Литературно-поэтическая композиция по экологии Ямала

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Показать зависимость всего живого от деятельности человека.
  • Вывести учащихся на понимание всеобщей связи и
    зависимости природных и социальных явлений.
  • Формировать на научной основе убежденность в
    необходимости сохранения и сбережения всего разнообразия
    живых существ.
  • Способствовать приобщению учащихся к активной творческой деятельности.

Зал празднично убран.

Расставлены цветы, кашпо размещены по стенам зала. Светильники обвиты лианами или растениями типа плюща. Плакаты, красочные стенгазеты, экспресс- листки.

На сцене - журнальный столик, пара кресел, цветы. Звучит музыка П.И.Чайковского.

Слышен голос ведущего (в записи).

Берегите наш Ямал,
Берегите!
На тропинке солнечные блики,
На камнях мелькающую птицу
Ясный месяц над речным покоем
Берегите наш Ямал!
Берегите!

Звучит спокойная музыка. На этом фоне ведущий читает стихи.

Ведущий.

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Ямала в их руках,
Но темнеют страшные ожоги
У Ямальской тундры на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрешь ли, Человек?

Дорогие ребята!

22 апреля - День Земли.

Его отмечают в мире более 30 лет. Именно сегодня мы поговорим о Ямале, где мы живём. Именно сегодня мы начинаем праздник природы.

1 ученик:

Суров наш край, бесконечно долго тянется метельная зима.

Ненадолго появляется на сером зимнем небе холодное солнце. Жестокие морозы сковывают почти до дна многочисленные озёра и реки.

(Дети исполняют 1 куплет песни “Это называется природа”)

Мы любим тундру в это время года Мы слышим речек медленную речь ... Всё это называется природа, Всё это называется природа, Мы любим природу, Давайте же всегда её беречь!

2 ученик:

В краю родном вьюги и бураны в диких танцах носятся, вьются спорят между собой. Чей голос сильнее, чей танец лучше?

И что ни месяц - и ветры, и танцы их разные. И имена им даны - каждому своё.

3 ученик:

Я - западный ветер. Дух тундры называюсь. Я приношу с собой туманы. К холоду инеем крою.

4 ученик:

А я - северный ветер. Полуночник называюсь.

Снег с собою приношу, вьюги затеваю.

5 ученик:

Я - восточный ветер - летун называюсь.

Всё перемешаю, снег в сугробы сбиваю.

6 ученик:

А я - южный ветер.

После моего дыхания долго снег ледяной коркой покрыт.

7 ученик:

Белым - бела тундра зимой. И все, кто здесь живут - белые.

И куропатка, и песец, и даже сам ветер.

8 ученик:

Пусть беден ты Север травой и листвой,
Пусть взял ты в подруги метели и вьюги Земли снеговой.
И всё же, и всё же
Ты самый любимый Край наш родной!

(Входит фея, звучит спокойная мелодия)

Фея: Здравствуйте, ребята!

Я - фея. А зовут меня - Экология. Ведущий: А что такое экология ? Фея: Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Ведущий:

Ещё недавно Ямал был неизведанной землёй. А.сейчас метр за метром земля отнимается у тундровика. Уже изувечены миллионы гектаров тундры. Да, мы должны добывать нефть и газ. Но если люди погубят природу, они и сами погибнут.

Фея:

Загрязнение рек, гибель многих растений и животных тундры, растущие горы мусора - всё это признаки грозной опасности, которая нависла над Ямалом. Теперь сигнал о помощи раздаётся не только с тонущих кораблей.

Всё чаще звучит в природе: “ Sos! Sos! Sos!”

Все вместе: “Остановись! Одумайся! Пощади!” - шепчет тундра, (все дети показывают плакаты)

Ведущий: Дело охраны природы касается каждого из нас.

Поэтому ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны природы.

Дорогая фея, давай подумаем вместе: будет ли природе хуже, если мы сломаем несколько веточек? Или просто поймаем одну единственную необыкновенную бабочку.'

Фея:

Да! Природе будет хуже!

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе.

1 ученик:

Тундра, беззащитная тундра,
Как поранить тебя и обидеть нетрудно.
А рубцы твоих ран заживают нескоро,
И глядят нам в глаза молчаливым укором.

2 ученик:

Ахнул выстрелом воздух, небо в воду упало,
Белый лебедь тревожнозакружился над талом.
Так зачем же спешил он сквозь последнюю вьюгу,
Коль безжалостно люди застрелили подругу?

1 ученик:

Рыбья мечется стая в безысходной тревоге,
Кто-то сети расставил, ей закрыта дорога.
Серебро каменеет в холодеющих спинах,
Боль застыла немая, раскричаться не в силах.

Ведущий: Многие растения и животные, которые раньше встречались, оказались под угрозой исчезновения, поэтому они внесены в Красную книгу (показать книгу).

Красная книга - это книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. Цвет переплёта книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно, может случиться беда!” В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. Жёлтые, белые и зелёные. Хранится она в швейцарском городе Морже. В книге даются сведения об исчезающих видах животных и птиц.

Фея: В Красную книгу занесены моржи, некоторые виды тюленей, белый медведь. Сейчас, пока не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти.

2 ученик:

Не забудьте же, люди, за горячей работой,
Вы всесильны и мудры только вместе с природой, (показывают плакат)
Завтра нашу планету детям щедро вручаем,
А сегодня мы с вами
За неё отвечаем.

Ведущий: Каждый год уменьшаются ягельные пастбища, снижаются запасы рыбы, уменьшается количество пушного зверя. Поэтому в Ямальском районе утверждены природоохранные участки.

ученик: река Хадыта со всеми притоками.

ученик: лесные реки в районе п.Яр-Сале

ученик: р.Яда - Хадыта

ученик: система озёр Ярро - то

ученик: р. Юрибей до устья

ученик: р. Морды - Яха

ученик: система Нейтенских озёрэ Ерката до устья

ученик: Саб-Яха зелёная до устья, р.Тамбей

Ведущий: Прекрасен мир тундры, а люди часть его.

Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир!

5 ученик:

Берегите нашу тундру, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
(все вместе) Берегите всё вокруг себя!

Дети исполняют последний куплет песни “Это называется природа”:

Красивый вальс танцует наша тундра,
Дрожит в окне вечерняя звезда,
Природой называется всё это,
Природой называется всё это,
Мы любим природу,
Давайте же беречь её всегда!

Ведущий: Дорогие ребята!

Приглашаем вас пройти экологическими тропами тундры, полюбоваться её чудесами, восхититься северным сияньем, удивиться богатству Ямала. Вас ждут интересные турниры, Ямальский КВН, викторина “Край наш северный” и другое. С программой праздника вы познакомитесь в передаче “ ЭКО Ямала”.

Успехов вам, ребята!