Формирование эколого-валеологической компетенции учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье как условие свободы жизни является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни в естественной и социальной природе вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития. По мнению Б. Спинозы, здоровье является важнейшим условием совершенства человека, оно оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.

Высокий уровень заболеваемости школьников, обусловленный, с одной стороны, их недостаточно здоровым образом жизни, а с другой, стрессогенным характером образовательного процесса, указывает на необходимость и важность формирования у учащихся школы на уроках и во внеурочной деятельности важнейшую на наш взгляд и ключевую – эколого-валеологическую компетенцию.

Мы должны обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Главными задачами нашей работы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника; новое качество пропаганды медицинских и, в частности, гигиенических знаний.

Учителя биологии, химии, физики, физической культуры, ОБЖ нашей школы начали работать над этой проблемой несколько лет назад и поставили перед собой

Цель: создание благоприятных условий для формирования эколого-валеологической компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности и как результат высокий уровень социальной компетентности выпускника школы.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Познакомиться с существующим инструментарием мониторинга образованности личности для оценки уровня результата образования.
  3. Продумать систему мониторинга сформированности эколого-валеологической компетенции учащихся.
  4. Дополнить рабочие программы.

ГЛАВА 1

Словосочетание “эколого-валеологические знания”, введенное З.И. Тюмасевой и используемое нами, отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов знаний. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей среды. Под эколого-валеологической компетенцией понимается – уровень образованности, который характеризуется знаниями о валеологической и экологической культуре и основах безопасной жизнедеятельности, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и способах практической деятельности. Это позволило нам обозначить проблему поиска путей и условий формирования и развития эколого-валеологических знаний, умений и навыков, которая обеспечивает не только эффективное изучение таких дисциплин, как биология, химия, физкультура, ОБЖ и предметную экологизацию учебных курсов, но и целесообразную оздоровительно-просветительскую работу с родителями школьников, нацелив их на активное поддержание и развитие своего здоровья и здоровья детей в течение всей жизни.

Решение данной проблемы мы видим в следующем: во-первых, следует дополнить федеральный компонент содержанием, направленным на формирование данной компетенции. Во-вторых, поскольку понятие “компетенции” является понятием процессуальным, т. е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности, необходимо разнообразить виды и формы организации деятельности учащихся. Особое внимание следует уделять поисковой и исследовательской деятельности школьников в образовательном процессе, создавать учебно-практические ситуации, в которых школьник приобретает опыт самостоятельной познавательной деятельности, необходимой для развития компетентности.

Большие возможности для этого предоставляет вариативная часть государственного образовательного стандарта (национально-региональный и школьный компонент). На его основе можно выделить следующие компоненты деятельности учителя:

1. Формулировка диагностичной цели.

Деятельность учителя должна быть направлена на достижение основной цели современной школы, которой является формирование социальной компетентности выпускника. Например, учащийся, обладающий эколого-валеологической компетенцией, должен (на примере предмета физики):

• знать:

1) физические параметры окружающей среды (температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, ускорение свободного падения и др.) и их нормы для комфортного состояния человека;

2) виды загрязнений окружающей среды (химические, физические, биологические) и их влияние на человека;

3) физические характеристики и возможности человеческого организма (температура тела, артериальное давление, сопротивление тканей, развиваемая скорость, мощность и др.) и способы их определения;

4) методы оценки состояния окружающей среды;

5) пути и методы защиты окружающей среды.

• уметь:

1) оценивать экологическую ситуацию (владение методами);

2) определять физические характеристики и возможности своего организма;

3) эффективно использовать ограниченные ресурсы природы и человеческого организма.

• иметь следующие ценностные ориентации:

1) забота о собственном здоровье и здоровье окружающих;

2) бережное отношение к окружающей природе.

2. Начальная диагностика образовательных потребностей учащихся.

Важным условием формирования у учащихся ключевых компетенций и компетентностей является учет и максимальное удовлетворение образовательных потребностей школьников.

