Сценарий массового постановочного урока "Урок толерантности"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Урок проводится в рамках недели толерантности, в ноябре.

Урок создан по технологии современного массового постановочного урока и рассчитан на массовую аудиторию учащихся 8-11 классов. Для проведения урока задействуются учащихся 9 класса.

Форма урока: массовый постановочный урок

Общая цель мероприятия: воспитание толерантности, развитие таких качеств как терпимость друг к другу, гражданственность, патриотизм.

Цель урока, является двухуровневой

1 уровень – для учащихся, которые участвуют в уроке как носители информации и организаторы

2.уровень – для учащихся, которые присутствуют на уроке в качестве зрителей

1 уровень:

Познавательная: формирование у обучающихся знаний о межнациональной проблеме в России.

Развивающая: развитие умений находить информацию, анализировать, применять ее по назначению, использовать программу “Power Point” и “Excel” для наглядного оформления найденной информации и применения ее на уроке, развитие умений доносить информацию, умений держаться на публике, работать в команде, ставить четкие цели и распределять обязанности в рабочей группе.

Воспитательная: совершенствование таких качеств у учащихся как самостоятельность, дисциплинированность, собранность, работоспособность, умение сотрудничать, умение работать в творческой группе, сплочение классного коллектива, формирование таких качеств как толерантность, гражданственность и патриотизм.

2 уровень:

Познавательная: формирование у обучающихся знаний о межнациональных проблемах России.

Развивающая: анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: совершенствование таких качеств у учащихся как дисциплинированность, собранность, умение дружить, уважение к другим, формирование таких качеств как гражданственность и патриотизм.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, микрофоны, музыкальная аппаратура, сцена, реквизит.

Структура урока:

Урок состоит из 3 блоков:

  1. Другие нации. Посвящен отношениям с представителями различных национальностей и народов. Направлен на формирование толерантного отношения учащихся к другим культурам, обычаям и народам.
  2. Другие поколения. Посвящен отношениям между различными поколениями, поднимает проблему “отцов и детей” и проблему “старшие – младшие”. Направлен на воспитание уважительного отношения к представителям других поколений, бережного отношения к младшим.
  3. Неприемлемые явления. Посвящен самым ярким проявлениям национальной нетерпимости: войнам, расистским и нацистским организациям, терроризму. Нацелен на воспитание неприятия и отвращения к таким проявлениям нетерпимости.

Сценарий постановочного урока

Категория детей: 8-11 класс.

Звучит песня “Ты, я, он, она…”

Проходит рассадка. Рассадка осуществляется по принципу из каждого класса по одному человеку т.е. 8а,8б,10а,11б и т.д., что бы рядом сидели ребята, малознакомые друг другу.

Звучит музыка “Музыка исцеляющая душу”, приглушенный свет в зале, световой акцент только на карту.

1 раздел : Другие нации. (слайд “Урок толерантности”)

1 ведущий: Однажды, (слайд Родители и маленькая девочка) когда я была маленькой, я спросила у мамы: “А какой я национальности?” Мама мне ответила: “На этот вопрос не так просто ответить: дедушка твой с Дона, а прабабушка из Армении”.

Когда я обратилась с этим вопросом к отцу, он мне ответил: “ Мы носим немецкую фамилию, и хотя считаю себя русским, корни нашей семьи уход в Германию. Твой прапрадед был немцем”. Тогда я подошла к карте, которая весела на стене и увидела:

(слайды “Армения”) Армения – прекрасная, горная страна. Славиться своими песнями и озером Севан, чистым и прозрачным, как слеза младенца. Армяне – гордый, красивый народ, с богатой историей.

(слайды “Германия”) Германия – старейшая Европейская страна, богатая своей культурой и ролью в истории человечества. Германия – это Рейн, Берлин, множество маленьких уютных городков.

Ведущая берет в руки стикер красного цвета и говорит: (слайд “Красное сердце”) Красный цвет любви и горячего сердца. Красный – цвет крови, кровного родства. Так как во мне бежит кровь разных народов, то я в родстве с ними. Армения – я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этой страны (вешает красный стикер на карте на Армению), Германия - я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этой страны (вешает красный стикер на карте на Германию)

2 ведущий (выходит на сцену, а первый в это время ее покидает) В этом (слайды “ ВДЦ Океан”) году мне посчастливилось побывать во Всероссийском детском центре “Океан”. Там были ребята с 25 регионов России, в нашем отряде были ребята разных национальностей, представители различных национальных республик. Несмотря на то, что все мы были очень разные, всех нас теперь связывает крепкая дружба (слайды фото отряда).

Ведущая берет в руки стикер зеленого цвета и говорит: (слайд “Зеленый росток”) Зеленый цвет – цвет спокойствия, развития, мудрости. Зеленый цвет - цвет уважения и дружбы. Бурятия, (слайды с изображением перечисляемых регионов) Якутия, Еврейский автономный округ, Хабаровский край, Читинская область, Томская область, Тюменская область теперь для меня не просто регионы на карте, это близкие мне места, там живут мои друзья (вешает зеленые стикеры на карту). Я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этих регионов.

