места жительства (фрикционная безработица).

7-й тур. (2 мин.) “Эрудит”. (1 балл).

Из экономического понятия составить как можно большее количество слов. У кого их больше - тот и победитель данного тура.

(Примечание: 1 букву можно изменить).

РАБОТА (работодатель, безработный, безработица, работник…).

8-й тур. (2 мин.) Экономический диктант.

Прочитайте текст и правильно вставьте пропущенное в тексте слово. За каждое вставленное понятие- 0,5 балла.

Поскольку высокий уровень безработицы оказывает в целом (негативные) последствия на экономику страны, то государство взяло на себя обязанность регулировать (занятость) в стране и устранять негативные последствия (безработицы). Основная (задача) государства – удержать это явление в пределах (естественной) нормы, которая предполагает наличие фрикционной и (структурной) безработицы.

9-й тур. (2 мин.) Историко-экономический.

Предлагается назвать древнегреческого ученого, который ввел понятие “экономика”. Время на обдумывание- 1 мин. Команды имеют право назвать 3 буквы (по 1 букве каждая). Ответ принимается при поднятой руке. За правильную букву- 0,1 балла, а за сразу отгаданное слово - 1 балл.

(Ответ: Аристотель).

Дополнительно 0,5 балла получает та команда, которая назовет 2 древнегреческих слова, лежащих в основе понятия “экономика”, и укажет, что они означают.

10-й тур. (3 мин.) Выбор правильного ответа. (0,5 балла).

1. Человек, потерявший работу из-за спада в экономике, увеличивает:

а) фрикционную безработицу

б) структурную безработицу

в) циклическую безработицу

г) естественную безработицу

(Ответ: циклическую безработицу).

2. К категории безработных будет относиться:

а) металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать.

б) уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и прекратил поиски.

в) текстильщица, переведенная на режим неполной рабочей недели.

г) программист, который уволился с работы потому, что его не удовлетворяла выплачиваемая там зарплата.

(Ответ: Г).

3. Уровень безработицы при полной занятости:

а) учитывает только фрикционную и структурную безработицу.

б) учитывает только циклическую безработицу.

в) учитывает все виды безработицы.

г) равен нулю.

(Ответ: А).

4. Одним из способов уменьшения естественного уровня безработицы является:

а) увеличение минимальной заработной платы.

б) улучшение системы информации в сфере занятости.

в) увеличение размера пособия по безработице.

г) верно а) и б).

(Ответ: Б).

Подведение итогов.

Объявление итогов председателем жюри. Вручение призов команде-победительнице. Оценка игры учителем.

Дополнительное задание (при наличии времени).

Игра “Буквоед”.

Даются несколько буквенных “колес”. В них записаны слова, но некоторые буквы выпали. Нужно определить эти слова (можно по часовой и против часовой стрелки читать слова).

0,5 балла. ( А может команда придумает свои слова).

Домашнее задание (1 мин.)

Составить кроссворд по теме “Безработица”.

Заключение.

Вот и закончилась игра, подведены итоги. Я думаю, что все участники таких обобщающих уроков по теме будут довольны. Ведь игра способствовала усвоению и закреплению определенных экономических понятий, развивала находчивость, смекалку, сообразительность, воспитывала дисциплинированность, формировала чувство партнерства, сопереживания, а также прививает интерес к экономике, усиливает мотивацию к обучению.