На данном этапе учителю следует выявить наличие уже имеющихся у учащихся образовательных потребностей (стремления школьников к приобретению знаний, умений и качеств личности, составляющих ключевые компетенции) и их уровень. Диагностика осуществляется разными методами: в результате наблюдения за деятельностью учащихся, проведением анкетирования, тестирования, организацией бесед и пр. Для получения объективной информации в диагностировании принимают участие не только школьники, но и их родители, учителя, одноклассники.

В частности, для выявления образовательных потребностей школьников в знаниях и умениях, составляющих эколого-валеологическую компетенцию, учащимся предлагается комплекс вопросов и диагностических заданий, позволяющих не только определить степень информированности учащихся в вопросах данной компетенции, но и вызвать у них интерес к изучаемой проблеме, например:

  1. Является ли для Вас значимым знание факторов окружающей среды и их влияние на здоровье человека? Перечислите известные Вам факторы.
  2. Перечислите физические характеристики для оценки собственного здоровья.
  3. Предложите пути и методы улучшения экологической обстановки в своем районе.
  4. Удовлетворены ли Вы имеющимися знаниями и умениями в области экологии и здоровья человека или хотели бы их пополнить?

Следует также выявить жизненно важные для учащихся вопросы и предпочтительные для каждого ученика виды учебно-познавательной деятельности.

3. Отбор содержания, выбор методов и форм учебно-познавательной деятельности для формирования ключевых компетенций учащихся и их развития.

Для формирования ключевых компетенций, в том числе эколого-валеологической в процессе обучения химии, биологии, физики, физкультуры необходимо создавать условия для самостоятельного решения школьниками познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других вопросов, решать личностно значимые для школьника проблемы.

На данном этапе целесообразно максимально использовать потенциал вариативной части ГОСа (национально-региональный и школьный компонент).

Названные выше учебные предметы являются предметами федерального компонента ГОСа, поэтому реализация национально-регионального компонента (НРК) в процессе их изучения возможна путем включения регионального содержания для расширения и углубления основных разделов и тем. НРК раскрывается через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение обучающимися конкретным видом культуры.

Например, в качестве основных линий образования в Свердловской области выделены те, которые позволяют наиболее полно раскрыть специфику региона в прошлом и в настоящее время:

  • художественная культура;
  • социально-экономическая и правовая культура;
  • культура здоровья и охраны жизнедеятельности;
  • экологическая культура;
  • информационная культура.

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода.

Школьный компонент ГОСа реализуется путем включения в учебно-воспитательный процесс элективных курсов по интересам учащихся. В нашей школе это такие образовательные программы, как “ Основы медицинских знаний”, “Химия в повседневной жизни человека”, “Будь здоров! Всегда здоров!”, “ Химия и питание”, “ Эволюция и жизнь”, “ Проектная деятельность”. Основными критериями отбора содержания учебного материала при реализации вариативной части ГОСа являются: соответствия образовательным потребностям учащихся и дополнение федерального компонента содержанием, направленным на развитие ключевых компетенций.

Учебно-познавательная деятельность должна быть высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер и иметь высокую практическую направленность. В частности, при формировании эколого-валеологической компетенции необходимо иллюстрировать учебный материал примерами влияния природных факторов на здоровье человека, методами измерения и определения основных физических характеристик человека и т.п. Для повышения уровня мотивации учащихся в него следует включать сведения о регионе, исторический материал, материал практической направленности и т.д.

В качестве форм и методов организации учебно-познавательной деятельности целесообразно применять следующие: подготовку сообщений по интересующим учащихся вопросам экологии и валеологии, ведение дневника здоровья, экскурсии, полевые практикумы, экспериментальные задания, лабораторные работы, создание комплексных проектов, элективные курсы и пр.

4. Оценка уровня сформированности компетентностей учащихся.

Компетентностный подход требует изменений в системе оценивания. Недостатками традиционного подхода в образовании является преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений. Необходима переориентация контроля на оценку способности учащихся применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях, использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем.