3 ведущий (выходит на сцену, а второй в это время ее покидает) (слайд “Панорамы города”) Я живу и учусь в Междуреченске, в России. Но так было не всегда. Я родилась в другой стране. Казахстан. Бескрайние степи под (слайды “Казахстан”) лазурным небосводом, озеро Балхаш, янтарные пшеничные нивы, поля тюльпанов, седой ковыль. Там мои друзья, мое начало. Моя родина. По национальности я русская значит (слайды Россия) Россия тоже моя родина.

Ведущая берет в руки стикер желтого цвета и говорит (слайд “Желтое солнце”) Желтый – цвет солнца и жизни, цвет радости. Как два солнца светят для меня две Родины – Казахстан – я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этой страны (вешает стикер на карте на Казахстан) Россия – я уважаю, понимаю и принимаю культуру и обычаи этой страны (вешает стикер на карте на Россию, Кемеровскую область)

2 раздел. Другие поколения.

Звучит музыка “My Memory.”.

4 ведущий (выходит на сцену, а третий в это время ее покидает). (слайды “Счастливая семья” ) Я счастливый человек. У меня есть семья. Есть мама, папа и маленький брат. Но, к сожалению, между нами часто возникает непонимание. У меня много друзей и интересов, вне семьи. Я люблю проводить время с друзьями, но родители не понимают меня. (слайд “Ссора”) Они часто придираются ко мне, им кажется, что если я буду все время сидеть дома, то я стану лучше, умнее. Но ведь это не так. Я не понимаю их. Я грублю и отстаиваю свою точку зрения. Но в то же время мне не хочется, что бы между нами были конфликты. Я люблю свою семью.

Ведущая берет в руки стикер розового цвета и говорит: (Слайд “Розовый цветок”) Розовый цвет – цвет надежд и нежности (слайды “Нежность”), доброты, понимания (вешает стикер на слово “Взаимопонимание”). Я хочу, (слайд “Семья держится за руки”) что бы мы с родителями понимали друг друга.

5 ведущий (выходит на сцену маленькая девочка, а четвертый в это время ее покидает). Я еще пока (слайд “класс начальной школы”) маленькая. Я люблю ) ходить в школу. Но, находясь там, я боюсь. Боюсь, что старшие (слайд “Толпа старшеклассников”) обидят меня. Что толкнут, ударят, пусть даже нечаянно, но ведь мне все равно больно. Когда я иду гулять во двор, я тоже боюсь старших. Взрослые мальчишки во дворе обижают нас, малышей, могут отобрать деньги, телефон. Мне это не нравиться. Когда я вырасту, я постараюсь не стать такой злой и черствой. Я хочу, что бы малыши не боялись меня, а доверяли.

Ведущая берет в руки стикер голубого цвета и говорит: (слайд Голубое небо”) Голубой цвет – цвет чистого неба, цвет доверия и безоблачных отношений. (Вешает стикер на слово “Доверие”) Я хочу не бояться, а доверять (слайд “Рука взрослого и ребенка”) и учиться у старших (уходит со сцены).

3 раздел: Неприемлемые явления.

Клип “Планета Россия”.

6 ведущий. Выходит на сцену, в руках свеча. Однажды я листала старый семейный альбом. Там (слайд “ фронтовик”) я нашла фотографию молодого парня в форме. Как я узнала потом, это мой прадед. И он навечно (Великая отечественная война) остался молодым бойцом, потому, что он не вернулся с фронта. Он погиб, как и много таких же молодых парней, в жестоких и кровавых боях.

7 ведущий. Это мой отец с друзьями. У него замечательные друзья, только (слайды “Афганцы. Афганистан”) их судьбы омрачает война. Война в Афганистане. Никому ненужная и беспощадная.

8 ведущий. (слайд “Воин”) Мой старший брат и его друзья прошли Чечню, это мрачные черные, незаживающие раны. Много (слайды “Чеченская война”) молодых, замечательных парней не вернулось из Чечни.

6 ведущий. Черный (слайд “Черная дыра”) цвет – скорби, потери, цвет войны (держит черный стикер в руках).

7 ведущий. Мы не приемлем войну…(вешает стикер на слово война)

Все вместе: пока горит эта свеча, мы скорбим о тех, кто погиб в военных конфликтах. Война, своим черным безжалостным сапожищем прошла практически по каждой семье и поколению, (слайд “ Траурные венки”) лишая их самых лучших…(Отходят с зажженными свечами в глубь сцены).

