Интегрированный урок по русскому языку и информатике на тему "Систематизация тропов"

Разделы: Русский язык, Информатика


Пояснительная записка.

Интеграция представляется одним из перспективнейших инновационных приемов, способных решить многие из проблем современного предметно- разобщенного образования.
Внутрипредметные интеграционные механизмы бывают четырех видов. Важнейшие из них – метаязык, который, «описывая два различных языка как один, заставляет всю систему восприниматься субъективной точки зрения в качестве некоторого единства». К примеру, интегрированный урок русского языка и информатики состоит из следующих принципиально различных областей: художественного текста (эстетическое сознание), исследования текста, создание информационной компьютерной модели (рационально-научное сознание), урочной деятельности ученика (детское сознание). В процессе своей деятельности учитель описывает  различные знаковые реальности, соединяет их в единое содержательное пространство и организует урок таким образом, что об одном и том же предмете говорили на разных языках: искусства, науки, детского восприятия,  в формах устной и письменной речи.
В процессе подготовки интегрированного урока образовательное пространство наполняется многими компонентами: художественными произведениями, исследованиями, компьютерным моделированием,  объяснениями учителей, ответами учащихся. Акцентуация содержания (отбрасывание одних элементов и привлечение других) позволяет привлекать разнородные элементы и создавать из них целостное образовательное пространство.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з по информатике и русскому языку.
  3. Практическая работа № 1 «Редактирование модели тропов поэтической тетради». (Работа в группах) 15 мин.
    • Обсуждение в группах.
    • Выполнение практической работы на ПК.
    • Защита работ.
  1. Практическая работа № 2 «Написание сочинения – миниатюры с использованием поэтической тетради». (Работа в группах) 15 мин.
    • Написание сочинения-миниатюры.
    • Подбор музыкального сопровождения.
    • Представление своих работ.
  1. Домашнее задание.
  2. Подведение итогов

Цель урока:

Цели по информатике:

  • обобщить понятия модели, системы и структуры;
  • закрепить умения учащихся работать с  текстами, таблицами и рисунками в Word;
  • совершенствовать навыки создания презентаций в PowerPoint.

Цели по русскому языку:

  • систематизировать знания об основных видах тропов;
  • повторить способы их выражения;
  • продолжить создание поэтической тетради «Пока горит словесная лампада»;
  • подготовить материал к написанию сочинения о Коломне;
  • воспитывать  любовь к Родине, ее культуре, историческому прошлому.

Задачами данного интегрированного урока являются:

  • активизация познавательной деятельности учащихся (через создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);
  • усиление практической направленности (через создание продукта и овладение практическими навыками работы на компьютере);
  • оптимизация труда учителя (через накопление методического и дидактического материала);
  • развитие творческих, коммуникативных качеств (через организацию работы в группах);
  • обучение образцовой речи, умению комментировать и делать филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы;
  • формирование у молодого поколения любви к Родине, культуре  и родному языку;
  • систематизация знаний с целью подготовки к ЕГЭ.

Методы, применяемые на уроке, можно разделить на две категории:

  • используемые только на уроке русского языка или информатики, требующие внимательного отношения к содержанию курса и возможного пересмотра его реализации:
  • использование различных обучающих программ по русскому языку и информатике;
  • использование тестирующих программ или оболочек для наполнения их тестами по русскому языку и информатике;
  • использование метода групповой, парной и индивидуальной работы;
  • использование различных видов проверки (текущий, промежуточный, итоговый контроль);
  • проверка практических, общеучебных умений и навыков.
  •  разделы традиционной информатики:
  • текстовый редактор внедрение рисунков и редактирование текстов;
  • создание компьютерных моделей на основе электронных презентаций по изучаемой теме.
  • разделы русского языка:
  • создание поэтической тетради «Пока горит словесная лампада»;
  • систематизация знаний об основных видах тропов и способах их выражения и практическое умение создавать сочинения разных жанров.

Учебно-материальное обеспечение:

  • компьютерный класс 12 ученических машин и 1 учительская, локальная сеть, мультимедийный проектор;
  • компьютерное программное обеспечение:
    • табличный процессор Microsoft Word,
    • программа создания презентаций Microsoft PowerPoint,
    • мультимедийный проигрывателем Winamp,
    • программа психологической релаксации (авторская работа);
  • компьютерная презентация интегрированного урока русский язык-информатика (авторская работа), тест по русскому языку и информатике (оболочка и тест авторская работа);
  • поэтические тексты о Коломне Л. Пышкиной «Северка», П. Радимова «Коломна»., Ю. Горбатова «Мосты» и А. Ахматовой  «Под Коломной», музыка и песни коломенских авторов Федоров А.М «Любимый край», «Притяжение», «Коломенский Арбат», Бирюков «Над Коломной звон»,          «Васильковая Русь», «Подмосковье», «Моя Коломна», «Колокола»., репродукции картин коломенских художников М. Абакумова, Савиновой И.И., Савинова Г.М.;
  • опорные конспекты, таблицы классификации тропов, таблицы классификации моделей, интерактивные поэтические тетради, таблица правильного оформления цитат в тексте.