Для оценки уровня результата образования в виде совокупности сформированности компетентностей мы используем количественный метод оценки, который был предложен нашим научным руководителем, доктором педагогических наук, профессором Зуевым П. В.. Этот метод заключается в следующем:

В каждой компетентности выделяется определенное число структурных единиц. В частности, при изучении химии в эколого-валеологической компетенции нами выделены: знания (5 единиц), умения (3), и ценностные ориентации (2) ( см. выше). Вводятся весовые коэффициенты, например: для знаний – 1, для умений – 1,5 и для качеств личности – 2. Затем, суммируя все знания, умения и качества личности с учётом весовых коэффициентов, получаем максимально возможный результат: 5–1+3–1,5+2–2–13,5 – это соответствует 100 %.

Далее выделяются уровни сформированности компетентности:

До 50% – низкий;

50–70% – удовлетворительный;

70–90% – достаточный;

свыше 90% – высокий.

Выявление знаний, умений и качеств личности осуществляется по специально разработанным показателям и критериям в ходе наблюдения за деятельностью учащихся, беседы с ними, анкетирования, тестирования и др. Для повышения валидности данного метода одни и те же составляющие компетенции следует проверять в различных ситуациях и при использовании большего числа вопросов и заданий.

Вся деятельность учителя по формированию ключевых компетенций должна сопровождаться постоянным отслеживанием промежуточных результатов и внесением своевременных корректив в организацию процесса обучения.

Таким образом, если модернизировать все компоненты педагогической системы ( цели, содержание, формы, средства и методы обучения), а также методику оценки достижений учащихся, то такая работа позволит осуществить успешное формирование ключевых компетенций учащихся, в том числе эколого-валеологическую и как результат – высокий уровень социальной компетентности выпускника школы.

ГЛАВА 2

Важнейшим условием любой деятельности и тем более инновационной является состояние здоровья учащихся школы. Наблюдая общую тенденцию роста хронических заболеваний в самом раннем возрасте, педагогический коллектив одной из важнейших функций по выполнению Государственного образовательного стандарта в части НРК считает валеологическую. Содержательные линии образования “Культура здоровья и охрана жизнедеятельности” и “Экологическая культура” проходят через все образовательные области в части содержания образования. Наиболее ярко эта направленность представлена на уроках биологии, ОБЖ, физической культуры, обслуживающего труда, химии. В связи с этим выполняются нормы нагрузки учащихся с учётом их физического развития, возрастных особенностей и состояния здоровья; нормы и правила по санитарно-гигиеническому состоянию и охране труда. На свежем воздухе проходят уроки физкультуры по лёгкой атлетике и лыжной подготовке, что обеспечивает выраженный оздоровительный эффект, способствующий закаливанию и укреплению здоровья, а на уроках гимнастики используется музыкальное сопровождение, что вызывает положительные эмоции и стимулирует ритмику двигательной деятельности ребёнка. Два раза в год учителями физической культуры проводится мониторинг физического развития учащихся, который позволяет корректировать нагрузку на уроках, выявляет слабые стороны физических качеств каждого ребёнка и в дальнейшем способствует развитию этих качеств. Благодаря тесному взаимодействию учителей физкультуры и медицинских работников в образовательном процессе результатом здоровье сберегающих технологий являются быстрейшее выздоровление учащихся после болезни и включение в учебный процесс. За последний год 16 учащихся школы были переведены из подготовительной группы здоровья в основную и из специальной – в подготовительную.

Учителя химии и биологии, внедряя в образовательный процесс метод проектов, формируют все ключевые компетентности у учащихся, и компетенции, в том числе эколого-валеологическую. Например, десятиклассники (21 человек – 7 групповых и 5 индивидуальных работ) работали над проектом “Химия и реклама”. Целью проекта является расширение знания учащихся о применении бытовой химии в повседневной жизни. Участники проекта должны доказать, противоречит ли содержание рекламы тем законам и понятиям естественных наук, которые мы изучаем в школе и проанализировать действие некоторых химических веществ, содержащихся в рекламируемых продуктах, на организм человека. Материала по этой теме немного. Приходиться работать с новейшими научными статьями, опубликованными в газетах и журналах, а также Интернет ресурсами. Многие проекты по этой проблеме являются исследовательскими.