9 ведущий. У меня есть друг. Он замечательный: добрый, умный, веселый. (слайд “Девушка и парень”) Его папа из Таджикистана. И в этом проблема, потому, что у моего друга кожа темнее моей и другой разрез глаз. Когда мы выходим с ним на улицу, некоторые люди позволяют себе обзывать его “чуркой”. Мне это больно слышать, ведь на самом деле он такой же, как все и даже лучше.

Эти ребята тоже были лучшие. ( слайды “Фотографии жертв межнациональных конфликтов”)Были, чьими то детьми, братьями, сестрами, любимыми. Были учениками, студентами . Но находятся нелюди, которые считают(слайд “Скинхеды”), что имея другой цвет кожи эти ребята не имеют права на жизнь, на мечты… Националисты, скинхеды – нелюди в человечьем обличье. Черный – цвет вражды и ненависти, цвет черных дел. Я не понимаю и не принимаю национальную вражду. Пока (слайд “Горящая свеча”) горит эта свеча я скорблю в память о погибших от рук националистов и скинхедов, от рук нелюдей. (вешает стикер на национальную вражду, отходит в глубь сцены).

10 ведущий Я (слайд “Дети в школе”) простой ученик. Однажды, когда я пришел домой с линейки, я включил телевизор и увидел ужас…(звучит песня Беслан, идут слайды “Захват школы в Беслане”) (автора песни нам выяснить, к сожалению не удалось, поэтому в сценарии приведены слова песни)

Сентябрь, Осетия, солнечный день.
Дети в школу идут, у них сегодня важный день
Но вдруг по всем телеканалам передали сообщение:
Захвачена школа, захвачены дети…
Но никто не поверил, такого не бывает
Этот мир сошел с ума, уже детей убивают.
Но кем же смертным мог быть приказ такой дан
На связи экстренный выпуск, на связи город Беслан
Люди всего мира сплотились без остатка
Им не могут помочь, они под дулом автомата.
Третьи сутки они без еды и питья
Школа в полном оцеплении. Так и слышишь школа дня.
Мир замер. Но лидер сегодняшний, верим мы в тебя
Не позволишь захватить, покалечить дитя.
И вот удача пришла, начались переговоры
Но что-то вдруг пошло не так и зарыдали горы.

Грянул взрыв, затем второй, вот слышны автоматы,
В гуще дыма вдруг внезапно появились силуэты.
И вот кто-то кричит, наши дети бегут,
Им стреляют прямо в спины, кровь и слезы текут.
Люди в панике спасали всех бегущих к ним детей
И никто не смотрел, кто тут свой, а кто чужой
Кровь на детских телах ужасала всех вокруг
И вот кто-то воскликнул: “Школу штурмом берут”.

Слышны выстрелы внутри, в ход пошли гранатометы
Дети с криком бегут, по ним стреляют с пулемета
Те кто вырвался бежали, бежали без оглядки
Крик “За что, за что, ведь это наши дети”
По всем телеканалам передают картинку
Бежит маленькая девочка, в крови, почти раздета
Упала на дорогу, лежит и громко плачет
И лишь слышен ее крик: “О мама, где ты”…

(Звучит музыка ) Такие же ребята (слайды “Дети – жертвы Беслана”) как я: постарше, помладше. Кто имел право, лишить их детства, лишить их жизни. Даже те, кто их них не погиб искалечены на всю жизнь, искалечены страхом, их глаза не светятся радостью, их глаза выражают скорбь… Терроризм – жестокость, неоправданное ничем унижение и уничтожение людей. Пока горит эта свеча, я скорблю в память обо всех жертвах террористических актов… Черный – цвет пустоты, цвет ада. Нет аргумента, который бы оправдал терроризм. Я не понимаю и не принимаю его.

На сцену выходят все ведущие со свечами, под музыку стоят.

1 ведущий. В мире много цветов – (слайд “Радуга”) есть цвета жизни, окрашивающие наши дни в яркие краски радости, чистоты, дружбы, родства. Есть краски скорби, ненависти и пустоты. Каким цветом раскрасить свою жизнь выбирает сам человек. Наши души тоже раскрашены разными красками , и какими зависит от того, как мы воспринимаем мир, как относимся к другим людям. Мы все разные, но если мы будем уважать друг друга, будем терпимыми, то наша жизнь станет ярче, а небо (слайд “Поле с разноцветными цветами”) безоблачней.

Ребята, встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки. Посмотрите на соседа слева, взгляните друг другу в глаза и скажите “Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя”, теперь соседу справа “Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя”, не торопитесь разжимать руки, ведь пока вы все вместе, вы сильнее и можете окрасить мир в те цвета, которые должны быть…

К уроку, учащимися была подготовлена большая презентация, включающая более 100 слайдов. К сожалению из-за ограничения размеров приложений , нет возможности представить ее. Поэтому в сценарии указан приблизительный набор слайдов, сопровождающих слова ведущих.

Примечание: Файл презентации, можно получить у автора.

1.04.2008