ХОД УРОКА

830 лет  Коломна – это   моя Родина. Горжусь ею.

И.И. Лажечников

На экране проецируется фильм, отредактированный учащимися 11 класса, посвященный историческим местам Коломны. Фильм сопровождается кратким комментарием.
Объявляются цели и задачи урока.
Проверка домашнего задания:
Для подготовки к работе с таблицами в текстовом процессоре Word вспомните алгоритм и ответьте на вопросы в опорных конспектах (Приложение 1).

  • Как выделить, скопировать и вставить фрагмент?
  • Как вставить таблицу, добавить строку или столбец?
  • Как выделить в таблице ячейку, столбец, строку, всю таблицу?
  • Как объединить, разбить ячейки?
  • Алгоритм работы в двухоконном режиме.

Выставите балл.

Работаем в парах. Вспомните определения тропов, используя опорные записи.Выполните задание на компьютере:

  1. Загрузите файл Тест.doc (Приложение 2)
  2. Выберите в тесте тропы.
    Пользуясь средствами Word, перенесите их в таблицу.
    Сохраните в файле Тест1.doc. (Приложение 3)
  3. Проверка по ключу, на экран высвечивается таблица:
Эпитет
Литота
Олицетворение
Сравнение
Перифраза
Метафора
Метонимия
Гипербола
Ирония
Аллегория
Синекдоха

Выставите балл.

Вспомните, что такое модель, моделирование, структура , система и систематизация. Выполните тест mod-sist.dat (Приложение 4) .
Выставите балл.
– На уроке объектом наших исследований и моделирования будут тропы.
Элементами какой системы являются  тропы? (Элементами художественных произведений: Л. Пышкиной «Северка», П. Радимова «Коломна», Ю. Горбатова «Мосты» и А. Ахматовой «Под Коломной».)
– К какому классу моделей относятся тропы?
Заполняют таблицу в опорном конспекте (Приложение 1), пользуясь опорной таблицей «Классификация моделей» (Приложение 9).
Проверка по ключу, на экран высвечивается таблица:
– К какому классу моделей относятся тропы?

классификация
объекты
с учетом фактора времени по способу представления моделей по форме представления моделей
тропы статические Информационные –  вербальные словесные
  Информационные – знаковые – некомпьютерные  
  Информационные знаковые компьютерные структурные

Выставите балл.

Целью работы является редактирование поэтической тетради «Пока горит словесная лампада», т.е. разработка информационной знаковой компьютерной модели тропов художественных произведений в структурной и словесной форме.   Инструментом моделирования будет текстовый процессор Word и программа для создания презентаций PowerPoint.
Приступаем к практической работе (15 мин).
­– Вспомните,  что такое эпитет и каковы способы его выражения по опорной таблице Тропы. (Приложение 7) (Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
Эпитеты выражаются различными способами:

  • именем прилагательным, причастием;
  • наречием;
  • именем существительным – приложением.)

– Воспроизведем словесную модель  стихотворения Л. Пышкиной «Северка».
Демонстрируется презентация (Приложение 5) под музыкальное сопровождение автора И.В. Родионовой «Коломенка», читается стихотворение Л. Пышкиной «Северка». (Приложение 6).
– Таким образом, с использованием технических средств создается информационная знаковая компьютерная модель стихотворения в словесной форме.
Для работы с поэтической тетрадью вспомните, технологию работы с рисунками и гипертекстом в текстовом процессоре Word  и ответьте на вопросы в опорных конспектах. Работаем в парах.
Откройте третью страничку поэтической тетради (Приложение 8) (в которой отсутствует информация, выполненная в цвете ее вносят учащиеся в процессе выполнения практической работы) и внесите примеры, встретившихся вам эпитетов. Создается информационная знаковая компьютерная модель поэтической тетради в структурной форме.
Проверка по ключу (Приложение 10). Вписываются эпитеты из стихотворения Пышкиной.
Выставите балл.