Большое внимание уделяется учителями пропаганде здорового образа жизни. Проводятся встречи со специалистами учреждений здравоохранения, организуются конкурсы газет и плакатов на темы пропаганды здорового образа жизни.

Эколого-валеологическая компетенция формируется не только при изучении учебных предметов, но и через организацию школьной жизни, через её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Т.о. реализуются составляющие НРК выше названных содержательных линий. В школе стали традиционными Дни Здоровья, туристические походы выходного дня, где учащиеся приобретают от общения с природой только положительное: здоровье, практические умения, эмоциональный подъём. Используя свои знания и умения, учащиеся нашей школы неоднократно принимали участие в городских турслётах и добивались успеха. Не редки летние однодневные и многодневные походы.

Уже 4 года в нашей школе действует экологический кружок и агитбригада “ Гринмис”, которая очень активно работает, её знают и в городе, и в округе, и в области. Так в 2003 году она заняла 2 место в экологическом конкурсе Горнозаводского округа “ Марш парков”, в 2005 году получила благодарность от администрации Кушвинского Городского округа за активное участие в экологическом марафоне “Благодать” и в выставке “Сохранение природы – дело молодых!”, в 2006 году она заняла 2 место в областном экологическом форуме.

Специфичен облик школы в летний и осенний периоды. Обширные цветники вокруг школы радуют всех. Это труд наших учащихся и учителей биологии.

Во главе с учителями физкультуры в школе проходят спортивно-тематические соревнования между классами: акция “ Молодёжь – за ЗОЖ!”, “ Анти-пиво”, где школьники участвуют не только в спортивных состязаниях, но и в теоретических викторинах; в младшем и среднем звене “Весёлые старты”, праздники с привлечением и участием родителей “ Мама, папа, я – спортивная семья”. Ежегодно проводятся Малые олимпийские игры для учащихся начальных классов и старшеклассников. Благодаря сложившейся системе работы учителей физической культуры уроки физкультуры являются любимыми в школе, а результаты итоговой аттестации по предмету и достижения в различных видах спорта на уровне города и области доказывают высокий уровень физической подготовленности учащихся. Спортсмены школы занимаются в пяти школьных спортивных секциях, а также в городских секциях тяжёлой атлетики, пулевой стрельбы, хоккея, футбола, Детской юношеской спортивной школе олимпийского резерва и достигают отличных результатов в различных видах спорта. Это подтверждается наличием большого количества грамот, дипломов, благодарностей за участие в различных соревнованиях.

Подводя итоги первого этапа инновационной деятельности, что тема эксперимента нам интересна, она активизировала нас на поиск новых методов и форм работы, заставила переосмыслить свою деятельность.

Перспективу своей деятельности мы видим в проведении мониторинга уровня сформированности эколого-валеологической компетенции, апробировании системы оценивания. Первые шаги уже сделаны. Под руководством научного руководителя, доктора педагогических наук, профессора Зуева П.В., мы структурировали компоненты: знания (когнитивный), умения (деятельностно – практический), качества личности (личностно – смысловой) в таблицу. В данной таблице представлены компоненты составляющих образованности содержательных линий образования “Культура здоровья и охрана жизнедеятельности” и “Экологическая культура” обязательного минимума содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников среднего (полного) образования (ГОС НРК). Методика оценивания описана в 1 главе. Каждая составляющая компонента может быть оценена в 0, 1, 2 балла. Тогда максимальный балл, с учетом весового коэффициента по первому компоненту составляет 8 баллов, по второму – 12, по третьему – 12. Суммарный балл по всем компонентам составляет 32 балла. Вычисляя фактически полученный балл школьником, можно найти % уровня сформированности компетенции.