Работа в парах. У доски учащиеся читают наизусть понравившиеся стихотворения о малой родине коломенских авторов, выступления сопровождаются демонстрацией видеоряда, созданного из репродукций и фотографий местных художников, фотографов, отображающих содержание стихотворения. Таким образом, с использованием технических средств создается информационная знаковая компьютерная модель стихотворения в словесной форме.

  • 1 группа: Словесная модель. Павел Радимов. «Коломна». Мелодия «Подмосковье» авторы Родионова И.В. отличник народного просвещения РФ, лауреат именной премии губернатора Московской области, учитель высшей кв. категории ученица 5 класса Голубцова Анна. (Приложение 6 и Приложение 11).
  • 2 группа: Словесная модель. Юрий Горбатов. «Мосты». (Приложение 6 и Приложение 12).
  • 3 группа: Словесная модель. Анна Ахматова. «Под Коломной». Мелодия «Моя Коломна» музыка Федорова А.М. (Приложение 6 и Приложение 13).

Вспомните, что такое метафора, пользуясь опорной таблицей (Приложение 7).
Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов либо явлений в каком-либо отношении.
Разновидность метафоры – олицетворение.
Проанализируйте стихотворение. Выделите яркие тропы. Продолжите редактирование поэтической тетради (Приложение 8) (в которой отсутствует информация, выполненная в цвете ее вносят учащиеся в процессе выполнения практической работы) и внесите изменения с учетом графических связей между элементами системы. Продолжается создание информационной знаковой компьютерной модели поэтической тетради в структурной форме.
Работа в группах.
Каждый из групп, проведя системный анализ предложенных стихотворений, внесла наиболее яркие тропы в создаваемую нами модель тропов поэтическую тетрадь «Пока горит словесная лампада» и указала взаимосвязи между элементами.
Проверим модель по сводному ключу. На экране появляются изображения.(Приложение 14 и Приложение 15).
Выставите балл.
После заполнения и проверки по ключу модели поэтической тетради наступает минута релаксации, которая проходит под музыку Р. Казанцевой «Васильковая Русь», с использованием видеоряда из репродукций картин коломенских художников: Савиновой И.И., Савинова Г.М. и фотографий родного края. Минута релаксации позволяет не только отдохнуть, но и настроиться на следующий вид работы.

Практическая работа. (15 мин.)

Выполните дифференцированное задание:

  1. Используя выделенные вами наиболее яркие тропы и материалы поэтической тетради, напишите сочинение-миниатюру натему «Моя Коломна» (по впечатлениям от прочитанных стихотворений).
  2. Выберите музыкальное сопровождение и  иллюстрацию длясловесноговоспроизведениятекста сочинения-миниатюры.

Ответьте на вопросы:

  1. Является ли сочинение-миниатюра новой системой тропов?
  2. Укажите важный принцип функционирования системы.
  3. По каким правилам функционирует данная система?
  4. Является ли выделенный компонент элементом новой системы?
  5. Какого типа систему получили? (материальную, нематериальную или смешанную)

Ответы:

  1. Сочинение-миниатюра новая система тропов.
  2. Важныйпринцип целостность функционирования.
  3. Система функционирует по правилам разомкнутой системы.
  4. Выделенный компонент - элемент новой системы.
  5. Получили нематериальную систему.

Балл

Работа в группах

В начале работы учащиеся обсуждают жанр сочинения, составляют черновые наброски, распределив работу в группах. По одному учащемуся из группы подбирают музыку и видеоряд для своего сочинения. Используются отрывки из мелодий «Коломенский Арбат» и «Любимый край» автор Федоров А.М., «Над Коломной звон» автор Бирюков в обработке школьной студии звукозаписи под руководством Ткачева А.Н. Один из учащихся отвечает на вопросы. Двое работают над созданием сочинения. Тексты сочинений (Приложение 16).

По окончании работы двое учащихся от каждой группы выходят к доске. Один зачитывает сочинение – миниатюру, другой воспроизводит видеоряд, таким образом, создается информационная модель сочинения в словесной форме.
Далее учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Выставляется балл по информатике, а по русскому языку оценка будет выставлена после проверки сочинений учителем.

Урок заканчивается подведением итогов, выставлением оценок по русскому и информатике на основе суммарного количества баллов.

Домашнее задание.

  • Заполните страничку «Сравнение» в поэтической тетради, вспомнив определение сравнения и способы его выражения
  • Используя тропы, напишите сочинение-миниатюру, «Место в Коломне, где поет душа».
  • Подберите видеоряд для своего сочинения.

Звучит «Притяжение» Федорова А.М. Ребята собираются на экране идет продолжение фильма и песни «О Коломне» авторы группа «Кондор».